Отвечая на многочисленныеписьманоеых/ЖЕйв вох ний /парен цилиндраМОТОРЫчитателей, и нтересующихся более подробными сведениями о новых ижевских мотоциклах «Юпитер-3» и «Планета-3» («За рулем», Ижевского 1970 , № 4), завода работники и сеА. КИСЕЛЕВН. З АРОЖЕВСКИЙ рассказывают собах увеличения моделей. мощностигодня о двигателях этих машин и спопрежнихверхний тврвц цилиндраПри конструированииновых , более мощных моторов для мотоциклов ИЖ-ЮЗ и ИЖ-ПЗ мыстремились обеспечить максимально возможную взаимозаменяемость их узлов и деталей не толькомежду собой, н оиспрежнимимоделями . П оэтомуза основу были взятывыпускавшиесяв последнее время двигатели ИЖ-П2, к оторые располагали возможностями форсировки. В результате больших конструкторских, исследовательских и технологических работ удалось создать силовые агрегаты «Юпитер-3» м ощностью 25 л . с. при 5200 — 6 000 об/мин и «Планета-3» мощностью 18 л. с. при 4600—5200 об/мин (рис. 1). Д ля этого пришлось изменить цилиндры с головками, впускные и выпускные тракты. Расс мотрим новшества подробнее. Цилиндры. С целью улучшить наполнение цилиндров в обоих двигателях изм енены проходные сечения окон и увеличены фазы газораспределения. Это хорошо видно на рис. 2. где представленыразвертки цилиндров. В двигателе ИЖ-ЮЗ применена двухструнная схема продувки, а не четырехструйная , к ак было на ИЖ-Ю2. Тепловой режим двигателей прежних моделей, особенно ИЖ-Ю2. был довольно напряженным . Из-за этого при нарушении регулировок зажигания или карбюратора иногда возникала детонация, заклинивало поршень , темнели выпускные трубы. Чтобы уменьшить теплонапряженность новых двигателей и исключить неп риятные последствия, цилиндры и головки снабдили более развитыми ребрами, а на модели «ЮЗ», кроме того, увеличили длину выпускного канала в цилиндре. Теперь отработавшие газы, попадая в выпускную трубу, имеют более низкую температуру. Головни цилиндров. В обеих новых моделях камеры сгорания, н аходящиесяв головках, образованы двумя концентрическими сферами (рис. 3) с центральным расположением свечи зажигания . Такая форма, несмотря на повышение степени сжатия (до 6,5—9 у ИЖ-ЮЗ и до 8у ИЖ-ПЗ), обеспечивает нормальную работу двигателя на прежнем сорте бензина — А-72. Это, безусловно, очень выгодно владельцам машины . Поршни. Изменение ширины выпускных окон в цилиндрах ИЖ-ЮЗ повлекло смещение фиксирующихштифтов для замков колец вканавкахпоршней на 3,5 мм в сторону бобышек поршневого пальца (теперь угол между штифтами составляет 104°, а на ИЖ-Ю2 был 91°), а также уширение окон в юбке до 38 мм (было 26 мм). Поршень ИЖ-ЮЗ можно использовать на ИЖ-Ю2, но не наоборот. Карбюратор. На обоих мотоциклах применен новый карбюратор К-36Д с диффузором диаметром 27 мм и главным жиклером пропускмой способностью 260 смЗ/мин. Он представляет собой комбинацию деталей известных карбюраторов К-36И и К-36Ж. От первого заимствован корпус, от второго — распылитель и игла дроссельной заслонки. В связи с новыми размерами впускных -окон цилиндров претерпели изменения25Ту\ 11 м 11111 i(jj>^-•s.;205:-->*У^^^^ж Z4A^ J<? \Jt j?-/ж± +-><*-z7~>ГРис. 1 Новые двигатели ИЖ: «Юпитер-3» (слева) и «Планета-З* (справа). На первый взгляд их можно отличить по измененной левой крышке картера (ИЖ-ПЗ) и «косому» расположению ребер на головке (ИЖ-ЮЗ). Рис. 2 Развертки цилиндров: слева — ИЖ-ЮЗ, справа — ИЖ-ПЗ. Пунктиром пок азаны окна двигателей ИЖ-Ю2 и ИЖ-П2 соответственно. Рис. 3. Камера сгорания новых моторов ИЖ. Рис. 4. Переделка наконечника в хвостовике глушителя. Пунктиром показаны контуры имеющихся отверстий. Рис. 5. График мощностной характеристики двигателей: 1 — ИЖ-Ю2; 2 — ИЖ-Ю2 с цилиндром, головкой и поршнем от ИЖ-ЮЗ; 3 — ИЖ-Ю2 с цилиндром, головкой, поршнем, патрубком карбюратора, карбюратором и наконечником глушителя от ИЖ-ЮЗ.Hт -W 4000чист-^4**?500П BOOO пШ ОБОРОТОВ КОЛЕНЧОТПГО ВРЛЙ12