(£ годы, ФАКТЫ1075 г., СЕНТЯБРЬ. Советский спортсмен М. Лайв победил в Кубке дружбы социалистических стран по группе гоночных автомобилей. Второе место занял его товарищ по команде В. Барковский. 1075 г., ОКТЯБРЬ. Команда СССР заняла второе место в розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран по картингу. 1075 г., НОЯБРЬ. 50 лет назад первые советские тяжелые грузовики-трехтонки Я — 3 ярославского производства вышли на октябрьскую демонстрацию в Москве. К праздникам (досрочно) объединение «Автодизель» выполнило задания девятой пятилетки. Завод награжден орденом Октябрьской Революции. 1075 г., 3 ДЕКАБРЯ. Московский автомобильный завод имени И. А. Лихачева (производственное объединение ЗИЛ) награжден орденом Октябрьской Революции за успешное завершение работ по созданию мощностей на выпуск 200 тысяч грузовых автомобилей в год, досрочное выполнение заданий девятого пятилетнего плана И свциалистических обязательств по увеличению объема производства и росту производительности труда. Группе работников ЗИЛа присуждена Государственная премия СССР в области техники за выдающиеся достижения В труде на основе увеличения зоа Обслуживания, совмещения профессий и инициативу в развертываний движения наставничества. 1075 г., 30 ДЕКАБРЯ. Указом Президиума Верховного Совета СССР автозавод имени Ленинского комсомола награжден орденом Октябрьской Революции за досрочное выполнение заданий девятого пятилетнего плана и успешное осуществление работ по наращиванию производственных мощностей. 1075 г., ДЕКАБРЬ. Одержав победу в ралли «Русская зима», советские гонщики заняли общее первое место в розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран. 1075 г., ДЕКАБРЬ. Завершилась VI Спартакиада народов СССР, посвященная 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. В ее программе было 28 видов соревнований по военнотехническому спорту. За полтора года в спартакиадных стартах участвовало свыше 1 570 000 автомобилистов и около 1 346 000 мотоциклистов. 1075 г., ДЕКАБРЬ. В канун десятой пятилетки к коллективам ЗИЛа И ЯМЗ обратился с приветствием Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Коллективам АЗЛК и МАЗа, успешно завершившим девятую пятилетку, адресовано поздравление' ЦК КПСС и Совета Ми вистров СССР.аВ организацияхНе впервые доводится бывать на подобных встречах. Они схожие и разные одновременно. Есть, конечно, в этом закономерность: главная цель—учить кадры на лучших образцах — остается а определенной степени постоянной на длительный период, а формы учебы и база, на которой она проводится, естественно, меняются, совершенствуются. Четыре года назад, помню, съехавшиеся в город Хмельницкий руководители учебных организаций ДОСААФ Украины и других республик получили такой заряд знаний по методике, организации учебно-воспитательного процесса, созданию материально-технической базы, что эти знания применяют и сегодня. В Каунасе как со старыми знакомыми увиделся яс некоторыми участниками Хмельницких сборов — добрым словом вспоминают они уроки, полученные на Украине. Летом семьдесят пятого участников всесоюзных сборов принимал Таганрог, принимал радушно, с большим достоинством. Партийные, советские органы города, ростовской обком ДОСААФ сделали все возможное, чтобы гости (а здесь были и председатели областных, краевых комитетов и начальники автошкол со всех концов страны) обогатили свои знания и впечатления. Коллектив таганрогской образцовой автошколы тогда буквально «выложился». Еще бы: принять столько людей, а главное — показать все новое, что создано умом, трудом, инициативой преподавателей, мастеров, курсантов: «Побывав здесь, словно курс академии закончил», — запомнились мне слова начальника читинской автошколы А. Я. Сульдина. Позже мы перезванивались с ним по телефону. Сульдин неизменно повторял: «внедряю!» Имелся в виду опыт Таганрога.КАУНАССКАЯВ Литве новизна и размах ощущались более отчетливо. Что ж, время берет свое. Начальник каунасской автошколы Ионас Феликсович Давидсонас еще в январе этого года в перерывах между заседаниями VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ говорил мне: «Мы долго присматривались к опыту коллег из других республик, теперь мож ем поделиться своим». В Каунас за опытом съехались заместители председателей комитетов ДОСААФ республик, краев, областей — та часть руководящих кадров оборонного Общества, которой по долгу службы положено направлять, контролировать деятельность учебных организаций, помогать им во всех делах. И в выборе базы для сборов их организаторы, видимо, не ошиблись. О б этом говорилось ис официальной трибуны ив кулуарах. Особенно много дискуссий проходило в номерах и вестибюлях досаафовской гостиницы «Вайрас», где мы жили. Название ее мне было близко, так как в переводе на русский означало «Руль». Короче: практика проведения учебно-методических совещаний в местах, где есть что показать, есть что позаимствовать, внедрить, оправдала себя целиком. Свежим балтийским утром, на второй день после того, как нам была продемонстрирована организация 100-километрового марша — вождения автомобилей в колонне, что теперь включено в программу, мы с Давидсонасом медленно шагали по укатанной дороге автодрома, раскинувшегося на трех с лишним гектарах желтоватой глинистой земли. Миновали бетонную «эстакаду», «железнодорожную платформу», другие автодромные сооружения. Начальник школы рассказывал, что совсем недавно на этом месте была свалка мусора, вокруг паслись козы. А вот там, поближе к обрыву свинарник размещался. А где возвышается гостиница, пролегал глубокий овраг, окруженный пустырем. — Горы земли, глины вынимали, пересыпали, ровняли, трамбовали. Работали все — преподаватели, курсанты, не в ущерб учебе, разумеется, — пояснил Давидсонас. Замедлили шаги на краю автодрома. Отсюда далеко просматривался живописный берег Немана. — Не помешаю? — услышали мы голос сзади. Подошедший к нам человек — участник сборов из Сибири, похвалил пейзаж, перешел к близкой нам теме. — Верно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать... Поражен... Поражен размахом, основательностью, культурой. Слышать-то слышал о ваших успехах, а вот увидел своими глазами — завидно стало. Он обвел рукой «владения». Я глазами проследил за движением руки. У тыльной стороны четырехэтажной гостиницы (на четвертом этаже общежитие для курсантов) в два ряда стояли шестнадцать автомобилей, блестевших свежей краской под утренним солнцем. Восемь новейших ЗИЛов и столько же ГАЗов, как теперь положено по программе, рядом с ними — курсанты и мастера ждали команды для выполнения упражнений на автодроме. За гостиничным зданием проглядывался, тоже четырехэтажный, учебный корпус, приземистые ряды кирпичной кладки теплых гаражей, пунктов технического обслуживания, мастерской. — Нет, что ни говорите, размах... Такой комплекс отгрохать! — восхищался наш «северянин». — И в классах я побывал. Новизна, электроника, наглядность. Ей-богу, завидно... Давидсонас улыбнулся: — Говорят, даже Москва не сразу строилась. Я-то еще молодой руководитель. Побеседуйте с бывшим начальником школы Ионасом Бенедиктовичем Шаркаускасом, я вас познакомлю, он теперь пенсионер, заведует нашей гостиницей, от него, думаю, побольше узнаете — что было и как добывалось то, что есть сегодня. Автошкола-то с 1949 года существует, а в новое здание въехали только в семьдесят пер-6