командиры. С первого дня ребятам прививаются навыки воинского порядка, требования дисциплины, организованности, личной ответственности за учебу и поведение. И в течение всего периода обучения вопросы воинского, патриотического воспитания, дисциплины, строгого соблюдения внутреннего распорядка не снимаются с повестки дня. К новому учебному году мы тщательно готовили весь руководящий и инструкторско-преподавательский состав автомотоклубов. Освободились от людей незрелых, недостаточно грамотных. Сейчас более 80 процентов педагогических кадров имеют высшее и среднее техническое образование, большой опыт обучения и воспитания автомобилистов. Вот один из них — Гиви Давлянидзе. Восемь лет назад пришел он на преподавательскую работу в Горийский автомотоклуб. Здесь на глазах коллектива росло его педагогическое мастерство. В течение ряда лет все курсанты его группную обстановку и выявить вашу подготовленность. В разгар занятий, особенно в предэкзаменационное время, городок, пожалуй, самое притягательное и многолюдное место. Такие городки есть уже не только в Гори — в большинстве автомотоклубов. А в ближайшее время будут во всех. Нередко при проверках учебного процесса нас справедливо упрекают в том, что курсанты не обладают уверенными навыками вождения, особенно в сложных условиях и ночью. Этому разделу подготовки мы уделяем самое главное внимание. В нынешнем году поставлена цель — каждому клубу свой автодром. Автодром, когда он оборудован по всем предъявляемым к нему требованиям, — вещь, как говорят, незаменимая. Экономятся время, горюче-смазочные материалы, создаются условия для тщательной отработки всех упражнений, которые положены по программе. И, что очень важно, вся работа держится подЛЬВОВСКИЙ ЗАВОД МОДЕРНИЗИРУЕТ АВТОБУСЫОдна из основных моделей, выпускаемых Львовским автобусным заводом, — средний городской автобус ЛАЗ-695 — постоянно совершенствуется. Эта машина, предназначенная для работы на городских линиях со средней интенсивностью пассажиропотоков и пригородных маршрутах, в прошлом году претерпела первый этап модернизации («За рулем», 1970, № 5), после чего получила индекс «695М». В конце нынешнего года завод провел второй этап модернизации, и с его конвейера уже сошла первая партия 65-местных (из них 32 места для сидения) автобусов ЛАЗ-695Н. У них совершенно новая передняя панель кузова, позволившая применить лобовое стекло увеличенной площади, прямоугольные фары. Соответственно изменилась форма воздухозаборника над лобовым стеклом, стали выше верхние притолоки передних дверей, машина приобрела современный внешний вид. Усовершенствованные автобусы ЛАЗ-695Н в этом году успешно экспонировались на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в Москве.КАЧЕСТВО]сдают экзамены только на «хорошо» и «отлично». Опытный педагог Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден медалью «За трудовое отличие». Хорошо зарекомендовали себя преподаватели и инструкторы этого клуба Н. Зумбилидзе, Г. Мгебришвили, М. Ломая. Больше двадцати лет без перерыва трудится в Тбилисском республиканском автомотоклубе ДОСААФ Г. Кватадзе, около десяти лет возглавляет клуб. Человек принципиальный, требовательный, опытный. Его трудолюбие, забота о деле передаются всему коллективу. Р. Хачикян, К. Фомин, А. Нагель, А. Слепанов — передовые педагоги-воспитатели за свою долголетнюю работу в клубе выпустили многие сотни водителей. Качество обучения будущих воиновводителей во многом зависит от материально-технической базы, применения новых средств обучения, постоянных творческих поисков. За последние пять лет уровень материальной базы — капитальное строительство учебных зданий и оснащение их — поднялся до такой отметки, о которой раньше приходилось лишь мечтать. В сущности, в республике почти полностью закончено строительство типовых учебных комплексов. А что такое комплекс? Учебное здание, подсобные помещения, гаражи, пункты технического обслуживания, автодром, спортивный городок, тир. Причем там, где кипит рационализаторская мысль, учебная база дополняется, оснащается интересными новинками. Вернемся в Горийский/ автомотоклуб. На асфальтированной площадке 10X20 м под самыми окнами класса по изучению правил движения оборудован макет города. Тут есть все: постройки разных типов, скверы, площади, перекрестки улиц, трамвайные линии, набор макетов транспортных средств. Вы «садитесь» на одно из них и «едете» по заданному маршруту. А преподаватель оценивает ваши действия. При помощи электрифицированного пульта управления, связанного со светофорами, знаками, указателями, он может воспроизвести любую дорожконтролем, исключаются приписки наезженных километров. Опыт подсказывает: качество подготовки специалистов тем выше, чем тщательнее и строже контроль за учебным процессом, чем конкретнее помощь нашим клубам. В этом деле мы ощущаем постоянную поддержку штаба военного округа, военкоматов на местах. Деловые контакты с работниками ГАИ тоже немаловажный фактор в обеспечении учебной работы. Рассказывая о положительных примерах в подготовке будущих воинов-водителей, я вовсе не хочу, чтобы меня поняли так, будто у нас нет пробелов, недостатков и трудностей. Мы принимаем меры для улучшения дела, повышения ответственности каждого за порученный участок работы. Однако есть затруднения, которые испытывают, как мне представляется, учебные организации не только Грузии. Одна из назревших проблем — снабжение автомотоклубов современной учебной техникой. Мы готовим курсантов, как правило, на ГАЗ-51 и других устаревших моделях. При современном размахе автомобилестроения в стране автомотоклубы оборонного Общества вправе рассчитывать на технику, которая давала бы возможность учить будущих воинов-водителей по-новому. Надо поставить на промышленную основу выпуск тренажеров, контролирующих и обучающих машин. Подумать о централизованной подготовке педагогических, руководящих кадров для клубов. На VII Всесоюзном съезде нашего Общества Грузинская организация ДОСААФ может доложить об определенных успехах в воспитании специалистов для Советских Вооруженных Сил. Однако достигнутое далеко не предел. С помощью местных партийных и советских органов, в тесном содружестве с комсомолом, профсоюзами, другими общественными организациями мы сделаем все для того, чтобы наша родная Советская Армия получала отлично подготовленные технические кадры, преданные партии, Родине.ШНЕКОВАЯ АМФИБИЯГорьковский политехнический институт на протяжении многих лет ведет большие исследовательские работы по снегоболотоходным машинам и, в частности, по вездеходам со шнековым движителем («За рулем», 1966, № 4)ГПИ-72 на испытаниях. Фото Ю. Белозерова(ТАСС)Опытное конструкторское бюро института недавно создало еще одну экспериментальную модель шненохода — ГПИ-72. В ней использован ряд агрегатов грузовика ГАЗ-66. Два пустотелых шнековых барабана служат не только движителями, но и поплавками, обеспечивая машине плавучесть. По снегу шнекоход может двигаться со скоростью до 20 км/час. ГПИ-72 благодаря своим вездеходным качествам способен оказывать помощь речным судам, застрявшим во льду. На этот случай он оснащается фрезерной установкой для резки льда.' . IНовости, 1 события, фанты ,