уль, коробка передач, тормоза. Управление «Жигулями» не требует особых усилий. Передачи включаются буквально «одним пальцем». Ходы рычага короткие, и после других автомобилей кажется, что передача не включена. Это ощущение быстро проходит. Но если и вправду нужно «нажимать», чтобы включить ту или иную передачу, — срочно обратитесь на станцию обслуживания. Скорее всего, дело в какой-то неисправности или нарушении регулировки сцепления. Машина хорошо слушается руля, очень поворотлива, маневренва. Развернуться на «Жигулях» в узком проезде можно значительно быстрее, чем на «Волге» и даже «Запорожце». Удобству маневрирования немало способствует хорошая обзорность. У ВАЗа много стекла, короткий капот, узкие стойки — «мертвые». непроглядываемые зоны сведены к минимуму. Тормозная система по праву считается основой безопасности автомобиля. У «Жигулей» тормоза заслуживают высокой оценки. Чувство уверенности, что машина будет быстро и надежно, без юза и связанной с ним потери управления остановлена, появляется уже на первых сотнях километров. И эта уверенность основана на солидной почве — тормоза действительно отличные. Раздельный привод страхует от каких-либо случайностей с трубопроводами или рабочими цилиндрами, особое антиблокировочное устройство не позволит довести колеса до юза. Передние дисковые тормоза, впервые в нашем автомобилестроении примененные на «Жигулях», зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Они не перегреваются и не требуют применения сложного и дорогого гидровакуумного усилителя, который необходим «Москвичу-412» и «Волге» ГАЗ-24. Простота обслуживания, доступность осмотра и удобство замены рабочих деталей (колодки с накладками) — дополнительные немаловажные достоинства конструкции. Полная переборка передних тормозов занимает не более получаса. Регулировок никаких. А держат «мертвой хваткой». При этом не боятся грязи, воды, пыли и т. п. «Прожигать» и подсушивать тормоза «Жигулей» после того, как проедешь по глубокой луже, не надо. Теперь мы обеими руками голосуем за «диски». Этот опыт Волжского автозавода следовало бы по возможности быстрее распространить на другие марки отечественных легковых машин. Но кое-что в тормозной оистеме не помешало бы ВАЗу перенять у АЗЛК, ГАЗа или ЗАЗа. На машинах этих заводов зазор между колодками и тормозными барабанами регулируется автоматически. Нам кажется, что подобная уже достаточно отработанная конструкция целесообразна и для барабанных тормозов задних колес «Жигулей». Эксцентрики для их регулировки — ничем не оправданный анахронизм. Водители «Жигулей», помните, ваш автомобиль можно остановить очень резко. Перед торможением оценивайте, достаточно ли места вы оставите для идущей сзади машины, у которой, моОкончание. Начало номере журнала. в предыдущемРПервое знакомствос «ЖИГУЛЯМИо оD ОDОЛ Л.0 0002 51 51 51 с,D Ооо0,0 001 202020У27->4:D О0 о£_&__.•'.:1щ. 5 "5" ! < & • . - . *DOшЛ8 жет быть, нет дисковых тормозов. А все остальные водители должны привыкнуть к хорошим тормозам ВАЗа и соответственно держать дистанцию. Двигатель. С ним мы не знали забот. Кстати, внесем ясность: и мотор и карбюратор «Жигулей» уже давно полностью отечественного производства. Такие были иу нас, хотя номер двигателя — 0000067. За 15 тысяч километров тесного знакомства с машиной не понадобилось устранять какие-либо неполадк и ; регулировать карбюратор, клапаны также we требовали вмешательства. Конечно, при очередном техобслуживании через 10 тысяч километров мы проверили зазоры между кулачками и рычагами привода клапанов и убедились в соответствии их норме (0,15 Мм «кругом» на холодном двигателе). Заодно убедились ив легкости доступа к регулировочным болтам и их контргайкам. Бензин и масло. Это наиболее существенные статьи расходов на эксплуатацию автомобиля (не путайте эксплуатацию с ремонтом). Ведь сравнительно небольшие суммы на бензин тратятся почти ежедневно, и в результате нетрудно подсчитать, что за 10 тысяч километров пробега машины они намного превысят расход на очередное ТО. И мы отнеслись к этим показателям с сугубой внимательностью. Вот результаты. Движение по шоссе с половинной нагрузкой в режиме около 100 км/час (по нашим расчетам, это наивыгоднейший для шоссе скоростной режим) дало расход 8,0 л/100 км . Для Москвы получены две цифры (см. таблицу). Дело в том, что расход топлива в городе в основном зависит