По всей строгости законаВ потоке редакционной почты часто приходят читательские письма, посвященные разным аспектам одной темы: нетрезвый водитель за рулем. Подавляющее большинство авторов настаивает на усилении борьбы с этим позорным явлением, требует более строгого наказания пьяниц, вплоть до пожизненного лишения их водительских прав, если другие меры воздействия оказались недостаточными. Поступают письма и иного содержания. Некоторые из тех, кто расстался с «правами» за злоупотребление спиртным, сетуют на то, что несправедливо лишать водителя, даже на время, права на профессию, на необходимый для семьи заработок изза похмельного запаха от выпитого, изза кружки пива в жаркий день. Мы познакомили с читательскими мнениями заместителя начальника Управления Госавтоинспекции МВД СССР полковника милиции И. С. ХРАПОВА и попросили прокомментировать существующее положение.при внезапно возникающих критических дорожных ситуациях нетрезвый водитель не способен сразу найти правильное решение, и дело кончается аварией, наездом, столкновением. В журнале «За рулем» уже много писалось об этом. Исследованиями специалистов установлено, что опьянение, даже легкой степени, значительно увеличивает шансы водителя стать виновником дорожно-транспортного происшествия. А это и невосполнимые человеческие жертвы, и загубленная техника, и огромный материальный ущерб. К сожалению, все это не абстрактные размышления, а повседневная действительность, подтвержденная беспристрастной статистикой. В последние годы примерно каждое третье происшествие из случившихся по вине водителей лежит на совести нетрезвых людей. В 1970 году они были виновниками 34,6% таких дорожных происшествий, в 1976 году этот процент составил 32,7, а в 1976 году — 31,2. Казалось бы, наметилось снижение, но оно мало утешает — ведь интенсивность движения и число машин в стране быстро растут, так что абсолютные цифры вреда, наносимого пьяницами за рулем, остаются высокими. — Казалось бы, и сельским и городским водителям известно требование пункта 14 Правил дорожного движения, запрещающего управление транспортным средством в состоянии опьянения... — Конечно, известно. Однако мало лишь знать Правила, нужно строго соблюдать их. Водитель, садясь за руль, помимо юридической и административной, несет высокую моральную ответственность. Во всех юридических документах автомобиль именуется источником повышенной опасности. И это не просто слова. Водитель в ответе не только за собственную, но и за другие жизни. Не подвергать их опасности — его профессиональный долг. Поэтому при выборе профессии нужно четко представлять себе, соответствуют ли ей твой характер и наклонности. Пьянство за рулем далеко не безобидная слабость, а великое зло. Если ты не способен противостоять этому, общий совет — подальше от источника повышенной опасности. — Конечно, дисциплина зависит от самих водителей, но, вероятно, на порядок и безопасность движения в целом во многом влияет качество работы дорожно-патрульной службы? — Не только это. Обеспечение безопасности движения начинается с большой профилактической работы, правовой пропаганды в автотранспортных предприятиях и обществах автомотолюбителей. Там, где руководители и общественные организации уделяют ей необходимое внимание, аварийность снижается. Заметно улучшилось положение в автохозяйствах Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства цветной металлургии СССР. Здесь намного сократилось число происшествий по вине нетрезвых водителей. К большому огорчению, этогонельзя сказать о предприятиях многих министерств и ведомств, где руководство считает, что главное — исправный автомобиль на линии, а об «исправности» водителя пусть заботится ГАИ. Между тем безопасность на дорогах в одинаковой степени зависит и от технической исправности автомобиля и от надежности водителя. Думается, что большую роль в борьбе за эту надежность должно сыграть расширение практики предрейсовых медицинских осмотров водителей. — А некоторые наши читатели считают, что такие осмотры не нужны и даже оскорбительны. Мы шоферы, пишут они, а не пилоты, которых нельзя выпускать в воздух с учащенным пульсом. — Не разделяю это синение. Любой медицинский осмотр — прежде всего забота о здоровье человека. Конечно, проводить осмотры нужно тактично, не обижая людей подозрениями. Врач определяет трудоспособность водителя, предупреждая катастрофу, которая может произойти по любой причине — от нервной перегрузки, от недомогания. Нельзя забывать, что водителю вверяется источник повышенной опасности, о чем уже говорилось. А на земле порой бывает сложней, чем в воздухе, где нет ни перекрестков, ни опасных поворотов, где на время тебя может сменить автопилот... — Часто ведь еще для неустойчивых встречаются соблазны на дороге ив населенных пунктах в виде павильонов, закусочных. Возле каждой не поставить инспектора... — Это верно. Наша служба задерживает много водителей после посещения таких «забегаловок» до совершения ДТП, предупреждая немало трагических случаев на дороге. Дело это хлопотное, требующее сил и времени, даже на одно только оформление каждого происшествия. А ведь у наших работников достаточно других обязанностей. Поэтому, еще раз подчеркну, без действенной помощи администрации и общественных организаций автотранспортных предприятий мы не добьемся желаемых результатов. Некоторые водители безответственно ведут себя там, где менее эффективен надзор. Это касается горных дорог, огромных территорий Сибири и Севера. Слаба дисциплина и на селе, особенно среди трактористов. Причина каждого второго происшествия, совершенного ими, — опьянение. Естественно, что тяжелые дорожные преступления заканчиваются судом. — Кажется, мы подошли к вопросу о мерах наказания водителей, управлявших машиной в нетрезвом состоянии. — За последние годы принят ряд законодательных актов, повышающих ответственность водителей за подобные нарушения Правил дорожного движения. В 1972 году Президиумами Вер-— Иван Степанович, начнем с главного вопроса — насколько опасен нетрезвый водитель за рулем? — Очень опасен. Даже незначительная доза спиртного или похмельное состояние после выпитого накануне резко ухудшают психофизиологические качества человека за рулем. Реакция на окружающее замедляется, снижается контроль за собственными действиями, 26