8
9
10
11
Остались позади Соль-Илецк иАк ­ тюбинск. М ы идем сейчас почти строго на восток, по незримой границе, отделяющей целинные степи Казахстана от безводных просторов Кызылкума. Проплывают сбоку от шоссе отвалы синеватой породы — это руд ­ ники Хромтау, выросшего на месте, г де участники первого пробега видели только «курганы и могилы, в перемежкус редкими кочевьями». Богатейшее месторож ­ дение хромитовых руд было открыто здесь позже . И тогда ожил степной пыльный край... В Карабутаке дорога круто поворачивает на юг . Колеса уже не шуршат по асфальту — в днище тои дело бьет ще ­ бень. Д ождей здесь не было давно. И мы охотно используем боковые дороги , идущие вдоль «грейдера», — там мяг ­ че. Автомобили катятся резво, скорость достигает порой 80 километров в час. Помогает свежий восточный ветер — он относит густые хвосты пыли, иначе мы вынуждены были бы отставать друг от друга на километры. Чем ближе к Иргизу, тем чаще твердое полотно дороги оказывается под толстым слоем сухого, сыпучего, принесенного ветром песка. Песчаные участкиный. Применяем особую тактику: первая машина уходит вперед на полтора-два километра, и с нее по рации сообщают, какова дорога. Потом идет вторая... Так продолжалось километров пятнадцать. Потом пошел вновь все улучшающийся «грейдер». Безводный этот край заселен очень мало. Лишь изредка встречаются юрты скотоводов. Около них — верблюды, оседланные кони. И почти возле каждой — мотоцикл. А рядомс одной стояла новенькая «Волга». Но нас больше удивляют верблюды — к ма ­ шинам и мотоциклам глаз привык. А ме ­ стные скотоводы вообще не удивляются — для них сейчас равно естественны верблюды, мотоциклы и автомобили. В Аральске, в кабинете председателя райисполкома Бодаша Уалиевича Уалиева мы встретились с теми, к то строит и эксплуатирует здешние дороги : начальн иком ДСУ-34 Шаудабаем Нурбаевым -и главным инженером ДЭУ-511 Асау Альшэновым. — Раньше в этих краях был только один вид транспорта — верблюжий, — сказал Нурбаев. — А сейчас от города во все концы района уходят дорогии обеспечено автомобильное сообщение со всеми совхозами, селениями. На главной дороге Иргиз—Аральск осталось не ­ сколько «узких» мест, разрывов — вы их видели. В этом году думаем их «закрыть». Начинаем обрабатывать поверхность шоссе низкосортной нефтью —шей «ноль шестой» температура ни разу еще не превысила 90°, двигатель работает отменно. Последняя ночевка перед Ташкентомв Чимкенте. Как и повсюду, первыми нас радушно встречают работники областной ГАИ. Заместитель начальника старший лейтенант милиции Иван Анатольевич Снегирев показывает нам новое просторное здание инспекции и на ходу рассказывает: — В нашем городе сходятся три круп - ' ные автомагистрали, идущие от Аральска, Алма-Аты и Ташкента: те, что в давние времена образовывали знаменитый «шелковый путь». Объездной дороги еще нет, и потому весь транзитный поток , — а это около 5 тысяч автомобилей в сутки — идет через город . Сами понимаете, вопросы регулирования движения, д о ­ р ожного надзора, оснащения ГАИсо ­ временной техникой в таких условиях приобретают особое значение. Сделано немало. Д ва подразделения дорожного надзора, командиры взводов, старшие госавтоинспекторы и более чем три четверти инспекторов обеспечены автомобилями и мотоциклами. Разработан проект телеуправления транспортными потоками в городе, намечено построить автодром, где будем принимать экзамены по вождению . Обучающихся водительскому делу много , успевай поворачиваться. Только в личном пользовании жителей около 40 тысяч автомобилей и мотоциклов. Все они почти круглый год«МОСКВА-КАРАКУМЫ -^7»ДОРОГАМИ ПЕРЕМЕНстановятся длиннее, преодолевать их можно только за счет высокой скорости. А коль так — пришла пора перецепить «скифы». «Нивам» это не в тягость, а «ноль шестые» без прицелов сразу будто приобрели крылья. Самого Иргиза мы вообще не увидели бы — объездная дорога, минуя го ­ род, минуя брод, выводит к развилке, где расходятся «грейдеры» на Челкар и Аральск, — но нужно было заправиться и потому пришлось-таки вИргизза ­ вернуть. Он мало напоминает тот «маленький поселок, живущий тихим пульсом глухого района», который увидели 44 года назад наши предшественники. Это уже настоящий город , через него идет мощный поток автомобильных грузов со Средней Волги в Узбекистан, Туркмению, на юг Казахстана. Здесь, как в былые времена, — пересечение путей. Только не тех, прежних, караванных, а современных автомобильных, несущих на своих плечах сотни тысяч тонн народнохозяйственных грузов. «Грейдер» местами очень хорош. Местами похуже. П ри ­ мерно на половине пути .