<ЗЬН. ПОТАПОВ, заместитель министра автомобильной промышленности СССР Наше отечественное автомобилестроение — так сложилась его биография — отмеривает свои шаги по вехам общеисторическим, исполненным огромного значения для всех людей планеты, — славным годовщинам Великого Октября. И то обстоятельство, что одна из таких годовщин, седьмая — когда по Красной площади вМоскве прошли десять первенцев советской автомобильной промышленности, — явилась датой ее рож ­ дения, а шестидесятая отмечена выпуском уже 25-миллионного автомобиля отечественного 'Производства, представляется символичным. Действительно, в успехах автомобилестроения, этой новой отрасли промышленности, созданной на развалинах оставленных в наследство от царского режима полукустарных предприятий, отрасли динамичной и неуклонно прогрессирующей, отражаются какв капле воды многие характерные черты становления и развития всей социалистической экономики, всего советского народного хозяйства. Успехи эти общеизвестны. К 60-летию Великого Октября автомобилестроение приходит как крупнейшая отрасль индустрии, оснащенная современным высокопроизводительным оборудованием, располагающая квалифицированными кад ­ рами, выпускающая в большом объеме продукцию весьма обширной номенклатуры. Около 230 моделей и модификаций грузовых автомобилей (с диапазоном грузоподъемности от 0,4 до 40 тонн), свыше 60 модификаций легковых (всех классов, включая большой), 36 модификаций автобусов различной пассажировместимости (от 10 до 110 человек), 50 типоразмеров прицепов и полуприцепов, не говоря ужо мотоциклах, м опе ­ дах, велосипедах, электрооборудовании, подшипниках, приборах и изделиях бытового назначения, — таков ассортимент, а миллионные цифры — такое объем выпуска этой продукции. За последние две пятилетки в результате гигантского нового строительства, реконструкции, технического перевооружения ранее построенных предприятийНОВЫЕ МОДЕЛИ,основные производственные фонды автомобилестроения возросли более чемв четыре раза. В течение девятой пятилетки было построено 16 новых заводов и введено в строй свыше 600 других про ­ мышленных объектов, заложены основы огромного комплекса на Каме — м ощно ­ го КамАЗа, завершено строительство Волжского автозавода, полностью освоены его проектные мощности. Развитие производственной и научно-технической базы коснулось не только автомобильных предприятий — выросли новые заводы по производству подшипников качения. Этими изделиями автомобильная про ­ мышленность полностью удовлетворяет свои потребности, а кроме того, обеспечивает другие отрасли, в частности производство железнодорожных вагонов. Комплексная механизация и автоматизация производства, внедрение новой, прогрессивной технологии, творческая активность и высокий трудовой настрой автомобилестроителей, ш ироко развернувшееся социалистическое со ­ ревнование, совершенствование методов и организационных форм управления — все это, в сочетании, дало свои плоды: общий выпуск автомобилей в девятой пятилетке вырос более чем вдвое, в том числе легковых автомобилей — в три с половиной раза, автобусов большой вместимости — в семь раз. Выполняя решения XXV съезда КПСС, октябрьского (1976 г.) и майского (1977 г.) Пленумов ЦК КПСС, восприняв как боевую программу действий положения и выводы речи Генерального секре ­ таря ЦК КПСС товарища Л . И. Брежнева перед коллективом ЗИЛа, автомобилестроители ив десятой пятилетке целеустремленно решают свои задачи. В ответ на постановление ЦК КПСС «О 60-й го ­ довщине Великой Октябрьской социалистической революции» все производственные коллективы отрасли взяли повышенные социалистические обязательства, выдвинули встречные планы. С большим чувством удовлетворения восприняли автомобилестроители опубликование проекта новой Конституции СССР, в котором законодательно закреплены грандиозные преобразования, д о ­ стигнутые под руководством ленинской партии, провозглашены основные законы жизнии развития советского общества в условиях развитого социализма, четко сформулированы принципы управления экономикой страны, а забота о научно-техническом прогрессе рассматривается как важное государственное дело. Высшая цель общественного про ­ изводства при социализме — говорится в проекте — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей; свободный труд является источником роста обще ­ ственного богатства, благосостояния народа; опираясь на творческую активность трудящихся, социалистическое со ­ ревнование и достижения научно-технического прогресса, государство обеспечивает повышение эффективности производства и качества работы. Этим основным положениям проекта новой Конституции, касающимся эконо ­ м ики (в частности, статьи 13, 14, 15 и 16), соответствует, по существу, содержание и направление всей работы автомобильной промышленности в десятой пятилетке. Именно в целях наиболее полного удовлетворения растущих потребностей советских людей очередной пятилетний план предусматривает увеличение объема производства по отрасли в полтора раза; в 1980 году будет выпущено более 2 миллионов автомобилей, в том числе 825 000 грузовых, причем особенно примечательны качественные сдвиги в структуре продукции — предусмотрены более высокие темпы производства