Скорости растут, проблемы остаютсяЧемпионат СССР по автомобильным кольцевым гонкамПриближающийся юбилей Октября придает особый характер всем крупным спортивным событиям нынешнего года. Анализируя их результаты, мы невольно задумываемся о том, к акой большой и славный путь прошел советский спорт, вспоминаем имена тех, кто внес свои вклад в его становление и развитие. Это в полной мере относится к чемпионату СССР по автомобильным кольцевым гонкам . Заключительный этап для • гоночных и легковых автомобилей 2-й группы проходил в Ленинграде. С «Невским кольцом» связаны многие яркие страницы истории нашего автоспорта. Здесь не однажды зрители рукоплескаличемпионам страны прошлых лет Юрию Чвирову, Александру Терехину, Валерию Шахвердову, Георгию Сургучеву и многим другим. И, приветствуя здесь чемпионов юбилейного, 1977 года, многие из присутствовавших могли воочию убедиться, сколь разительны перемены, происшедшие в отечественном автоспорте за два десятка лет, отделяющих нас от первых чемпионатов СССР. Позволим себе привести несколько выд ержек из материалов, опубликованных вжурнале «За рулем» в 1960 году ( № 1 0и 11). Вот что говорилось о первом этапе чемпионата, проходившем в Ленинграде: « Л учшийкруг чемпиона СССР В. Шахвердова пройден со скоростью 108 км / ч » . А в 1977 году неоднократный чемпион страны Владимир Греков установил новый рекорд «Невского кольца», пройдя круг за 1 мин 24,8 с — со скоростью 138,5 км / ч ! Читаем дальше: «На старте заезда в Ленинграде было всего шесть «юниоров», из которых закончили дистанцию три , а в Таллине (на втором этапе чемпионата. — В. А.) и вовсе стартовали лишь четыре автомобиля». В нынешнем году в Ленинграде только на автомобилях одной из самых популярных гоночных формул — «Восток» стартовал 21 спортсмен, а всего в чемпионате СССР на этих машинах выступало 32 гонщика . Быстрое развитие нашей промышленности, стремительный рост выпуска автомобилей позволили укрепить материальную базу автоспорта. Что общего имеют изящные «Эстонии», нарядные « ж игули » и «москвичи» с теми машинами , о которых с горечью писал в те годы журнал : « Д ажевгруппе «волг» едва ли две-три машины соответствовали по своему внешнему виду элементарным эстетическим требованиям зрителей, большинство спортивных автомобилей оставляли тяжелое впечатление». Что отличает чемпионат страны этого года? Прежде всего, он проводился втри этапа для гоночных автомобилей и для легковых 2-й группы . Это стало возможным благодаря повышению технического уровня спортивных машин , и х возросшей надежности. В чемпионате участвовали гоночные автомобили формул «Молодежная» (до 350 смз), «Восток» (до 1300 см") и третьей (до 2000 смз), а также легковые автомобили 2-й группы IV класса (до 1300 см*) и V класса (до 1600 смЧ. Первый этап состоялся в Киеве, второй в Риге, и третий , к акуже говорилось, вЛенинграде. К аждый включал по два заезда для автомобилей всех классов. Окончательный итог подводился по сумме четырех лучших результатов, показанных гонщикомв отдельных заездах. Достоинства такой системы очевидны. Главное из них — возможность исключить случайность, связанную с неудачами или отсутствием кого-либо из гонщиков на отдельных этапах. Стабильность выступлений, к ак известно, залог -успеха* в многоэтапных соревнованиях. Именно это качество проявили В. Вайшвила (IV класс), В. Богатырев (V класс), Т. К апа (формула «Восток»). Все они стали чемпионами досрочно, обеспечив себе это звание уже после этапов в Киеве и Риге. Наиболее убедительной была, п ожалуй , победа литовского гонщика Вайшвилы, выигравшего все четыре заезда. При этом каждый из них с подавляющим преимуществом: отрыв от участника, шедшего на втором месте, измерялся десятками секунд. Конкурировать с лидером не могли даже представители Волжского автозавода. Л учший из них, Виталий Богатырев, стал серебряным призером в IV классе. Однако он вознаградил себя, завоевав — т оже досрочно — звание чемпиона СССР вV классе. Две медали, золотая и серебряная, в одном чемпионате — несомненный успех гонщика из Тольятти. Если втрех классах машин чемпионы определились досрочно и последний этап решал лишь, кому достанется «серебро» и «бронза», то для спортсменов, стартовавших на гоночных машинах формул «Молодежная» и III , все зависело от выступления в Ленинграде. В формуле «Молодежная» успех сопутствовал спортсменам Эстонской ССР: