Водитель — водителюПроблема безопасности движения решается по многим направлениям. Более надежными становятся автомобили, повышается качество дорог, совершенствуются методы и техника организации движения. И все же главная роль попрежнему отведена водителю. А водители на дорогах встречаются разные: и многоопытные асы, и зеленые новички, шоферы, которых не смущает самая сложная ситуация, и те, кто теряется при неожиданности. В то же время в водительском деле неумение одного сразу сказывается и на положении других, движущихся с ним рядом. Поэтому в повышении профессионального уровня заинтересованы все. Есть здесь и свои трудности. У более опытного токаря или, скажем, фрезеровщика учиться легче: в цехе можно и посоветоваться, и понаблюдать за работой товарища. Водитель за рулем один, а решать возникающие перед ним вопросы порой приходится в доли секунды. Между тем водительский опыт тоже накопил много полезного, что надо бы знать всем. Вот почему мы решили ввести новую рубрику «Водитель — водителю». Здесь вы найдете советы опытных шоферов, рассказы о «секретах мастерства», как принято говорить. Публикуя сегодня первые материалы новой рубрики, приглашаем принять участие в нашем разговоре всех читателей.Iс некоторым запозданием, но двигатель не успевает еще развить мощность. Если умело управлять тормозами и подачей газа так, чтобы двигатель не заглох, скорость быстро снижается и машину не заносит. Я работаю на тяжелых лесовозах — МАЗах, и этот способ торможения меня никогда не подводил. Хотелось бы рекомендовать его всем водителям. В. СПИРИДОНОВ Коми АССР, Ухтинский район Особенность предлагаемого В. А. Спиридоновым способа торможения на скользких участках дорог состоит в том, что одновременно с действием колесных тормозов двигатель автомобиля работает не на тормозном, а на тяговом режиме. Что при этом происходит? При сохранении тягового режима на ведущих колесах автомобиля одновременно с торможением всех нолес получается перераспределение тормозных сил в пользу передней оси. Эти силы уменьшаются на задних колесах, торможению которых препятствует двигатель, поэтому первыми к пределу блокирования подходят передние нолеса. В результате достигается хорошая устойчивость движения на скользких дорогах, хотя и нарушается управляемость автомобиля. Всегда ли таким способом можно избежать заноса? Нет, не всегда. Тормозные системы автомобилей создают наилучшее распределение тормозных сил только при одном, вполне определенном коэффициенте сцепления шин с дорожным покрытием. При других условиях колеса не будут блокироваться одновременно. Если торможение производится на дороге с меньшим коэффициентом сцепления, то первыми блокируются нолеса передней оси, и автомобиль теряет управляемость. Если коэффициент сцепления выше расчетного, то юзом пойдут сначала задние колеса, а это может привести к заносу. Однако сила сцепления зависит не только от шероховатости дорожного покрытия и качества протектора шин. Важное значение имеет и нагрузка. Сцепление с дорогой у порожнего грузовика гораздо слабее, и он больше подвержен заносам. На скользких дорогах улучшения устойчивости автомобиля следует добиваться прежде всего для машин е малым коэффициентом сцепления. Таким образом, при торможении грузовых автомобилей без груза или с неполной нагрузкой для сокращения тормозного пути за счет более полного использования сцепного веса передних колес целесообразно применять способ торможения, предлагаемый водителем Спиридоновым. Для большей Фото Н. Добровольского части машин с полной нагрузкой он не дает желаемого эффекта и может привести даже н увеличению тормозного пути из-за неполного использования сцепного веса задних колес вследствие слишком раннего блокирования колес передней оси. Кроме всего, одновременное управление тормозами и двигателем весьма сложно, требует специальных навыков, поэтому торможение на тяговом режиме двигателя не может быть рекомендовано для широкого применения, хотя отдельные, достаточно опытные водители могут им успешно пользоваться на снользних дорогах. А. МАЩЕНКО, доцент, кандидат технических наукЗАНОСВпереди долгая и морозная русская зима. Она усложняет работу водителя. На скользкой заснеженной дороге шофера подстерегает серьезная опасность — занос. Но умелому и занос не страшен. Именно об этом и пойдет у нас речь.КомментарийЗАНЕСЛО — ПРИБАВЬ СКОРОСТЬ!Занос автомобиля на скользкой, обледенелой дороге — явление нередкое и весьма опасное. Он может начаться по самой незначительной причине: водитель поправил ногу на педали акселератора, непроизвольно чуть изменился режим работы двигателя — и машина начинает разворачиваться поперек дороги. Занос достаточно исследован многими авторами, подробно описаны его причины, показано взаимодействие разнообразных сил, приводящее к потере управляемости, однако в рекомендациях по прекращению начавшегося заноса авторы этих исследований весьма немногословны. Советы сводятся к одному: прекратить торможение и повернуть рулевое колесо в сторону заноса. Достаточно ли этого? Далеко не всегда. Помимо механики заноса следует учитывать и психологию водителя, а он не сидит, безучастно дожидаясь, чем завершится опасная ситуация. Он что-то предпринимает, чтобы выровнять машину, и часто этим только усугубляет создавшееся положение. Главная ошибка состоит в том, что в момент возникновения заноса, почувствовав опасность, водитель инстинктивно, сам того не замечая, отпускает педаль акселератора. В результате двигатель снижает число оборотов, работает в ре-ТОРМОЗИ ДВИГАТЕЛЬПри вывозке леса часто приходится проезжать по обледенелым или гладко укатанным снежным участкам дорог. Тормозить на них очень опасно: занос почти неизбежен. А как быть, если впереди препятствие и нужно экстренно снизить скорость? Когда-то меня учили в таких случаях резко нажимать и отпускать педаль тормоза, не выключая сцепления и повторяя это несколько раз до полной остановки. Однако практика показала, что при таком способе двигатель обычно глохнет, машина идет юзом и теряет управляемость. Я применяю другой, на скользких участках более эффективный, на мой взгляд, способ торможения. Особенность его состоит в том, что я не сбрасываю, а резко прибавляю газ и, не выключая сцепления, левой ногой нажимаю на педаль тормоза. Тормоза срабатывают14