/й ФАКТЫ г^ ГОДЫ,1074 г., 25 АВГУСТА. Заключительный этап личного чемпионата мира по мотокроссу в классе 250 смЗ, состоявшийся в Швейцарии, назвал нового победителя мирового первенства. Им стал замечательный советский спортсмен Геннадий Моисеев. 1074 г., ОКТЯБРЬ. Полным ходом идет строительство автогиганта на Каме. Успешно работает первый из шести заводов комплекса — ремонтно-инструментальный (РИЗ). Параллельно испытываются первые модели автомобилей с маркой «КамАЗ». В орбите строительства — около 100 НИИ, свыше 5 тысяч предприятий. 1074 г., ОКТЯБРЬ. Новый успех советских автомобилистов в .международном ралли «Тур Европы». В соревнованиях, дистанция которых составляла 15000 км и проходила по территории 13 государств Центральной Европы и Ближнего Востока, наша команда на «москвичах—412» производства АЗЛК заняла первое место. Ей были вручены «Золотой* и «Серебряный» кубки. Впервые в личном зачете первое и второе места заняли также советские экипажи: С. Брундза — А. Карамышев и В. Спрукт — А. Калнайс. 1074 г., 7 НОЯБРЯ. 50-летие советского автомобилестроения. Отрасль ведет свою биографию от 7 ноября 1024 года, когда первые десять отечественных грузовиков АМОФ15 вышли на Красную площадь на праздничную демонстрацию. В Москве на ВДНХ открылась выставка «Автопром — 50 лет», где выставлено 03 модели 26 отечественных автозаводов. 1074 г., ДЕКАБРЬ. На конвейере АЗЛК начато серийное производство новой модели «Москвич—2140», пришедшей на смену автомобилю «Москвич—412». Новый автомобиль имеет двигатель рабочим объемом 1,48 ли мощностью 75' л. с. при 5800 об/мин. 1074 г. Началось возведение завода самосвалов в башкирском городе Нефтекамске. Машины будут базироваться на шасси КамАЗов. 1074 г. Государственная . премия в области техники присуждена группе инженеров автомобильного завода имени Ленинского комсомола и уфимского моторостроительного завода — за разработку и внедрение высокомеханизированного и автоматизированного производства семейства автомобилей «Москвич». 1074 г. Начат выпуск новой модели ижевского мотоцикла «ИЖПланета-спорт». 1074 г. На минском автозаводе началась сборка нового трехосного бортового грузовика общего назначения МАЗ—514 грузоподъемностью 14 т.СВИДЕТЕЛЬСТВАНа ноннурсыТринадцать миллионов — столько мототоциклов, мотороллеров и мопедов сегодня в нашей стране. По производству этих, весьма доступных для населения транспортных средств СССР занимает одно из ведущих мест в мире. И в атом немалая заслуга ижевского завода — крупнейшего производителя мотоциклов среднего класса, наиболее популярного у потребителей. Но вряд ли все нынешние владельцы двухколесных машин с маркой «ИЖ» знают, что начало отечественного мотоциклостроения было заложено именно здесь, в Ижевске. Вот коротко его история. В 1928—1929 годах на Ижстальэаводе группой конструкторов под руководством П. В. Можарова были созданы и изготовлены первые оригинальные мотоциклы ИЖ — 1 , ИЖ—2, ИЖ—3, И Ж - 4 , ИЖ—5. Даже беглое ознакомление с их техническими характеристиками показывает, как широк был круг поиска, разнообразны технические решения, мотоциклы ИЖ—1 и ИЖ —2 были разработаны как четырехтактные 1200-кубовые тяжелые экипажи; модель ИЖ—5 имела «спортивный» характер — 500-кубовый четырехтактный двигатель должен был обеспечить высокую скорость сравнительно легкой машине; она весила 130 кг. На ИЖ—3 стоял V-образный четырехтактный двигатель рабочим объемом 750 см', а ИЖ—4 можно считать прародителем современных ИЖей — он имел двухтактный 200-кубовый мотор. Приспособленность мотоциклов к нашим дорогам, их надежность и дальнейшее направление конструкторского поиска определялись в суровых условиях испытательных пробегов. На левом верхнем снимке показан как раз момент старта первого мотопробега по маршруту Ижевск — поселок Гольяны протяжен-^W