между Иргизоми Аральском он обрывается, и мы оказываемся на песчаной дороге , делающей петли меж заросших колючей травой барханов. Этот участок пока самый трудП родолжение . Н ачало — в М 9. 8 такая методика, предложенная Минавтод ором Казахской ССР, позволяет значительно улучшить дорожное полотно. В ближайшие год—два гравийное основание будет уложено по всей дороге , от Иргиза до границ с Кзыл-Ординской об ­ ластью. Связанное нефтью, о но позволит автомобилям уверенно держать вы ­ сокие скорости. — Грузопоток уже сейчас достигает 700—750 автомобилей в сутки, — добавил Альшанов. — А к 1980 году, по расчетам, о н увеличится до 1000 автомобилей. И за точность этой цифры нельзя поручиться: хорошие дороги привлекут туристов, численность которых трудно учесть. Значит, требования к нам, эксплуатационникам, повышаются скаждым днем. Работники ДЭУ это понимают, р а ­ ботают с полной отдачей сил. ...Постепенно желтый цвет вокружаю ­ щей нас картине все больше насыщается зеленым. Появляются рисовые поля, оросительные каналы. Д вижение по до ­ роге приобретает плотность, привычную нашему глазу. Начавшийся у Казалинска асфальт больше не прерывается. М ы стремительно продвигаемся к столице Узбекистана. Становится все жарче . Под Аральском было плюс 34, у Чиили — у же 36, за Туркестаном — 38 градусов. В салонах припекает. Н ов системе охлаждения нана ходу — климат позволяет) Конечно, хлопот с ними немало, н о ведь вся наша служба такая хлопотная. Пока мы осматривали здание и кабинет, где аппараты «Вятка-20» (вот куда от кировчан дошло!) принимают экзамены, Володя Ипатов по просьбе работников ГАИ демонстрирует возможность «Нивы». Делает это мастерски и эффектно: ведет машину по двум довольно выс окими крутым лестничным маршам. Собравшиеся зрители с восхищением наблюдают, к ак колеса отсчитывают ступеньку за ступенькой туда, потом обратно. Награда водителю и «Ниве» — г оря ­ чие аплодисменты... Перед Ташкентом еще один приятный сюрприз : целый эскорт спортсменов-мотоциклистов ДОСААФ , втретив нас, провел по улицам узбекской столицы до сам ой гостиницы «Дустлик». Д аже не зная узбекского языка, м ожно догадаться, что в переводе это означает «Дружба». На фасадах рядом стоящих домов видны надписи «Воронеж», «Свердловск» — память о трудных и славных днях, когда вся страна восстанавливала город, п о ­ страдавший от землетрясения... В одной из книг о пробеге 1933 года упоминается такой эпизод, случившийся под Ташкентом. «В степи ночью ехали два старика на ослах и дремали. Открыв глаза, они уви- дели перед собой огни фар — целый го ­ р од на колесах. О ни упали с ослов и бросились бежать в степь...» Нет, конечно, это не значит, что автомобили в Средней Азии 44 года назад вовсе не были известны. У же ходили по городам автобусы, и колхозные джиги ­ ты осваивали трактора. Но 23 автомобиля в одной колонне ночью сморем огней — это было зрелище, к оторое не на шутку всполошило аксакалов. Мы вспомнили об этих строках, когда с балкона ташкентской гостиницы смотрели вечером на огни бесконечного по ­ тока автомобилей, льющегося по улице Навои. И еще раз вспомнили, просматривая утром газету «Комсомолец Узбекистана», вся четвертая полоса которой была посвящена автомобилю. Будущих шоферов, газосварщиков, слесарей, аккумуляторщиков приглашали получить специальность 17 автоучебных ком ­ бинатов и автошкол ДОСААФ , 15 профтехучилищ. К роме того, как отмечала газета, ш ироко распахнуты двери ташкентских политехнического и автодорожного институтов, автодорожных техникумов вКоканде , Бухаре, Нукусе иУр ­ генче. Автошколы ДОСААФ . . . Миллионы шоферов прошли в них