и патрубки, соединяющие карбюратор с цилиндром. Воздухоочиститель на ИЖ-ЮЗ и ИЖ-ПЗ один и тот же с выходным отверстием диаметром 57 мм (раньше у обеих моделей было 47 мм). На ИЖ-ЮЗ (в отличие от ИЖ-ПЗ) введен дополнительный резиновый патрубок диаметром (в овету) 42 мм. С воздухоочистителем он соединен переходным фланцем. Так сделано потому, что при патрубке диаметром 57 мм у ИЖ-ЮЗ мощность недостаточна. У нового воздухоочистителя вместо двух защелок, крепивших поддон, применены четыре винта, улучшившие плотность соединения. Коленчатый вал в новых двигателях надежнее. Если у ИЖ-Ю2 палец кривошипа приваривалсяк щекам, то теперь он запрессовывается с большим натягом. Диаметр пальца уменьшен до 20 мм, а роль внутреннего кольца роликоподшипника на нижней головке шатуна выполняет распорная втулка. Сепаратор этого подшипника на обоих двигателях изготовляется из легкого и прочного алюминиевого сплава, а не из латуни, к ак прежде. Все это заметно повысило долговеч«ость шатунного подшипника. Картер. Для улучшения внешнего вида левой и правой крышкам картера ИЖ-ПЗ придана новая форма, более согл асующаясяс общими очертаниями мотоцикла. Это к тому же позволило в целях унификации применить двуплечую педаль переключения от ИЖ-Ю2 и ИЖ-ЮЗ. От него взят и внутренний барабан сцепления. Наружный барабан теперь вращается на подшипнике, а не на втулке, как раньше. Для удобства проверки и регулировки зажигания в правой крышке картера сделано окно. Глушители внешне остались прежними. Только для уменьшения сопротивления отработавшим газам отверстия в наконечнике немного увеличены. Свечи зажигания, применяемые в новых двигателях, — А7, 5 УС. В период обкатки их можно заменять свечами А-11У. Благодаря всем этим изменениям удалось не только поднять мощность двигателей, но и улучшить другие характеристики мотоциклов. Так, за 15 секунд ИЖ-ЮЗ с коляской достигает скорости 75 км/час, а без коляски — 100 км/час. У ИЖ-Ю2 эти скорости соответственно 65 и 87 км/час. ИЖ-ПЗ за 15 секунд разгоняется до 95 км/час, ИЖ-Л2 — до 83 км/час. Расход топлива на 100 км пути при движении со скоростью 50 км/час составляет: у ИЖ-ЮЗ — 3,5 л, у ИЖ-ЮЗ с коляской — 5,5 л, у ИЖ-ЛЗ — 3,4 л. Конечно, владельцев ижевских мотоциклов прежних вытусков интересует вопрос, как поднять мощность их машин. Некоторые рекомендации уже были опубликованы в журнале «За рулем» (1966, № 1; 1970, № 1). Что касается достижения параметров ИЖ-ЮЗ и ИЖ-ПЗ, то очевидно, что для этого надо заменить все те детали, которые подвергались изменениям. На ИЖ-Ю2 и ИЖ-П2 надо поставить новые цилиндр, головку, поршень, впускной патрубок, карбюратор, выпускные трубы, наконечники в хвостовиках глушителей. Кстати, наконечник в хвостовике глушителя прежних моделей можно переделать, как показано на рис. 4. Замена лишь некоторых деталей позволит частично увеличить мощность. Это видно на графике (рис. 5), где приведены мощностные характеристики моторов ИЖ-Ю2. Несколько меньшая по сравнению с ИЖ-ЮЗ мощность переделанного двигателя ИЖ-Ю2 объясняется различием в сечениях продувочных каналов, расположенных в картере.ВСТРЕЧА С ЛЕГЕНДАРНЫМ БРОНЕВИКОМУважаемая редакция! У меня в личном архиве хранится фотография, которая, думается, может представить интерес для читателей журнала. В моей же памяти она воскрешает события полувековой давности: гражданскую войну, сраж&ния против Врангеля в Крыму, на польском фронте, одним словом, — боевую молодость. Службу в Красной Армии я начал добровольцем-пулеметчиком в первые месяцы 1918 года, к ак раз в то время, когда Петроградский отдел Центроброни, задачей которого было создание красных бронеавтомобильных отрядов, стягивал в город и брал на учет боевые машины. Броневики самых различных марок — «остины», «фиаты». «шеффильд-симплексы», пушечные «гарфорды» — были сосредоточены в Михайловском манеже. Меня, как пулеметчика, определили