Э. Юриме, Т. Асмеру иЛ . Таммсаару. Хорошо завершил состязания «в родных стенах» ленинградец A. Заградин на автомобиле собственной конструкции , занявший в итоге четвертое место. Немало поволновались болельщики за исход гонки формулы III . Ведь в числе претендентов на звание чемпиона страны были два их земляка — М. Львов и B. Генералов. Соревнования в этой формуле изобиловали драматическими моментами: в первом заезде на третьем круге сошел, повредив автомобиль от удара в ограждение, лидер — В. Греков, еще через два круга покинул трассу В. Генералов. Во втором заезде неудача постигла претендента на «серебро» моск-На призы журналаИ сновасаратовцы!IX Всесоюзные соревнования школьниковавтомобилистовНа этот раз местом встречи юных автомобилистов был избран город Хмельн ицкий . У же первые часы пребывания здесь ребят показали — выбор сделан очень удачно. К акив минувшие годы, для автоэстафеты и скоростного маневрирования была предоставлена главная площадь города — имени В. И. Ленина, гостей встречали теплотой и сердечностью. А это, согласитесь, очень важно для успеха соревнований, особенно если учесть школьный возраст их участников. 34Пятнадцать команд приехало в Хмельн ицкий — и з Российской Федерации, У к ­ раины, Белоруссии, У збекистана , Т уркме ­ нии, К иргизии , Молдавии, Литвы, Москвы, Ленинграда. Встречались старые Йрузья, завязывались новые знакомства. у жев этом общении прибывших из разных республик ребят, объединенных любовью к автомобильному делу, проявлялась та польза, которую несут с собой эти ежегодные встречи. Но на первом плане все же соревнования — в умении управлять автомобилями. в знании правил движения, в стрелковой подготовке — во всем том, что включает в себя программа многоборья. Начались состязания сконкурса по правилам движения и стрельбы из малокалиберной винтовки. Л учшими знатоками дорожного кодекса показали себя саратовцы, а на огневом рубеже победили ленинградцы. Первые завоевали переходящий приз Министерства автомобильного транспорта БССР, вторые — Министерства просвещения СССР; И тем и другим успех дался нелегко. Пять команд прошли конкурс без штрафных очков. И лишь второй тур, более сложный, дал возможность определить лучших. В тире не пришлось во второй раз вызывать соперников на огневой рубеж, хотя кон ­ к уренцияи была, пожалуй, не менее серьезной: саратовцы получили лишь на одно штрафное очко больше, чем ленинградцы, а ребята из Хмельницкого — на четыре. С незначительным отрывом от победителей выполнили упражнения школьники Белоруссии, У збекистана . К аки всегда, главные события развернулись во второй, р ешающий день состязаний. Здесь настоящий бой лидерам дали команды, занимавшие в минувшие годы «золотую середину» в турнирной таблице. Первыми по жребию на трассуавтоэстафеты вышли ленинградцы. Их результат значительно улучшили стартовавшие следом ребята из московского клуба Юных автомобилистов. Казалось, что именно они и станут победителями. Однако школьники из Гродно, представлявшие команду Белоруссии, неожиданно для всех продемонстрировали самый высокий класс езды. Они четко и уверенно преодолели все этапы автоэстафеты и впервые завоевали переходящий призЦКВЛКСМ . В их успехе нашло отр ажение одно полезное нововведение. С этого года места на этапах эстафеты определял не тренер, а жребий , и тем самым выбивались козыри у тех руководителей команд, которые во главу угла ставят не разностороннюю водительскую подготовку ребят, а натаскивание по отдельным элементам. На скоростном маневрировании сильн ейшими были саратовцы. Четырем из них удалось выполнить все упражнения без единого штрафного очка и сохранить за собой приз Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Ленинградцы и представители детской автомобильной дороги Московской области отстали от них на пять очков, а москвичи — на 10. У спехв скоростном маневрировании оказался решающими для победы в целом по всей программе автомногоборья. В пятый раз подряд саратовцам присуждено общее первое место и вручена главная награда — приз журнала «За рулем». Возросшее спортивное мастерство, плотность результатов — одна из наиболее характерных черт соревнований нынешнего года. Команда Кишинева, замык авшаяв прошлом году итоговую таблицу, теперь передвинулась на девятое место, ребята из Ашхабада — с тринадцатого шагнули на восьмое, т ашкентцы — с одиннадцатого на седьмое. Несомненно,