обучение, получили прекрасную рабочую профессию. Для сотен тысяч людей они стали первым шагом на пути к овладению высотами автомобильных знаний. Когда мы пришли на встречу с курсантами республиканской образцовой объединенной технической школы ДОСААФ , то могли убедиться, что нынешняя школа — настоящий учебный комплекс, располагающий всеми условиями, необходимыми для подготовки специалистов самой высокой квалификации. Новые здания, с о ­ временные автомобили, хорошо оборудованные классы — все это есть, ы все это уже не в диковинку ив других ме ­ стах. Здесь же вести учебную и воспитательную работу помогают и богатые традиции, накопленные почти за сорок лет существования школы. Назовем лишь некоторые вехи становления этой учебной организации. 1 октября 1939 года была создана республиканская автошкола Осоавиахима. В ее распоряжении — один ЗИС—5 и два ГАЗ — А А . В октябре 1940 года школа переименована в автомотоклуб, у нее уже шесть автомобилей, она готовит в год около 400 водителей. 1963 год — ташкентский об ­ ластной автомотоклуб за успехи вподго ­ товке водителей награжден грамотой ЦК ДОСААФ СССР. В 1966 году областной автомотоклуб реорганизуется в республиканский. На следующий год ему присвоено звание «образцовый». В 1969, 1970 и 1971 годах он награждался триж ­ ды подряд переходящим Красным знам енем Военного совета ТуркВО. После небольшого перерыва в 1974 году школа снова завоевала это знамя и удерживает его уже четвертый год. Этот перечень можно было бы продолжить и расширить. М ыскажем лишь еще, что успехами своими школа, выпускающая в год нынче многие сотни специалистов, немало обязана людям, отдающим все знания и силы, весь жар сердец делу обучения и воспитания молодежи : начальнику школы Е. Шелуханову, мастерам вождения С. Белоусову и А. Караваеву, мастеру А. Горшкову имногим , многим другим. У тром8 июня мы покинули Ташкент. 10Колонну ведет машина ГАИ, над нами в небе повис «воздушный автоинспектор» — вертолет. Прекрасное бетонное шоссе ложится под колеса, и даже не верится, что совсем недавно штурмовали пески. Вокруг цветущая зелень, о б ­ ласканная и ухоженная земля, о громные хлопковые плантации в обрамлении арыков. И вот Самарканд. О н поражает великолепными памятниками старины, будто пришедшими на встречу с нами из глубины веков. И в нем же происходит другая встреча — с молодостью города, республики. Здесь мы оказались буквально > о кружении участников Респубв ликанского слета победителей похода комсомольцев имолодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. М ы очень торопимся, график не дает перерывов даже для отдыха. Но в ответ на просьбу председателя ЦК ДОСААФ Узбекистана А. М . Ходжибаева принять участие в работе слета не можем ответить отказом. И вознаграждены радостными минутами общения с юностью Уз ­ бекистана, с молодыми наследниками лучших традиций старших поколений. И здесь, в Самарканде, и в новом социалистическом городе Навои, одном из красивейших на всем пути, и в древней Бухаре мы снова и снова видели автошколы, которые, пожалуй, лишь размахом своим уступали республиканской. Во всем же остальном — в оборудовании классов, насыщенности автомобилями, дисциплине курсантов иобразцовом внутреннем порядке — даже самый строгий и придирчивый взгляд не нашел бы, наверное, разницы. Как раз в эти дни началось широкое обсуждение проекта Конституции СССР, решений майского Пленума ЦК КПСС, доклада товарища Л . И. Брежнева. И где бы мы ни были, с кем бы ни встречались — разговор так или иначе касался этих выдающихся документов. Если это была организация ДОСААФ — шло обсуждение тех статей Основного Закона, где говорилось о защите социалистичес кого Отечества. Если ГАИ — обсуждались статьи о дальнейшем укреплении социалистической законности и правопорядка. В рабочих коллективах внимательно изучались статьи, раскрывающие новые возможности, дающие более широкие права в деле управления произ ­ водственной деятельностью предприятия, в решении вопросов быта. В свете положений проекта Конституции мы тоже по-новому взглянули на окружающее . И все, что увидели за длинную дорогу , — н еобозримые поля и гигантские новостройки, п рекрасные новые города и заводы, оросительные ка ­ налы и многотысячные отары — все это представилось нам теперь живой , яркой иллюстрацией к новому Основному Закону нашей жизни , убедительно подтверждающей слова, сказанные Леони ­ д ом Ильичом Брежневым на XXV съезде партии: «Мы создали новое общество, общество, п одобногокоторому человечество еще не знало». ...