щего чемпиона просто мало кто знал. Но не оскудела земля русская спортивными талантами, что, кстати, подтвердила и воскресная "Серебряная ладья". В этот день состоялись и финалы в обоих классах багги. Утвердив такой регламент, организаторы вряд ли предполагали, в какое "грязное" дело они впутали спортсменов. Наверно, в пику предсказаниям одного из известных гонщиков, который, глядя на серое субботнее небо, уверенно изрек: "Завтра будет солнце", в небесной канцелярии открыли "крантик" и всю ночь напролет лил дождь. Когда прогноз "синоптика" сбылся и солнце пробилось из-за туч, трасса представляла болото неизвестной глубины. В него-то и нырнули баггисты. Непонятно, с кем больше сражались они - с соперниками, грязью или водой, заливающей двигатели. После финала трасса напоминала поле боя, каким его изображают в кинофильмах. Только вместо танков с черными крестами по кюветам были живописно разбросаны заляпанные грязью пострадавшие автомобили. Легковые, на которых разыгрывается "Ладья", оказались более живучими и до финиша добирались куда чаще. Но раскисшая трасса сделала свое черное дело, и традиционный кросс, славящийся своими высокими скоростями, был в этот раз довольно вязким. Лучший результат в серии основных заездов показал Алик Гасанов из команды "МегаЛада", который и возглавил четверку суперфиналистов. В трех дополнительных заездах среди них и определялся победитель им стал один из геров минувшего ралли-рейда "Париж-Москва-Пекин" Александр Никоненко, выигравший "Серебряную ладью" второй раз подряд и третий за все время выступлений в этом кроссе. Если победу Никоненко к разряду сенсаций не отнесешь, то четвертое место молодого тольяттинца Олега Лапшина - еще одна приятная неожиданность под занавес сезона. Кстати, отношение к суперфиналу, как к таковому, у гонщиков очень неоднозначное. Но коли правила приняты, по ним приходится играть . Очередной чемпионат завершен, сильнейшие определены. В классах Д2 и ДЗ/6 победила старая гвардия: Б. Котелло и Ф. Бадретдинов, для которого этот чемпионский титул уже пятый. Вклассах легковых автомобилей и багги с двигателем до 1300 см 3 чемпионы - В. Дудин и В. Скиба свежие, что называется, с пылу с жару. Вроде бы все в порядке: есть опытные гонщики, есть молодежь, идут соревнования. Но то же самое было ив прошлом году, и в позапрошлом. Те же автомобили, те же трассы, те же, по большей части, участники. Кросс, хоть он и вышел, похоже, в неформальные лидеры отечественного автоспорта, семимильными шагами вперед не движется, и хорошо еще, что усилиями преданных ему людей не спускается вниз. Другие дисциплины, "кольцо" например, находятся в куда более сложном положении. Но чтобы кросс стал национальной забавой, нужны новые трассы, подготовленные на европейском уровне автомобили, немалые средства. Где их взять? Рано или поздно - хочется в это верить - "грязный" кросс привлечет внимание деловых и состоятельных людей и обретет серьезную профессиональную основу. Уже сделаны попытки вернуть из небытия кольцевые гонки, какието "подвижки" отмечены в ралли. Так что "процесс пошел". Пока же кроссу надо выжить. И с этой задачей он сегодня справляется. И.