от стиля езды. Полное использование динамики, «рывки» от светофоров, затяжные разгоны на низших передачах дают водителю «Жигулей» моральное удов-летворение и чувство приобщения к «миру спорта», но... отражаются на его кармане. Слишком вялый разгон, преждевременный переход на прямую передачу, боязнь дать двигателю обороты при разгонах — все это вредно для него и тоже в конечном результате несколько повышает расход топлива. Поэтому мы попробовали первый, «спортивный» стиль и нечто среднее между ним и вторым способом. С разумными разгонами, с резким ускорением там, где нужно, без резких торможений и стремления обязательно вырваться вперед и «доказать». При первом варианте расход бензина составил 10,2 л/100 км , при втором — 8,5 л/100 км . На 10 тысяч километров пробега разница 16 рублей, или дополнительно 2 тысячи километров на «сэкономленном» топливе. Таким образом, аппетит «Жигулей» определяется в значительной мере самим владельцем. В общем же машина экономична. Иные автолюбители сетовали на то, что ВАЗ-2101 можно эксплуатировать только на бензине АИ-93. По старинке они тяготели к низкооктановым А-66 и А-72, применение которых здесь «смерти подобно». На это можем ответить, что все новые модели легковых машин, которые будут выпускаться в девятой пятилетке, рассчитаны «а АИ-93 ив ближайшее время его можно будет приобрести почти на всех АЗС. За 10 тысяч километров (от одной до другой смены смазки) мы долили в двигатель 3,1 килограмма масла М-10Ги. Значит, на 100 километров пришлось чуть более 30 граммов. Эти 10 тысяч ки ­ лометров включали оба стиля езды. Если бы они были пройдены только «спокойно», расход масла оказался бы, пожалуй, совсем ничтожным. Динамика — способность к разгонуу «Жигулей» очень высока. Вероятно, вы уже оценили ее сами. Наш экземпляр, далеко не новый, подвергся проверке «с пристрастием» на испытательном автополигоне. Мы не готовили машину специально. «Гоняли» ее, чтобы проверить на соответствие контрольным цифрам технических условий в обычном рабочем состоянии, на стандартном бензине АИ-93. Вот результаты. Разгон с места на передачах до скорости 80 км/часпочти 13 секунд. До 100 км/час — 19,85 секунды. Время прохождения «с места» километрового отрезка горизонтального шоссе — 40,4 секунды. Максимальная скорость (средняя для двух встречныхнапразлений) — 140,9 км/час. Эти данные получены лишь при одном человеке «на борту». Как видите, даже оставив за спиной 36 тысяч километров, машина ходит почти так, как и предписано ей ТУ. Для сравнения скажем, что из отечественных массовых легковых автомобилей с ВАЗом успешно состязается в разгоне лишь «Москвич-412». Остальные отстают. Должны отметить, что на дорогах без твердого покрытия мы пока не провели испытаний в полном объеме. Но те несколько сот километров, которые пройдены по грунтовым дорогам, порой с глубокой колеей, по булыжнику, в лесу, показали: «Жигули» по проходимости практически не уступают «Москвичу412». Правда, на нашей машине были заводские пластины, защищающие картер, такие, как были рекомендованы в июльском номере «За рулем». Они позволили не бояться возможных ударов снизу. Это весьма эффективное защитное средство, безусловно, надо производить и широко распространять.Результаты испытаний Динамика Разгон с места до скорости 80 км/час. сек. 100 км/час, сек. Время прохождениясс места 400 м, сек. 1 км, сек. Максимальная скорость, км/час Минимально устойчивая скорость на прямой передаче. км/час Топливная экономичность Расход бензина, л/100 км: на шоссе в городе — при «резкой» езде при «спокойной» езде Расход масла на угар, г/100 км Маневренность Минимальная ширина проезда для разворота передним ходом. м Минимальное рассто яние до стоящего впереди автомобиля для выезда со стоянки у тротуара, м 13.0 19.85 20.9 40.4 140,945Пятиместный кузов ивместительныйбагажникявляютсяважными «плюсами» в конструкции «Жигулей». Конечной целью испытаний на полигоне было определение динамики автомобиля. Слева — лента самопищущего прибора сзафиксированноймаксимальной скоростью. В центре — ВАЗ-2101 на динамометрической дороге. Хорошо видна коробка сэлектронным глазом (у защитного барьера), который фиксирует скор остныепоказателимашины . Справа — идет расшифровка данных, зарегистрир ованных приборами. На разгон до 100 км/час «Жигулям» понадобилось 19.85 секунды.8,0 10,2 8,5 319,251,602. «За рулем» № 11