24
25
Страницы: 24—29Рейд журнала ««За рулем»Более 700 тысяч километров автомобильных дорог, одетых в камень или бетон, протянулись по территории нашей страны. До революции их было всего 17 тысяч, а ныне почти столько мы вводим в строй каждый год. Все меньше остается мест, куда не мог бы добраться автомобиль, а все-таки дорожное строительство за автомобилестроением еще не поспевает. И водитель, пожалуй, ничто не ценит так дорого, как хорошую дорогу. Здесь есть и обратная связь. Да, к дорожникам еще претензий много. Но сегодня разговор о другом. А как сами водители, те, кто пользуется дорогой, берегут ее, как дорожат они всем тем, что создано на ней, чтобы движение было более безопасным? С целью получить ответ на этот вопрос бригада журнала отправилась на магистраль Москва — Горький, которая сама по себе не лучше и не хуже многих других. Наш рабочий день начался, как иу многих водителей, в 8.00. За московскую кольцевую дорогу выехали только через час: тесно стало на улицах столицы. Но и за городской чертой мы продолжали идти в плотном потоке машин. По справке управления дороги, интенсивность движения на трассе — от 12 до 28 тысяч Знак, запрещающий обгон, вначале сорвали со стойки. Но этого показалось мало. Согнув, обезобразив, знак бросили в кювет, лишив водителей необходимой дорожной информации. автомобилей в сутки, а в районе Балашихи зарегистрировано даже 35 тысяч. Легко представить себе, какое здесь напряжение и как должны быть внимательны водители ко всему, что может стать помехой движению, угрозой его безопасности. Однако... 19-й километр. В одном ряду следуют несколько машин, груженных промышленными отходами. На бортах никаких ограждений. Высоко выступая за них, накренились ящики, доски, ветки. Останавливаем ЗИЛ 69-85 МКБ. В кузове прессованные опилки, бумаги, а поверху катаются металлические бочки. Водитель недоуменно протягивает удостоверение и путевой лист. . Глебов Николай Иванович. Везет отходы на свалку из типографии «Гознак». Первый раз? Да нет, уже третий месяц. И все вот так, не прикрывая мусор брезентом, а придавливая его бочками. «Рационализатор» не задумывается над тем, что бочка, если придется резко увеличить скорость, может легко окатиться -за борт и повлечь аварию. — Вы знаете Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений? Вас инструктировали? — А чего 'инструктировать? —• оправ— Самосвал — не легковой автомобиль, — почти с гордостью заявляет водитель С. Сахаров. — Он не может украшать дорогу. Сегодня везу отходы кожи, завтра — дерева. Брезент? Впервые слышу.дывается Глебов. — В Правилах такого не записано. Проверяем: «На автомобильных дорогах запрещается провоз без соответствующей упаковки материалов и грузов, засоряющих дорогу и полосу отвода». Глебов, к сожалению, не одинок. Многие водители, в чьих путевых пистах значился тот же адрес — свалка у дер. Тимохово, демонстрировали полное безразличие к правилам перевозки грузов. Вот, например, с кузова машины 03-33 МКС. которую ведет С. Сахароз, гирляндами свисают отходы кожи. И попади кусок под колесо какой-нибудь машины при торможении — заноса не избежать. Потом скажут: дорога виновата. — Но ведь самосвал, — удивился нашему замечанию Сахаров, — предназначен для такого груза. — Сегодня везу отходы кожи, завтра — бумаги, потомжелезо... — И каждый раз без брезента? — Брезент? Впервые слышу. В. Ржаницына (92-12 МОР) догоняли несколько километров. Летел как угорелый, а из кузовз сыпались на дорогу опилки, бумапи, цемент... К такой машине и приблизиться опасно. С обидой думаем о том, куда же смотрели работники ГАИ, когда эти машины еще ехали по Москве. Ни одна не была остановлена. А расплачиваются дорожники. С тех пор, как открыта свалка, они превратились в сборщиков мусора. К тому же на этом участке встречаются и неровности дорожного полотна и поврежденные ограждения. Но на устранение таких недостатков, то есть выполнение прямых обязанностей, не хватает ни времени, ни рабочих рук. Вообще на 400-километровую трассу Москва —- Горький приходится более 300 рабочих ремонтно-эксплуатационной службы. И забот у них немало — капитальный, текущий и средний ремонт дороги, окраска павильонов, замена знаков. Все это называется содержанием дороги в нормальном эксплуатационном состоянии. Зимний период наиболее напряженный. Но и летом из-за небрежности водителей приходится большую часть времени тратить на уборку трассы. Нет, не по-хозяйски ведут себя на дороге некоторые водители. Скорее как постояльцы в худшем значении этого слова: я здесь побыл, а до других мне Нений водитель, решив разгрузиться, сбросил по дороге железобетонные плиты. Ценные строительные детали, пролежав на обочине не день и не два. превратились в отбросы. дела нет. И не такой ли, с позволения сказать, «философией» объясняется порой возмутительное отношение к обустройству, знакам, указателям, которые, как и дорожное полотно, относятся к нашему общему народному достоянию. «На автомобильных дорогах запрещается повреждение дорожных сооружений и знаков». К сожалению, мы не обнаружили непосредственных нарушителей этого пункта Правил. Но в кладовках дорожио-эксплуатационных участков видели немало безжалостно изуродованных знаков. Один расстрелян, как мишень. Другой, предупреждающий о примыкании второстепенной дороги к главной, заменил кому-то сковородку. На этих мерились силой — стойки согнуты в дугу. Обезображен знак, запрещающий обгон. А ведь вся эта дорожная информация водителям совершенно 'необходима для безаварийной