автомобилей большой грузоподъемности, самосвалов и самосвальных автопоездов (75, 120 и более тонн) для горнодобы ­ вающей промышленности, разного рода специализированных автомобилей, к ото ­ рые должны как можно полнее удовлетворять все растущие специфические требования сельского хозяйства прежде всего, торговли, бытового обслуживания, здравоохранения. Так, изготовление тягачей всех типов увеличится за пятилетку в 2,3 раза, полуприцепов — в 2,7. Значительно возрастет выпуск автомобилейфургонов для торговой сети и службы связи, специализированных машин для перевозки пакетированных грузов идр . Заметным явлением пятилетки станет оснащение народного хозяйства автомобилями КамАЗ , дизелизация грузового парка страны. В полтора раза увеличится производство запчастей, в которых народное хозяйство испытывает особенно большую потребность. У же из этих данных видно, что усилия автомобилестроителей направлены на то, чтобы дать советскому обществу автомобили, н ужные ему по типажу, констр укциии эксплуатационным характеристикам. О днаков наше время — в пятилетку эффективности и качества — п ро ­ блема этим далеко не исчерпывается. Она состоит втом , чтобы обеспечить постоянное техническое совершенствование и модернизацию, повышение надеж ­ ности, долговечности и конкурентоспособности выпускаемых машин, технике- ' экономические показатели которых должны удовлетворять постоянно растущ им требованиям. Поэтому в течение десятой пятилетки будут разработаны и пущены в производство более 100 но ­ вых и модернизированных моделей; значительно обновят свою продукциюмо ­ сковский завод имени Лихачева, г орьков ский, минский, уральский и кутаисский автозаводы, завод микроавтобусов РАФ, многие другие предприятия. Волжский автозавод, например, начал уже выпуск полноприводных легковых автомобилей ВАЗ—2121 для удовлетворения спроса тружеников села — к концу пятилетки производство таких машин будет доведено до 50 000 в год. Нам предстоит провести в десятой пятилетке целый комплекс различных мероприятий, направленных на ускоре ­ ние технического прогресса, повышение роли качественных факторов развития отрасли, совершенствование материальной базы и хозяйственного механизма с тем, чтобы сделать их более гибкимиЗа нашу Советскую Родину!За рулем10 • Октябрь • 1977Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО " * =и восприимчивыми к техническим и организационным новшествам. Будут продолжены в крупных масштабах работы по модернизации действующих и созданию новых производственных мощностей, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, использованию высокопроизводительного оборудования и эффективной инструментальной оснастки, причем одним из ключевых моментов в реальном обеспечении такого технического перевооружения явится развитие собственного станкостроения в отрасли. Автомобилестроение, как наиболее характерная область массовопоточного производства, предъявляет непрерывно возрастающие требования к станкоинструментальной промышленности и другим отраслям машиностроения, изготовляющим оборудование. И оно, конечно, постоянно совершенствуется, его технические возможности, точность, производительность и надежность растут. Однако Министерство автомобильной промышленности предпринимает также меры по значительному увеличению выпуска специального технологического оборудования и инструмента своими предприятиями — это поможет ускорить техническое перевооружение производства, активнее внедрять новые технологические процессы, оперативнее решать проблемы эффективности и качества. Основным направлением в работе по повышению технического уровня автомобильного производства остается ком ­ плексная механизация и автоматизация многих, в том числе вспомогательных, процессов — внедрение автоматических линий, промышленных роботов, конвейеризация внутри- и межцеховых транспортных операций, полное оснащение современным инструментом и автоматизированными средствами контроля и испытания готовой, продукции, важное значение придается дальнейшему совершенствованию технологии; увеличением производства заготовок повышенной точности, развитием процессов холодной объемной штамповки, пластического деформирования, литья по выплавляемым и выжигаемым моделям должен быть существенно сокращен объем обработки деталей методом резания. В литейном производстве, например, значительная часть деталей будет изготовляться на автоматизированных линиях с комбинированным уплотнением формовочных смесей; найдут применение промышленные роботы, автоматические установки для зачистки отливок и созданные на их основе комплексные очистные подразделения. Уровень механизации и автоматизации литейного производства достигнет в автомобилестроении к концу пятилетки 90%. В этой связи особенно уместно сказать о том, какое значение приобретают сейчас в производственной жизни постоянно ведущиеся научные исследования, в частности работа научных институтов и лабораторий отрасли, а также творческие контакты со многими научными учреждениями страны. Как известно, забота государства о планомерном 1* развитии науки и внедрении результатов исследований в народное хозяйство, другие сферы жизни — характерная черта развитого социалистического общества. В автомобилестроении