ТВЕРДУНОВ Фото В. Крючкова Чемпионат России по автомобильному кроссу 5-й этап , г. Т ольятти . Класс Д1/1: 1. Е. Мокринский; 2. О. Кахишвили; 3. В. Колесов (все-Тольятти). Класс ДЗ/5:1. Д. Попов (Полевской, Свердл. обл.); 2. В. Скиба (Тольятти); 3. В. Куныгин (Балаково). Класс ДЗ/6: 1. Ф. Бадретдинов (Наб. Челны); 2. Р. Колесников (Москва); 3. А. Шарифуллин (Нерюнгри). Итоговые результаты. Д1/1: 1. В. Дудин; 2. О. Кахишвили; 3. В. Колесов (все-Тольятти). Д-2: 1. Б. Котелло (Тольятти); 2. А. Миронов (Москва); 3. В. Горшков (Тольятти). ДЗ/5:1. В. Скиба; 2. Б. Цеханович (Балаково); 3. С. Блинов (Москва). ДЗ/6: 1. Ф. Бадретдинов; 2. Р. Колесников; 3. Ю. Кузьмичев (Самара). Автокросс "Серебряная ладья", г. Тольятти: 1. А. Никоненко (ВАЗ); 2. И. Черноиванов (ВАЗ); 3. А. Гасанов ("Мега-Лада").ЭДГАРДУ ЛИНДГРЕНУ - 6 0 !Как отмечают ветераны спорта 60-летний юбилеи? Обычно в кругу друзей и близких вспоминают дела давно минувшие. Конечно, в этот день соберет своих друзей и Эдгард Львович Линдгрен, да вот вряд ли разговор у праздничного стола будет обращен в прошлое. Один из сильнейших гонщиков России, лидер формулы "Восток" на кольцевых трассах, встречает эту дату в ранге действующего чемпиона страны! Он стал автогонщиком лишь в тридцать пять лет, когда другие чаще всего прощаются со спортом. Уйти с почетом или начать все сначала? Травмы, полученные за 15 лет выступлений на трассах мотокросса, вынудили расстаться с мотоциклами. Но не с гонками. В1970 году он пришел в лабораторию спортивных автомобилей МАДИ и вскоре начал готовить к соревнованиям кольцевую "формулу". Четверть века минуло с тех пор. Инженер Линдгрен создал несколько гоночных автомобилей собственной конструкции, один из первых установил на отечественную "формулу" заднее антикрыло, стал серебряным призером Кубка дружбы социалистических стран, завоевывал титулы чемпиона страны, неоднократно поднимался на вторую и третью ступени пьедестала почета. А всех побед в различных традиционных состязаниях сейчас и не сосчитать. Да и надо ли? Гонщик по-прежнему полон энергии и не собирается на покой. О каких былых заслугах может идти речь, когда всего три месяца назад спортсмен блестяще выступал в состязаниях на Воробьевых горах. Затем выиграл гонку в Витебске и стал трехкратным чемпионом России. Давно общепринято называть автоспорт полигоном для проверки передовых идей и новых технических решений. На деле опыт, накопленный нашими спортсменами, чаще всего остается невостребованным. Эдгард Линдгрен - один из немногих, чьи знания и умение сейчас используется в этих целях. Московский гонщик постоянно сотрудничает с отечественной фирмой "Спектр-Авто" - производителем автомобильных масел и смазок. Надписи "Спектрол" на его "формуле" и шлеме - не только реклама спонсора. Именно Линдгрен на своем гоночном автомобиле испытал в экстремальных условиях почти всю гамму продукции с этой торговой маркой. Эдгарду Линдгрену - шестьдесят. Юбилей, но итоги подводить рано. Впереди новый сезон кольцевых гонок и непочатый край испытательных работ. Успехов вам, Эдгард Львович, счастья, здоровья, долголетия! "За рулем"ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА РОССИИ ПО АВТОМОБИЛЬНЫМ КОЛЬЦЕВЫМ ГОНКАМГоночные автомобили. Формула "Восток": 1. Э. Линдгрен (Москва) - 40 очков; 2. М. Мельниченко (Воронеж) -18; 3. А. Микоян (Москва) 15. Формула 1600:1. В. Козанков (Москва) - 40; 2. А. Потехин (Москва) 25; 3. А. Саункин (Москва) -15. Легковые автомобили. Класс А-1300: 1. А. Феноменов (Москва) 40; 2. А. Захаров (Москва) - 30; 3. Д. Андреев (С.-Петербург) - 20. Класс А-1600: 1. М. Тараканов (С.-Петербург) - 40; 2. А. Рыжов (Москва) - 27; 3. А. Львов (С.-Петербург) - 14. Класс "Волга": 1. С. Толстолуцкий (Н.­ Новгород) - 20; 2. А. Стоян (Москва) - 15; 3. Б. Рожков (Москва) - 12. Класс "супертуризм": 1. А. Потапов (Москва) -40; 2. А. Рыжов (Москва) - 25; 3. И. Кане (Владимир) - 24. IЗА РУЛЕМ 12/9567