В Бухаре делим колонну. Такое ре ­ шение принято еще в Самарканде. Опыт первого знакомства с песками на участк е Иргиз — Аральск и информация, полученная о маршруте через Каракумы, н еопровержимо свидетельствуют: комфортабельные «ноль шестые» через пустыню вести вряд ли резонно. Были идругие соображения: кому-то надо тащить «скифы», которые явно стали бы помехой пробегу на этом труднейшем отрезке пути. Да и не хотелось оставить без внимания автомобильную дорогу, и дущую по югу Туркмении, дорогу, о которой участникам пробега 1933 года и не мечталось. Надо было увидеть ее своими глазами. М аршрутом , в точности повторяющим путь экспедиции 1933 года, направлялись обе «Нивы» с водителями-испытателями Н. Макеевым и В. Ипатовым, и нженером ВАЗа В. Котляровым, кинооператором А. Кулиджановым и корреспондентом «Известий» А. Блохниным под руководств ом командора А. Бродского. В этой группе хотел бы идти каждый, но все свободное место в машинах было занято канистрами с бензином и водой. Решение задачи, стоящей перед нашей, «южной» группой, не представляет большого труда: н ужно побыстрее до ­ браться до Красноводска и там ждать товарищей в готовности оказать им пом ощь , если таковая потребуется. Осуществляя свой план, мы успеваем засветло, с последним паромом , переправиться через Амударьюи еще проско ­ чить сто километров до того места, где асфальт кончается. На всей « ю жной » д о ­ роге Бухара — Красноводок это теперь единственный оставшийся незаасфальтированным участок. Всего 15 километров, но сколько неудобств доставляет он : песок глубокий, сыпучий, легковые машины на нем беспомощны , как мухи на клейкой бумаге. С утра, встав в половине пятого, метр за метром штурмуем песок. Подкапывае м , толкаем, мчимся сломя голову с бугра на бугор по боковой дороге , п ро ­ торенной в объезд, меж барханами. Ш ины автомобилей и прицепов при ­ спущены наполовину, и все равно коле ­ са «скифов» вязнут, прицепы держат нас, как якоря. К 11 часам пройдено 14 ки ­ лометров. С вершины песчаного холма уже видна полоса асфальта, но ' м ы «сели» окончательно. Выручил нас парень из Байрам-Али на ГАЗ—66. По очереди, спокойно и деловито он вытащил оба ВАЗа на дорогу и поехал дальше по своим делам. В Ашхабаде мы узнали, что в этот день было плюс сорок шесть. Об этом мож ­ но было бы не говорить — н о именно в тот день на одной из машин отказал датчик электровентилятора. И автомобиль шел по такой жаре , с прицепом до первой СТО и ни разу не перегрелся. На другой день к вечеру мы увидели перед собой нефтяные вышки Небит-Дага, а еще через полтора часа вышли у Красноводска кморю , завершив благополучно самую главную и самую трудную — среднеазиатскую часть пути. Оставалось ждать и надеяться, что наши товарищи, идущие на «мивах» через Ка ­ ракумы, т акже успешно оправятся со своей, куда более сложной задачей.Бригада «За рулем» Окончание — в следующем номереОт редакции. П одробный рассказ, о том, как прошли «нивы» через пески Каракумов и плато Устюрт, читайте в № 12 журнала. К этим снимкаму нас нет аналогов сорокалетней давности. Потому что сорок лет назад не было этого пам ятника героям, ж и ­ телям Мары, погибшим народа, а прекрасного города Навои не существовало вообще.ft^P^^5'***I все-таки пустыня остается пустыней. На снимке 1933 года легковые машины на штурмуют барханы. На снимке 1977 года « ж игули » преодолевают последний оставшийся незаасфальтированным участок дороги Мары — Ч арджоу .кяТ^ЯЩЩтш,Л юбую неисправность, от поломки заднего борта до выхода из строя двигателя, долж. ны были предусмотреть и любой ремонт выполнить «в поле» у частники того пробега. Мы же рассчитывали на СТО, т акие , к ак вот эта, ашхабадская.— ~- А а тдсз asRBMn •