ТРЕНАЖЕРЫУ водителей одного из воинских подразделений сегодня не совсем обычный урок: приемы вождения в сложных дорожных условиях они отрабатывают... в классе. Рядовой Пахомов садится в кабину учебного автомобиля. Следуют команды: «Запустить двигатель!», «Включить кинопроектор!» И вот на экране перед стеклом автомобиля вспыхивают кинокадры с узкой лесной дорогой. Водитель переключает передачи, нажимает на педаль акселератора. Стрелка на спидометре движется к отметке 60, затем 80 км/час. Навстречу «мчится» автомобиль. Пахомов притормаживает и берет несколько вправо, чтобы избежать «столкновения». Скорость снижается до шестидесяти. Обстановка все время меняется — водитель то замедляет, то набирает скорость, делает правый поворот, потом левый, поднимается в гору, спускается, останавливается. И так в течение 30 минут. Он действует, как этого требуют дорожные ситуации, возникающие на экране, при этом старается не допустить ошибок. Тренаж заканчивается разбором. Группа меняется: место водителей, уже имеющих опыт, занимают новички. Они сегодня должны закрепить двигательные навыки — работа рук и ног при переключении передач, торможении, троганье автомобиля с места. Спрашиваем у преподавателя: эффективны ли тренажерные комплексы? — Несомненно, — говорит офицер. — Роликовый тренажер > два-три раза в повышает продуктивность учебного процесса. У нас новички после 10-часовой подготовки переходят в реальные, порой усложненные дорожные условия и уверенно управляют автомобилем. На ролики, — отмечает он, — можно ставить автомобиль практически любой марки. Отсюда — универсальность в обучении. У нас стало даже правилом: вручают водителю новую машину или автомобиль другой марки, он должен два-три часа поработать на тренажере. Польза от этого, повторяю, ощутима. Да, в подразделении, где мы побывали, к тренажерам относятся с большим уважением. В ближайшее время там намерены оборудовать стенды панорамной системой визуализации и автоматической регистрацией всех действий водителя в процессе тренажа. Это позволит еще больше сократить сроки обучения, отрабатывать сложные приемы вождения ив то же время контролировать различные реакции водителя.Числом или техникой!То, что мы увидели в воинском автомобильном подразделении пока почти не встретишь там, где готовят основную массу водителей, — в автомотоклубах ДОСААФ , школах профтехобразования, учебных комбинатах министерств автомобильного транспорта. Нельзя сказать, чтотехнические средства подготовки водителей не внедряются в учебную практику, но процесс этот идет, на наш взгляд, медленно и бессистемно. Свидетельство тому — отсутствие тренажеров, обучающих и контролирующих приборов. Ныне это вступает в явное противоречие с требованиями жизни. Не секрет, что во многих дорожных происшествиях «повинна» слабая подготовленность водителей. В особенности молодые шоферы не умеют правильно выбрать скорость в конкретных условиях, не способны своевременно заметить опасность, быстро выполнить нужный маневр. На улицах и дорогах все теснее, повышаются скорости. Как же подготовить 'водителя с учетом этих новых условий интенсивного движения? Говорят, надо пересмотреть программы подготовки шоферов и, прежде всего, существенно увеличить количество часов на практическое вождение. Тот ли это путь, по которому сегодня нужно следовать? Лишние часы — это лишние тонны топлива, дополнительная учебная техника, дополнительные средства на оплату преподавателей и инструкторов. Нетрудно представить себе, во что выльется удлинение срока обучения, если учесть, что в новом пятилетии предстоит обучить несколько миллионов автолюбителей, не считая сотен тысяч водителейнпрофессионалов для народного хозяйства и армии. Где же выход? Видимо, однозначно на этот вопрос ответить трудно, но нам представляется, что тут могут сыграть немалую роль и технические средства обучения, в первую очередь, тренажерные комплексы. Собственно, пороха мы не изобретаем. Тренажеры уже заняли прочное место в подготовке ряда специалистов, и прежде всего летных профессий. Все основные навыки управления самолетами и вертолетами будущие пилоты приобретают задолго до подъема в воздух. При этом расходы на подготовку летчика в несколько раз меньше, чем при прямом использовании для этой цели самолета или вертолета. Некоторые преподаватели летного дела полагают даже, что со временем все обучение экипажей от начала и до конца будет проходить на тренажере. Достаточно широко распространены тренажеры при обучении машинистов поездов, радиотелеграфистов, диспетчеров и других специалистов. И везде, как показывает практика, выгода от них огромная. В последнее время, с развитием инженерно-психологических исследований и программированного обучения все более широкое применение получают тренажеры на принципиально новой дидактической основе. Это обусловлено, в частности, тем, что профессия водителя предъявляет довольно жесткие психофизиологические требования: способность быстро принимать решение в зависимости от ситуации и управлять автомобилем в сложных дорожных условиях, обладать двигательным глазомером, уметь ориентироваться на местности и т. д.Пять тренажерных группУсловно тренажеры можно разделить на пять групп. Первая — для изучения правил движения. Вторая — для изучения устройства и эксплуатационных качеств автомобиля, техники безопасности, вспомогательного оборудования, ремонта и технического обслуживания. В третью группу входят устройства для формирования сенсорных (точных) движений, навыков. Четвертая группа охватывает психофизиологические особенности и профессиональную подготовку водителей и их поведение за рулем автомобиля. Последняя группа предназначена для закрепления знаний по технической диагностике, эксплуатации автомобиля. Наибольшее распространение как у нас, так и за рубежом получили тренажеры и устройства, относящиеся к первой, второй и пятой группам. В ГДР, Чехословакии, Венгрии и ряде других стран налажен серийный выпуск тренажеров. Весьма перспективны чехословацкие теневые тренажеры, позволяющие воспроизводить большую гамму аварийных ситуаций и отрабатывать навыки управления автомобилем в сложных дорожных условиях. Интересен так называемый визуализированный тренажер с автоматической системой регистрации процесса обучения. У нас в передовых учебных автокомбинатах, автомотоклубах, профтехучилищах также применяются тренажеры. Их делают в мастерских, на авторемонтных заводах, Кстати, чертежи тренажеров можно заказать в Москве в Научно-исследовательском институте автомобильного транспорта, в Московском автодорожном институте и других организациях. Какие же из них взять на «вооружение»? Хорошо зарекомендовали себя роликовые стенды с системами «загрузки» колес, тормозов и визуализации. Такие комплексы очень удобны благодаря своей универсальности: они пригодны для обучения по всем разделам программы — от правил движения, технической диагностики автомобиля до формирования необходимых навыков вождения в различных условиях. К тому же их можно сделать в автохозяйстве или автомотоклубе, поскольку для этого не требуется сложного оборудования. Думается, однако, что настало время перейти к производству тренажеров промышленным способом. Одновременно надо продолжать поиски и разработки новых эффективных систем. И очень желательно, чтобы к этому делу активно подключились конструкторские бюро, специалисты автомобильного дела, преподаватели. А. КОСТИН, научный сотрудник лаборатории инженерной психологии МГУ17