это легче всего проследить на процессах термической обработки деталей, где предусматривается внедрение высокопроизводительных агрегатов непрерывного действия, оснащение термических установок современными средствами автоматизации, использование новых методов плазменного и лазерного нанесения износостойких покрытий на детали и инструменты. Разрабатывается и внедряется оборудование для высокотемпературных процессов, вакуумной обработки, физических методов воздействия (магнитное поле, тлеющий разряд, местная закалка лучом лазера и др.). Объем изделий, подвергающихся термической обработке прогрессивными методами, будет доведен в этой пятилетке до 82%. При этом подсчитано, что перевооружение отрасли современным термическим оборудованием обеспечит повышение ресурса автомобильных деталей, то есть их износостойкости и работоспособности, на 20—23%. Можно представить себе, что это означает в условиях достигнутого уровня массового, двухмиллионного выпуска автомобилей в год ис каким интересом встретят такое сообщение автолюбители (к концу пятилетки их будет 8 миллионов) и транспортники. Разумеется, этот пример соединения науки и производства далеко не единичен. Использование электронного луча, лазерной техники и энергии плазмы намечается и для сварки деталей кузовов, размерной обработки деталей топливной аппаратуры и ряда других .производственных целей. На КамАЗе, в частности, будет впервые освоен новый процесс изготовления блока шестерен сваркой электронным лучом. Многие предприятия намечают внедрить в течение пятилетки более 200 установок для электрофизической, электроэрозионной и электрохимической обработки кузнечных и холодных штампов, литейных пресс-форм зубчатых колес, шлицевых валов и других ответственных деталей машин. В результате внедрения новых автоматических процессов грунтования кузовов, кабин и узлов автомобилей методом электроосаждения и окраски порошковыми материалами будет повышена в полтора-два раза антикоррозионная стойкость лакокрасочных и металлических покрытий. В результате проводимой автоматизации и механизации, внедрения новых технологических процессов и использования эффективных материалов резко повысится производительность труда. При механической обработке деталей в сварочном производстве — на 20—30%, в сборочных операциях — на 20—25%, при процессах металлопокрытий — на 25—35%. В течение пятилетки на предприятиях отрасли планируется внедрить более 950 автоматических линий, ввести новые конвейеры общей длиной свыше 160 000 погонных метров. Соединение разных участков автоматических линий передающими устройствами с накопителями заделов и применение порталов для загрузки не встраиваемых в линию станков позволяют полностью автоматизировать процессы обработки практически любых деталей на неограниченном количестве станков. Так, на КамАЗе создается комплексная автоматическая линия по обработке коленчатых валов, которая включает 120 единиц оборудования самого различного назначения. Линия, работающая от первой до последней операции (включая балансировку валов) в автоматическом цикле, протянется на полкилометра. Такая картина станет в скором времени типичной для советского автомобилестроения, она будет характеризовать достигнутый им уровень технического развития. В десятой пятилетке делается очень многое для этого. А в результате народное хозяйство, автомобильный транспорт, миллионы автолюбителей получат запланированное количество автомобилей — все более совершенных, надежных и долговечных, все более эффективных, высококачественных. Мы прекрасно понимаем, что производство автомобилей не самоцель, что автомобиль должен приносить людям максимальные удобства, служить на благо человеку. Экономия времени и сил при эксплуатации машин, борьба с загрязнением окружающей среды заботят нас не меньше, чем совершенствование технологии производства. Ведется не только большая работа по уменьшению токсичности отработавших газов (тут назову для примера в первую очередь ЗИЛ, ГАЗ, ЛиАЗ, прилагающие немало усилий для внедрения газобаллонных моделей). Мы постоянно совершенствуем системы питания, работаем над форкамерными двигателями, ведем исследования по электромобилям. Одновременно заводы и НИИ отрасли заняты осуществлением комплекса конструкторско-технологических мероприятий, которые позволят на 10—25% повысить сроки службы машин, дадут возможность существенно улучшить обслуживание, сократят расход запчастей. Эти слова, может быть, звучат суховато, но смысл их трудно переоценить. В десятой пятилетке для дальнейшего улучшения технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих индивидуальным владельцам, будет построено и введено в действие не менее 160 автоцентров и СТО. К 1980 году намечено обеспечить предпродажной подготовкой 60% всех легковых автомобилей, поступающих в торговую сеть. Кроме того, в эти же сроки предусмотрено увеличить вдвое число гарантийных пунктов по ремонту легковых автомобилей и тяжелых мотоциклов. За шестьдесят лет наша страна добилась громадных успехов в социальной и экономической областях. Немало сделано в автомобилестроении. И сегодня, подводя итоги, очерчивая планы развития на будущее, мы переносимся мысленно к началу начал — к Октябрьской революции. 3