с портсменовмужество , у мение быстро ориентироватьсявсложной обстановке, п овышают мастерство вождения. Вот почемускаждым годом растет популярность кроссов, ш ирятся ряды их участников. Наверное, к аждый водит ельзнает теперь именамастеров кросс овыхтрасс , ч ьи победы не разбылиотмеченызолотымимедалями чемпионов | с траны , — Г. К раюхина , В. Корсакова, В. Я щенко , К. Ж иткова , Т. Э верта , А . К урочкиваидругих . В автокроссеисейчас есть нерешенные проблемы. Самая давняя средин их — подбор такихтрасс , к оторые гар антировалибысохранность автомобил ейив то жевремясоздавали водител ям трудности, преодоление которых требует настоящегомастерства . Вопрос этот приобретает все большуюактуаль ­ ность с ростом автомобильногопарка страны и пополнением рядов водител ей — п отенциальныхучастников кроссов. Вл. ЕГОРОВ, м астер спорта, п редседатель комитета автокросса ФАС СССР„ИЖ-РАЛЛИ"К тому, что мотоциклетный Ижевск стал и автомобильным, мы уже начали привыкать . И все же «Иж-раллн» звучит для нас пока что необычно. Видимо потому, что много лет мы слышим другие словосочетания с «ИЖ» — «ИЖ-кросс», «ИЖ-многодневка», «ИЖ-ШКГ», имеющие отношение к мотоспорту. Минувшим летом, в жаркие июльские дни (тогда и был сделан снимок, публикуемый на 4-й странице обложки) в польском этапе первенства Европы по авторалли советская команда впервые выступила полностью на ижевских «москвичах». Дебют, к ак принято говорить в таких случаях, о казался удачным. Ижевцы привезли домой приз за победу в заводском зачете, который вручается команде, п оказавшей лучший результат по трем экипажам . Иными словами, «Ижралли» получил приз за прочность и надежность. А это, согласитесь, немало. Каков же он, этот спортивный вариант ижевского «москвича»? Тому, кто оценивает машину лишь по внешним атрибутам, бросятся в глаза ярко-желтая окраска кузова с большими квадратами на передних дверях для спортивных номеров, дополнительные фары . Специалист же отметит многое другое. И то. что направлено на усиление и защиту отдельных узлов, наиболее уязвимых при движении по плохим дорогам, и то, что создает максимальные удобства экипажу во время ралли. Р асскажем об этом несколько подробнее. В соответствии с требованиями спортивной классификации автомобиль имеет такназываемые дуги безопасности, которые создают жесткийкаркас кузова. Пороги усилены двухмиллиметровыми накладками из «нержавейки». Они служат не только для защиты от ударов при езде на плохой дороге, но и дают возможность пользоваться специальным домкратом с удлиненной рейкой, Чтобы преодолевать большие расстояния без заправки горючим, «ИЖ-ралли» снабжен бензобаком увеличенной емкости (92 литра). Сделан он из двух нижних половинок серийного, москвичовского изащищен снизу полиэтиленовым листом. З ащищены на автомобиле и другие узл ыи детали. Титановый.лист с окнами в передней части (для вентиляции подкапотного пространства) предохраняет в пути переднюю подвеску, к артеры двигателя, сцепления и коробки передач, масляный фильт-р. Конструкторы изменили монтажную схему тормозной системы и системы питания. упрятав большую часть трубопроводов в салон автомобиля, и усилили крепление приемной трубы глушителя. Позаботились ио том, чтобы при неожиданном выходе из строя узлов электрооборудования можно было легко «переключиться». Для этого в цепи установлены дублеры, Использование более широких дисков колес с шинами размером 6,45 —13 улучшило устойчивость автомобиля (колея раздалась на 40 мм). Во время соревнований все до мелочей должно быть под рукой — инструмент, запчасти, питание, медикаменты. Они размещаются в специальных карманах на спинке заднего и передних сидений. Бачок омывателя перенесен в салон и закреплен около основания антенны. Так легче следить за уровнем жидкости и доливать ее при необходимости. К тому же на автомобиле установлен второй насос омывателя ветрового стекла, которым может пользоваться штурман. Панель приборов включает штурманское оборудование. Рулевое колесо обшито чехлом с поролоновой прокладкой. Есть дополнительные фары , облегчающие движение с большой скоростью при плохой видимости (в дневное время они защищены чехлами). Вот. пожалуй, все, что можно назвать при беглом перечислении особенностей раллистского ИЖа. Большинство названных раллнстских приспособлений