этих деталях не должно быть коррозии, она может привести к их заклиниванию. Начинаем собственно регулировку. Ослабим болты 1и 2, которыми прикреплен регулятор. К нижней полке лонжерона приложим планку или угольник и, используя отвес или линейку, установим нужную величину «X» от поверхности планки, прилегающей к полке (основание угольника), до центра отверстия рычага 4. При этом положении деталей и поднятом защитном колпачке 5, поворачивая регулятор давления вокруг болта, добиваемся соприкосновения рычага с поршнем 3, после чего надежно затягиваем болты 1и 2. Затем наносим тонкий слой смазки ДТ-1 на сам палец 6и зону контакта рычага 4с поршнем 3и устанавливаем на место защитный колпачок. Таков порядок работ, если вы производите замену своими силами. На станциях обслуживания ВАЗа эту операцию вам могут выполнить точнее, специальным приспособлением (рис. 4). Также вначале ослабляют болты 1и2 (см. рис. 3). Устройство закрепляют на конце рычага 2 (рис. 5) привода регулятора давления, а рычаг приспособления направляют вверх до упора в кузов. При этом устанавливают как раз требуемое расстояние от лонжерона до рычага. Далее, поворачивая регулятор давления на болту 1 (см. рис. 3), доводят рычаг ,4 до легкого соприкосновения с поршнем 3и затягивают болты 1и 2. Если же вы занимались этой работой сами, обязательно проверьте тормоза на ходу. Может случиться (хотя бывает довольно редко), что после регулировки положения регулятора задние колеса будут при торможении блокироваться раньше передних, — тогда обратитесь на сервисную станцию ВАЗ.ИСПЫТАНИЕ МАСТЕРСТВАТретий раз проходил в этом году Всесоюзный конкурс профессионального мастерства водителей автомобилей объединения «Союзсельхозтехника». Наш корреспондент встретился с начальником главного транспортного управления этого объединения И. Ф. ФИЛАТОВЫМ. — Иван Федорович, расскажите, пожалуйста, о победителях третьего Всесоюзного. — Их имена назвал финал, который проходил в Латвии на территории двух районных объединений «Латвсельхозтехники» — елгавского и тукумского. В нем участвовали 24 чемпиона республик и зон и 21 молодой водитель, чей стаж не превышал трех лет. Шоферы этих категорий выступали в раздельных зачетах, а сумма баллов, набранных чемпионом и молодым водителем, составляла командные очки. Был на соревнованиях и почетный участник — шофер каунасского райобъединения «Литсельхозтехники» А. Герве, абсолютный победитель предыдущего конкурса. Борьба по всем видам (теоретическая подготовка, экономичное вождение, пробег с грузом, скоростное маневрирование, скоростной подъем) была упорной. Эти слова — не дань «традиции» спортивных отчетов. Действительно многие финалисты показали высокие и плотные результаты. А победителями стали: в группе чемпионов Г. Загвоздин из хабаровского краевого объединения «Россельхозтехники», в группе молодых — О. Эвеланс из Латвии. В командном зачете первый приз достался команде V зоны «Россельхозтехники», в которую входили абсолютный чемпион Г. Загвоздин и молодой шофер Ин-Шу-Гун, занявший второе место среди сверстников. Ну и как всегда, были вручены многочисленные специальные призы. — Это итоги финала конкурса. Но, очевидно, сам процесс соревнований в автохозяйствах, по зонам приобретает массовый характер и служит главной цели — повышению производительности труда водителей. — Безусловно. Сегодня в «Сельхозтехнике» трудятся сотни тысяч шоферов. Они осуществляют треть централизованных перевозок по грузообороту для сельского хозяйства страны. В объединении довольно велик приток молодежи: только в 1976 году специально для «Сельхозтехники» было подготовлено 46 тысяч водителей. Поэтому забота о росте профессионального мастерства человека за рулем — одна из главных. Этой цели служат и конкурсы. Они проходят в несколько этапов — в районах, республиках или зонах и, наконец, финал. Участие в соревнованиях, подготовка к ним очень помогают повышению профессионального уровня шоферов, обмену опытом между ними, способствуют повышению безопасности движения. А вот показатели массовости: в первом конкурсе 1972—1973 гг. участвовало 140 тысяч человек, во втором — у же 220 тысяч, в нынешнем — 246 тысяч — почти 70% наших водителей. Не случайно мы ввели и команды, состоящие из опытного и молодого шоферов. Как показала практика, это расширяет диапазон наставничества, укрепляет живые связи ветеранов с новичками. Еще одн-j сторона дела — спортивная. Точнее, оборонно-спортивная: участники конкурсов состязаются ив экономичном вождении, и в маневрировании, и в метании гранаты. Вот и на последних соревнованиях, кроме призов, целому ряду водителей мы вручили удостоверения о присвоении разрядов по автоспорту. Это значит, что они получили право вести спортивную, тренерскую работу в своих хозяйствах. А надо сказать, что авто- и мотоспорт становится у нас в объединении все более популярным. Например, в Прибалтике многие автотранспортные предприятия «Сельхозтехники» имеют спортивные машины. Надо сказать ио том большом моральном значении, которое имеют водительские конкурсы. Для многих они стали свидетельством внимания к их труду, демонстрацией уважения к нелегкой профессии шофера. И еще мне хотелось бы отметить рост организационного уровня конкурсов. На всех этапах в этот раз он был очень хорошим, а финал его хозяева организовали просто блестяще: после каждого вида соревнований выпускались бюллетени с итогами, так что легко было следить за ходом борьбы, широко использовалось радио, особенно во время состязаний по доставке груза, когда радиоустановки работали на промежуточных и конечных пунктах маршрута, сообщая оперативные сведения с трассы. Так что итоги, как видите, многогранны. — Читатели познакомятся с нашей беседой, когда будет близиться к концу уборочная-77. А уборка, вывозка урожая — то главное, где на практике проверяется мастерство водителя... — ...И когда он в деле может применить опыт, полученный на конкурсе в общении с коллегами. Я знаю, что на уборочной многие шоферы не раз вспоминают добрым словом профессиональные соревнования, которые мы, к слову, стараемся максимально приблизить к реальным условиям. Для наших водителей трассы страды всегда бывают напряженными. Так, в прошлом году на них работало 146,5 тысячи машин, в этом — более 170 тысяч. А ведь мы не только возим урожай с полей, но и обеспечиваем совхозы и колхозы запчастями, удобрениями и другими важнейшими грузами. Нынешняя уборочная для нас особая: ударным трудом мы встречаем юбилей Великого Октября. — А когда стартует новый Всесоюзный конкурс! — Уже в январе 1978 года начнется первый этап. Финал будет проходить в мае 1979 года. Разумеется, предугадать его результаты сейчас невозможно, но одно могу сказать: рекорд третьего конкурса по массовости будет побит. 23*"Рис. 5, Установка приспособления А.72245 (или 67.7820-9518) для регулироровки положения регулятора давления задних тормозов: 1 — кронштейн рычага привода регулятора давления; 2 — рычаг привода регулятора давления; 3 — приспособление А.72245 (или 67.7820-9518); 4 — тяга, соединяющая рычаг привода регулятора давления с кронштейном балки заднего моста.