Скоро зима. Будете ли вы продолжать пользоваться автомобилем или законсервируете его до тепла?Аккумулятор следует снять, полностью зарядить и хранить при температуре около нуля. А радиоприемник держите дома-Раз в полтора — два месяца осмотрите автомобиль: если обнаружены следы коррозии, очистите и закрасьте эти места.Ноябрь. Утренние заморозки. В общем — поздняя осень. Скоро зима. Будете ли вы продолжать пользоваться автомобилем или законсервируете его до тепла? Затруднения с пуском после ночной стоянки на морозе, особенности движения по скользкой дороге, сложность мойки, с одной стороны, и безусловный вред длительной стоянки для неподготовленного, просто брошенного автомобиля — с другой. Готовы ли вы к рациональному решению «зимней проблемы»? Знаете Ли основные прави1 ла консервации автомобиля? Умеете ли эксплуатировать его в холодное время? Постараемся изложить хотя бы основы для обоих случаев. 1. Морозы наступят обязательно, и нужно быть к этому готовым не только морально. Тщательно проверьте все системы машины и подготовьте их к зиме. Не дожидаясь неполадок, смажьтедверные замки, замок багажника («Жигули», «Волга» ГАЗ-21 и ГАЗ-24) и люка горловины бензобака (ГАЗ-24) специальной смазкой «Сгаиндулис», которая продается в аэрозольных баллончиках. Как замену можно рекомендовать промыть механизм замка спиртом из пипетки и вдуть внутрь через скважину для ключа тонкий графитовый порошок (истолченный грифель мягкого черного карандаша). 2. Обязательно снимите, проверьте и полностью зарядите аккумуляторную батарею. Это один из трех «китов», на которых держится надежный пуск двигателя. Полезно провести тренировочный цикл зарядка—разрядка-—зарядка. 3. Второй «кит» — зимние масла в картере двигателя, коробке передач и заднем мосту. Для мотора «Жигулей» это М8Гз и М10Гз (можно использовать смазку, у которой вместо буквы •*з» в индексе «и»). Для всех остальных отечественных легковых автомобилей отлично подходит всесезонное масло АС-8. В районах, где часты морозы ниже 15 градусов, рекомендуется разбавлять его на 15—20 процентов веретенным маслом. 4. Третий «кит» — исправность и регулировка приборов систем питания и зажигания. Сначала о системе питания. Проверьте карбюратор, тщательно промойте его, убедитесь в правильности регулировки пусковой системы, систем холостого хода, главной дозирующей. Эту работу лучше доверить специалисту. 5. Очистите от воды и отстоя бензонасос и бензобак. Даже незначительное количество воды, совершенно не влияющее на работу мотора летом, может остановить его зимой, замерзнув на клапане бензонасоса или в одном из бензопроводов. 6. С наступлением холодов не забудьте перевести забор воздуха в воздушный фильтр в «зимнее» положение. Делать это надо уже при температуре плюс 2° — минус 1°. Именно в этот период при езде вы вдруг чувствуете потерю мощности, перебои. Начинаете искать причину. Подача, свечи... А дело в том, что на дроссельных заслонках наросла корка льда, конденсировавшаяся из холодного влажного воздуха. 7. Теперь о зажигании. Зимой оно должно работать особенно надежно. Убедитесь в рабочем состоянии свечей. Проверьте и, если нужно, доведите «до кондиции» контакты прерывателя и зазор между ними. Эту работу также лучше доверить специалисту. На изоляции проводов высокого напряжения недопустимы трещины или какие-либо повреждения. По ним искра будет «уходить» мимо свечи. 8. Проверьте состояние и работу генератора, реле-регулятора и тягового реле стартера. При необходимости следует очистить или заменить щетки, контакты, отрегулировать натяжение пружинок. Для такой работы нужны приборы, инструменты и навык. 9. Не дожидаясь наступления холодов, вымойте весь автомобиль (особенно тщательно снизу) горячей водой под давлением. Покройте кузов восковой пастой, днище — слоем графитной эмульсии. Ее распыляют пульверизатором под давлением 3—4 атмосферы. 10. Теперь о консервации машины. Во-первых, выполните рекомендациипункта 9. Тщательно очистите хромированные детали от следов коррозии и покройте слоем смазки НГ-208 (ТУ 38-1-269-69) или технического вазелина. 11. Удалите пыль и грязь из салона. Обивку сидений и внутренних панелей, если она из ткани, посыпьте нафталином или дустом. 12. Лучшее место для длительного хранения автомобиля — сухое, темное, хорошо вентилируемое помещение с температурой не ниже плюс 5°. 13. При зимовке на открытой стоянке кузов и шины лучше сохранятся, если они защищены от солнца и атмосферных осадков влагонепроницаемым непрозрачным чехлом. Целесообразно надеть чехол поверх съемного багажника, так чтобы он не прилегал плотно к поверхности кузова. Если у вас еще нет багажника, можно в данном случае использовать кусок фанеры. Он должен быть на несколько сантиметров больше крыши машины по ширине, так чтобы его края вошли в водосточные желобки, а фанера при этом выгнулась над ней. Иначе под чехлом на кузове конденсируется влага, которая может вызвать повреждение окраски и хромировки. 14. Не оставляйте «полбака» на зиму. Бензин надо слить при прогретом до 50—60° двигателе •через сливную пробку бензобака, затем вновь пустить мотор и полностью выработать остатки. 15. Немедленно вслед за этим выверните свечи, залейте в каждый цилиндр 20—30 г подогретого до 70—80° моторного масла, 10—15 раз проверните рукояткой коленчатый вал и вновь поставьте свечи. 16. Заклейте промасленной бумагой или тканью отверстия воздушного фильтра, выходное отиерстие трубы глушителя, вентиляционную трубку .бензобака. 17. Если в системе охлаждения вода или обычный антифриз, их перед длительным хранением автомобиля нужно слить и из системы охлаждения и из радиатора «печки». Специальную охлаждающую жидкость из системы «Жигулей» сливать не надо. 18. Аккумулятор следует снять, полностью зарядить и хранить при температуре около нуля. А радиоприемник держите дома. 19. Не забудьте слегка смазать контакты распределителя составом НГ-208 или техническим вазелином. 20. Пыль проникает всюду. Для защиты от нее закройте двигатель (под капотом) брезентом, пластиковой пленкой или промасленной бумагой. 21. Разгрузите подвеску и шины, поставив автомобиль на «козелки». Уменьшите давление в шинах до 0,5 атмосферы. 22. Соберите и проверьте комплект шоферских инструментов, смажьте их вазелином, оберните промасленной бумагой. 23. Что еще нужно делать? Раз в полтора — два месяца осмотреть автомобиль: если обнаружены следы коррозии, очистите и закрасьте эти места. Выверните свечи, 10—15 раз проверните коленчатый вал ручкой и поставьте свечи на место. Два-три раза поверните рулевое колесо в обе стороны, нажмите пять-—восемь раз на педали тормоза, сцепления и акселератора. Три — пять раз приведите в действие ручной тормоз и манетку «подсоса».