известны в тех или иных вариациях. Но на ижевских машинах они применены не кустарно, а в соответствии с разработанной технической документацией. На заводе относятся к спорту, участию в ралли какк важному участку работы, где автомобиль проверяется в самых жестких условиях эксплуатации. М. ГРИГОРЬЕВАВТОМНОГОБОРЬЕЕс лиисходитьиз существующ ихпредставлений об автоспорте какостихии скорости, то этот комплекс соревнований может показаться лишенным динамик и . М еждутемв автоспорт ивной «табели орангах » ему отводится почетное место. Внешне скромное автомногоборье полновнутреннегодинамизмаиявляетсясамым что нина есть шофер ­ ским состязанием, доступным каждому водителю — молодому и опытному, любителю и профессионалу. Автомногоборье как самостоятельный вид автоспортапоявилосьсравнительнонедавно — п ервыевсесоюзные соревн ованиясостоялисьв1963 году, перв ыйчемпионатстраныв 1965-м, но ни одно другоесостязание не можетсравнитьсяснимсейчас по своей распространенности. На каждом автомобильном предприятии ив автомотоклубе, в каждомрайонеи городе нынепроводяттакойкомплекссоревнований , в котором пров еряетсяводительскоеумениеи военн ая подготовка. Т рудносказать , к ому первому пришла идея объединить два наиболее близкихшоферамсостязания — на мастерство вожденияинаэкономию топл ива — в одно. Д а это инестольужважно . Г ораздоважнее , что предложен ­ ное Федерациейавтоспорта СССР в 1962 году двоеборьеоказалосьименно тем спортивнымкомплексом , к оторый сам ымпрямыминепосредственным образам поставлен на службу профессии. В основе его лежитизвестная всем «фигурка». Десять фигур-упражнений снескольконепривычнымидля новичка названиями : «Круг передним ходом по часовойстрелке » , « П еньки » , « К олея под правымиколесамипередним ход ом » , « Т оннельные ворота» и тому под обными . И зэтихназваний нетрудно, однако, определить суть упражнений . Они словно быповторяют те препятствия, с которыми встречается водитель каждый день. Н аплощадкедлясоревнований «фиг уры » о бозначеныограничителями . Ес-л иопрокинулодин — ш траф 30 очков , не выполнилупражнение — ш траф 50 или 100 очков . Д ак тому же строгий лимит времени. Д есятьфигур , и укаждой свой норов , к каждойнужен свой подход. Попробуйте поставитьмашинувтупик задн имходомилипроехатьвмомент поворота над « п еньками » т ак , чтобы не задеть их, з ная , что рядомс тобой беж итстрелкасекундомера . Н ужен снайперский глазомер, твердая рука, нужно, чтобы ладоньощущала руль каждымнервом . Н е всем, д ажемногоопытнымводителямтакоесразу по плечу . Второй компонентмногоборья — сор евнованиенаэкономиютоплива . Оно требует не меньшего искусства. Кажд омуучастнику (соревнуются наодномавтомобиле ) о тмеряютодинаковое кол ичествотоплива , — д ля этого существует мерныйбачок , — и надопроехать определенную дистанцию ю минимальн ым расходом топлива. В этом году впрограммемногоборья интересное нововведение: фигурное вождение и соревнование на экономию топлива идут одновременно , н а одной трассе , но сраздельнымзачетом (отчет об этихсоревнованияхсм . н а стр. 10). З аключают многоборье военные вид ы — стрельба измалокалиберной винт овки (10 выстрелов на дистанции 50 метров) и гранатометаниевцель . Комплекс, о котором мы кратко рассказали, м ногоэтапный — от первенств низовых коллективов до первенства страны . А втомногоборьевходилов прог раммупоследнихСпартакиад по техн ическимвидам спорта. П обедителемVСпартакиады стала команда многоборцев Украины , а вличномзачете звания чемпионов достались армянским спортсменам — В. К ираджяну ( к лассавтомобилей «Волга» ГАЗ-21) и III. Овс епяну ( к лассавтомобилей ГАЗ-51). Существует много различных комбинаций иразновидностей автомногобор ья . Оно можетвключатьипроверкутехническойподготовкиизнание прав илдвижения . Е жегодныеконкурсы на званиелучшего молодого шофера стран ы , о рганизуемыеЦКВЛКСМ , Всесоюзные соревнования школьников-автом обилистовнапризы «За рулем » — это не что иное, к акварианты автомобильного многоборья , с видетельствующиео его пользе, в ажномприкладномзначе ­ нии. В озможно , в будущем многоборье пополнится и другими испытаниями — с коростнымслаломом , горной или кольцевой гонкой (с раздельным стартом), г онкойна 500 метровс места — и станет еще более увлекательным , более разносторонним. М. ТИЛЕВИЧ23