вэкипаж одного из броневиков. Первое время, до отправки на фронт, мы несли в манеже круглосуточное дежурство, лишь иногда выезжая на боевые задания. Среди шоферов и пулеметчиков было много участников Октябрьского вооруженного восстания. Они рассказывали об участии автомобилистов в революции, в штурме Зимнего дворца, установлении Советской власти в Петрограде. На фронт наш экипаж убыл осенью 1918 года в составе 5-го автобронеотряда (позднее он был переименован в 23-й бронеотряд). В составе молодой Красной Армии мы освобождали от белогвардейцев Псков и другие города. Летом 1920 года бронеотряд бился с врагом на польском фронте. Помню, выгрузившись в Могилеве, мы повели наступление на Слуцк, Бобруйск, Барановичи. Левее нас действовал 1-й автобронеотряд, сформированный тоже в Петрограде. В его состав входил броневик с надписью на башне «Враг капитала». Встреча с этой боевой машиной произошла при следующих обстоятельствах. Недалеко от Слуцка в одной из схваток с белополяками пал смертью храбрых командир нашего броневика А. Монахов. Хоронить его привезли в Слуцк. где располагался 1-й автобронеотряд. Командир отряда А. Васкин присоединился к траурной процессии на броневике «Враг капитала». Все население города провожало в последний путь нашего товарища. Похоронили А. Монахова в городском саду, который ныне носит его имя. Тогда же был сделан и этот снимок.Бойцы 1-го и 23-го автобронеотрядов в Слуцке у броневика «Враг капитала». Лето 1920 года. Ф ого из личного архива Н. М. СергееваУ читателей, конечно, уже возник вопрос: не тот ли это легендарный броневик, с башни которого в апрельскую ночь 1917 года выступал Владимир Ильич Ленин. возвратившись из эмиграции? Ведь именно этой бронемашине в дни Октября было дано название «Враг капитала». Ответить на вопрос категорически я не могу. В день похорон расспросить экипаж броневика не удалось, а потом пути наши опять разминулись. Однако, судя по внешнему виду, сопоставляя события, есть все основания предполагать, что это как раз и есть тот броневик, который доставил Ильича с Финляндского вокзала в штаб большевиков — к быв шему дворцу Кшесннской. Вероятно, последует и другой вопрос: если ленинский броневик сражалсяс интервентами и белогвардейцами в Крыму и на польском фронте, то как он мог оказаться под Ленинградом в Сосновке в лагере Осоаииахима, где был найден в январе 1939 года? Отвечу и на этот вопрос. После окончания гражданской войны наш отряд снова отправили в Петроград. Думаю, что так поступили ис 1-м бронеотрядом, где находился броневик «Враг капитала». Правда, некоторые исследователи, в том числе Г. С. Кущий, утверждают, что упомянутый броневик до 1922 года оставался в отряде, охранявшем Смельный, а затем был передан враспоряжение гарнизона Петропавловской крепости*. Если это так, то можно предполагать, что на фронте я встретил второй броневик с тем же названием. Пусть историки изучат этот факт. Я же склонен утверждать, что в Слуцке встретил ленинский броневик «Враг капитала», который после Октября с боями прошел по фронтам гражданской воины, а ныне установлен в Ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. Н. СЕРГЕЕВ, генерал-майор инженерно-технической службы в отставке Москва ' Г. С. Кущий. «Враг капитала», Лениздат, 1967. Владимир МихановскийБРОНЕВИК«Аврора» будет позже... А пока — Не умолкает речь с броневика. Революционным заревом объят День первый. Вечер первый. Петроград. В России революция! — Страна Бушует, как балтийская волна. В России революция! — и гром Далеким прорастает Октябрем. Глядят вполглаза каменные львы, 13 Срывает ветер кепки с головы, Оград чугунных треплет решето, Вождя демисезонное пальто. Насажен диен луны на шпиля штык, Грохочет по брусчатке броневик, А сбоку, тротуар заполонив, Толпы разбушевавшейся наплыв. Качаясь, словно в бурю материк, К дворцу Кшесинсной едет броневик..