работы. По данным Минавтодора РСФСР, на дорогах республики ежегодно устанавливается до 350 000 знаков. На шоссе Москва—Горький все они со светоотражающей поверхностью, и каждый стоит недешево. При бережном отношении знаки должны служить до трех лет. Однако большую часть приходится менять уже через год. В какую же сумму обходится это государству! Десятки самых неожиданных помех, угрожающих безопасности движения, встретили мы на своем пути. На 84-м километре водитель Б. Кулаков ремонтировал машину (07-25 ИО) прямо на проезжей части. Что ж, в пути случаются неполадки. Но мало того что это препятствие долго тормозило движение; после ремонта остались пятна масла, бензина. Помимо цитируемых здесь Правил, есть еще один важный документ — «Положение о порядке пользования автомобильными дорогами», где сказано: «выполнение работ, связанных с возможностью проливания бензина и керосина... на проезжей части запрещается. Эти операции производятся при необходимости на обочинах дороги,' а при наличии поблизости съездов с дороги — на полосе отвода». На 111-м километре неизвестный водитель тоже ремонтировал машину, правда, на обочине, однако кирпичи м доски, к о ­ торые ему, видимо, понадобились при этом, так и остались на дороге, хотя по В пути случаются неполадки. Но, отремонтировав машину, необходимо весь оставшийся материал убрать за полосу отвода. Этот закон часто нарушается водителями.закону он все должен был убрать за ее пределы. На 114-м километре на обочине куча затвердевшего бетона который вручную теперь и не убрать. Еще через ки ­ лометр кем-то вывален бутовый камень. А возле города Покров мы становимся свидетелями совершенно дикого случая. Прямо по проезжей части, один за другим следуют три гусеничных трактора, оставляя на асфальте разрушительные рубцы — следы безответственности, разгильдяйства тех, кто «ми управляет. Трактористы совхоза «Покровский» Марков и Бобин, закончив рабочий день, просто возвращались в гараж. Как признались они, этим путем каждый день ездят и на заправку. Бульдозерист Лукашин командирован в совхоз из Петушков владимирским трестом мелиорации. — Где же нам ездить? — разводит он руками. Снова открываем Правила по охране автомобильных дорог: «Не разрешается движение по проезжей части дорог и обочинам специальных машин на гусеницах или с металлическими шпорами на колесах. Эти машины должны двигаться по полосе отвода или по специальным летним и тракторным путям». Уж что-что, а это требование должно быть ему известно. Однако все 20 километров из Петушков Лукашин шел своим ходом, где по полю, где по асфальту, Ну а Марков и Бобин? Побеседовав с директором совхоза А. Беляевым, мы выяснили, что перед началом полевых работ трактористов инструктируют, где им можно ездить, где нельзя. Как и следовало ожидать, вела к центральной усадьбе совхоза и проселочная дорога, по которой как раз обязаны были двигаться трактористы. Но они решили сократить путь на двести метров. Нарушители наказаны — директор совхоза объявил им строгий выговор, Госавтоинспекция оштрафовала каждого.,, на 10 рублей. А сколько денег и труда потребуется, чтобы восстановить разбитое полотно? Отнести бы все расходы на их счет, может, не повадно было бы в другой раз уродовать дорогу. Кстати, любое, даже самое серьезное, нарушение Правил по охране карается штрафом до 10 рублей. Не слишком ли это малая плата за порчу столь дорогой Один за другим шествуют трактора, разрушая асфальт. Только постояльцы могут так безжалостно относиться к государственной собственности — дороге.и необходимой всем государственной собственности? Немалый вред наносят так называемые дикие съезды и выезды на дорогу. Такие съезды на участках, примыкающих к усадьбам колхозов и совхозов, встречаются порой через 2—3 километра. Каждый такой самовольно пробитый путь выводит из нормального эксплуатационного состояния значительную часть дороги, загрязняет ее, делает скользкой и опасной. Ежегодно дорожные организации ликвидируют до 100 диких съездов, а они растут как грибы. Чьих это рук дело — часто и не установишь, но разве не отвечают предприятия иор ­ ганизации за эти безобразия, .допущенные на их территории? Буквально каждый водитель, с кем довелось беседовать, на вопрос, знает ли он Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений, отрицательно качал головой и недоумевал, что это, мол, такое. Так не пора ли программу подготовки водителей, и прежде всего трактористов, дополнить изучением Правил по охране дорог. А может быть, стоит ввести в Правила дорожного движения важнейшие требования, связанные со сбережением дорог? И последнее обращение — к основной массе наших читателей, к водителям. Все хотят ездить по хорошим, благоустроенным дорогам. Так давайте же ценить труд, вложенный в их строительство и реконструкцию, стараться, чтобы дорога служила нам как можно дольше, а не выходила преждевременно из строя, чтобы ее состояние всегда обеспечивало нормальный рабочий ритм и безопасность движения. В этом деле большую помощь могут оказать работники Госавтоинспекции, если будут строже спрашивать с тех, кто по-варварски относится к дороге, не ценит, не бережет ее. Рейдовая бригада «За рулем»: С. РАСКИНА, начальник пресс-службы Минавтодора РСФСР; В. ФОКИН, главный инженер Управления автодороги Москва — Горький; £. ЮДКОВСКАЯ, спецкор журнала; С. ЛЬВОВ [фоте|; Д. АБЕЗЬЯНИН (фото) «Дикий» съезд на дороге Москва — Горький. Подобные встречаются через 2—3 километра на участках, примыкающих к усадьбам колхозов и совхозов.