гажного отсека. Нагрузки от передней подвески передаются через ее поперечину на подмоторную раму и далее — на стенки брызговиков и щит передка, которые являются частью несущего кузова. Рациональным подбором толщин, сечений и соотношения размеров перечисленных силовых деталей можно получить несущую систему весьма высокой прочности, что и сделано на автомобиле «Жигули». Как показано на вкладке {1-я стр.), толщина стального листа, из которого изготовлены важнейшие в смысле прочности детали его кузова, равна 0,8—0,9 мм, то есть не меньше, чем у большей части современных, близких к «Жигулям» по классу машин. В целях экономии веса ненагружекные детали — крышки капота и багажника, задние крылья, наружные панели дверей—выполнены из более тонкого стального листа, что позволило облегчить кузов, а следовательно, сократить расход металла на него и себестоимость. Так же как у большей части современных легковых автомобилей, передние и задние крылья у «Жигулей» приварены к кузову и, таким образом, включены в его несущую схему. В результате удалось получить заметную экономию в весе. Определенная категория автолюбителей утверждает, что при несъемных крыльях значительно усложняется их ремонт. Однако более чем десятилетний ольгг эксплуатации «запорожцев» моделей «965» и «965А» говорит о том, что не так страшен черт, как его малюют. Принято считать, что сроком службы несущего кузова определяется, собственно, и продолжительность жизни машины. Долговечность же кузова зависит не только от толщины • металлического листа, из которого сделаны его детали, но и от того, насколько этот металл защищен от коррозии. Кузов «Жигулей» после сварки, перед окраской подвергается фосфатизации, в результате которой его поверхность покрывается прочной пленкой фосфатных соединений, устраняющих возможность коррозии. Дополнительной защитой служит слой грунтовки, наносимый с применением электрофореза (см. «За рулем», 1969, № 2, стр. 28). Этот метод обеспечивает хорошее проникновение грунтов«и в самые «узкие места» и соз-дает равномерный слой покрытия на всей поверхности. Кроме того, снизу на днище кузова наносится слой специальной прочной мастики, которая является надежным заслоном против ржавчины. Это подтверждается результатами всесторонних испытаний машины, которые показали, в частности, что по долговечности кузова она не уступает другим нашим легковым автомобилям. Салон «Жигулей» спланирован так, что в нем свободно размещаются пять человек. Выбранные размеры (см. вкладку) обеспечили удобную посадку водителя, достаточную для троих пассажиров ширину заднего сиденья, необходимые расстояния между спинками переднего и заднего сидений, а также от подушек сидений до потолка. Выгодная форма подушек и спинок раздельных передних сидений, хорошая звукоизоляция, надежные уплотнения дверей, индивидуальная регулировка передних сидений (как по расстоянию от щита передка, так и по углу наклона спинки) — вот несколько важных конструктивных особенностей ВАЗ-2101, обеспечивающих достаточный комфорт. В оборудование кузова входят двухокоростной стеклоочиститель, омыватель стекла, поручни над дверцами, мощный отопитель, который даже в 25-градусный мороз поддерживает в салоне плюсовую температуру. Безопасность — проблема, которая сегодня находится в центре внимания автомобилестроителей. Вот почему в конструкции 'кузова «Жигулей» тоже заключено немало решений, способствующих повышению безопасности. Так, петли у капота двигателя расположены спереди, чтобы даже при выходе из строя замка исключить его открывание на ходу. Трехслойное лобовое стекло типа «триплекс» при ударе не рассыпается на осколки, а лишь растрескивается. Мягкая обивка панели приборов исключает при аварии ранение пассажиров. Предусмотрены 'на автомобиле и точки крепления ремней безопасности. Удобства создают очень вместительный багажник с отдельным замком, автоматически включающиеся при открытии дверей плафоны салона, утопленные дверные ручки, передние и задние буксирные проушины. Л. ШУВАЛОВ, инженер г. ТольяттиIfflEIEINiicrniКузовПочти у всех современных легковых автомобилей кузова несущего типа. Это значит, стальная коробка кузова не просто является пассажирским салоном и багажным помещением, но и по совместительству выполняет функции рамы. Таким образом, все агрегаты и узлы машины связаны с кузовом, а он, естественно, воспринимает и создаваемые ими нагрузки. Необходимую жесткость и прочность несущей части кузова придают крыша и пол с порогами. Их связывают щит передка, стойки дверей и окон, стенка баПродолжение серии статей по устройству автомобиля «Жигули». Общее описание — 1970, № 8: компоновка — 1970, № 9: устройство двигателя — 1970, № 11: механизм газораспределения — 1970, № 12: система питания — 1971, № 1; система охлаждения — 1971, № 2; система смазки — 1971, № 3; сцепление — 1971. № 4; коробка передач икарданная передача — 1971, № 5: г лавная передача, колеса ишины — 1971, № 6; подвеска — • 1971, № 7: рулевое управление — 1971, № 8: тормоза — 1971, № 9.ВАЗ НАРАЩИВАЕТ ТЕМПЫСвою первую продукцию — малолитражки «Жигули» Волжский автомобильный завод дал в августе 1970 года. Всего в прошлом году было выпущено 23 тысячи машин. Сейчас, когда вступила в строй первая очередь завода, каждые сутки с конвейера сходит более шестисот автомобилей. Уже в июле из ворот ВАЗа вышла стотысячная машина со старинной волжской ладьей на облицовке радиатора. Взятые темпы позволят изготовить а нынешнем году не 160 тысяч малолитражек, как предусмотрено планом, а 172 тысяч>и. Такое обязательство принял коллектив. В 1972 году заводу предстоит выпустить уже 320 тысяч автомобилей, а в 1973-м — полмиллиона.Стотысячный вейер.ВАЗ-2101покидаеткон(ТАСС)Фото А. Брянова16