ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬНовый этап автомобилизации, высокие темпы которой определил девятый пятилетний план, поставил в повестку дня самые неотложные меры инженерно-технического, архитектурно-планировочного, экономического, организационного, наконец, агитационно-пропагандистского характера. Да, пропагандистского, ибо главенствующая роль в обеспечении безопасности движения принадлежит человеку — пешеходу и водителю. Очень многое зависит от их сознательности, дисциплины, культуры — качеств, которые надо воспитывать настойчиво и целеустремленно. К выполнению этой задачи в наши дни привлечены кино и печать, радио и телевидение, искусство и техника. Использованию современных технических средств в пропаганде безопасности дорожного движения и был посвящен семинар, созванный нынешним летом в г. Калинине НТО работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. «Основные требования, предъявляемые к агитационно-пропагандистской работе среди населения по соб-Ируглый стол журнала ,,3а рулем"людению норм дорожной безопасности, — отметил в докладе заместитель директора ВНИИ МВД СССР профессор И. Г. МАЛАНДИН, — это доходчивость ее, действенность самих форм и методов агитации». Как же сделать пропаганду условий и требований безопасности движения более эффективной! Этот вопрос наш корреспондент Г. Зингер задал нескольким участникам семинара. Вот что ответили на него журналист, автоинспектор, к и ­ норежиссер и научный работник.М. АНТОНЕНКОВ, сотрудник редакции газеты «Вечерние новости» (Вильнюс]. Согласитесь, нас часто гипнотизируют цифры — миллионы слушателей и зрителей, сотни и тысячи бесед или передач. А какова их отдача? Однажды поехал я на завод, рабочие и служащие которого часто нарушали на улицах правила движения. Ну, думаю, на предприятии, наверное, никакой воспитательной работы. Напишу фельетон. Приезжаю — все наоборот. Лекции проводятся, «молнии» вывешиваются, в планах, в графе «выполнено» кругом «птички» стоят, а результат нулевой. Зашел на обратном пути на завод неподалеку — никаких бесед, никаких «молний», а нарушителей ни одного! Тут есть над чем голову поломать! И все же не надо быть пророком, чтобы предположить: слово пропагандиста не задало человека, как говорят, за живое. А вот другой пример. На улице Вильнюса погибла маленькая девочка, в значительной степени по своей вине. Ее родители положили на тротуаре у места происшествия венок, возле которого, конечно, стали останавливаться прохожие. Возникали стихийные дискуссии, высказывались самые противоречивые предположения. послышались, как это нередко бывает, возгласы, куда, мол, смотрит милиция и т. п. Звонят к нам в газету из автоинспекции города, просят совета: как быть с венком? Мы предложили послать на место происшествия автоинспектора для беседы с этой «аудиторией», пусть он объяснит, как все произошло и кто в этом виноват. Инспектор пробыл у венка несколько часов, и его рассказ оказался доходчивее и действеннее многих листовок и газетных заметок. Этот эпизод натолкнул нас на мысль, не создать ли в городе постоянное место для таких встреч и дискуссий, так сказать, «у венка» всем несчастным случаям на дороге. И вот с разрешения горисполкома (по нашим сведениям, впервые в стране) на одном из центральных перекрестков Вильнюса на самом видномместе было установлено информационное табло, рассказывавшее о дорожных происшествиях — о количестве их за прошедшие сутки, о числе пострадавших. Мы увидели, что цифры эти настораживают пешеходов, заставляют быть на улице осмотрительнее, доходят до сознания куда быстрее примелькавшихся призывов и плакатов. Но ГАИ этим не ограничилась. Рядом установили витрину с фотоматериалами по отдельным происшествиям, а записанный на магнитофонную ленту рассказ автоинспектора об их причинах с выводами, которые всем надо сделать, усиливал воздействие табло. Вот такой, на мой взгляд, и должна быть пропаганда по безопасности движения — предметной и открытой. Э. ЗИЕДИНЬШ, начальник отделения ГАИ МВД Латвийской ССР. Новые возможности в пропаганде правил движения открывает телевидение. Это средство массовой информации в последние годы завоевало огромную аудиторию зрителей, пользуется колоссалыной популярностью. Не учитывать этих обстоятельств просто нельзя. В связи с темой нашего разговора вот какое хочется высказать соображение. По-моему, совершенно напрасно работники ГАИ иной раз тратят время и силы на то, чтобы «пробить» на телевидении какую-то «свою», что ли, передачу. Известно, что проблема безопасности движения — проблема комплексная, и отдельные вопросы ее с успехом могут быть поставлены и решены в передачах самой различной направленности, для самой разной аудитории. Да и возможностей здесь больше: какаято тематическая передача пройдет в лучшем случае раз в месяц, а отдельные телесюжеты могут появляться на экране гораздо чаще. Мы пошли именно таким путем. Скажем, есть у нас в Латвии постоянные тележурналы для детей и юношества «Звездочка» и «Твой экран». Есть в них и наша страничка в виде различных конкурсов, викторин по правилам движения и т. п. Формируетредакция художественных передач очередной сатирический тележурнал «Телевизионная поликлиника», оператор снимает критический сюжет, как говорят, по теме, подсказанной работником автоинспекции. Составляются планы редакцией сельскохозяйственных или промышленных передачи в них включаются вопросы безопасности движения. Вот таким образом нам удалось прочно укрепить свои позиции на голубом экране. А передачи эти, как показали опросы и исследования, регулярно смотрят около 800 тысяч телезрителей. Такого «тиража» в нашей республике не имеет ни один печатный орган. Собственно, сегодня мы в Латвии уже не нуждаемся в увеличении времени наших передач, их количества. На повестке дня вопрос о повышении их эффективности, о поиске новых форм, новых тем. А для этого надо наладить регулярный обмен информацией, опытом работы, наконец, отдельными материалами между телестудиями республик. И. ГОСТЕВ, кинорежиссер студии «Мосфильм». Как сказал теперь уже и кинематографический герой, лед тронулся! Благодаря большим уоилиям Госавтошнспекцки МВД СССР и ГАИ Москвы наши киностудии начали наконец снимать игровые художественные картины по безопасности движения. Конечно, производство таких фильмов — вещь непростая: надо в очень короткое экранное время ив увлекательной форме донести до зрителя в общем-то очень серьезные идеи безопасности движения. Мне, например, двухсерийную картину «Путь в Сатурн» и «Конец Сатурна» было делать значительно легче, чем несколько десятиммнутных короткометражек по заказу Госавтоинспекции СССР. Сегодня в прокате уже около 40 кинокартин по безопасности движения, выпущенных разными киностудиями страны. Но это еще очень и оче-нь мало, а главное — доходят ли наши фильмы до широкого зрителя? У меня на этот счет большие сомнения, хотя каждая картина вы-25