СЛУЖИТ ДОЛЬШЕО "болезни" и "лечении" клапанов двигателя "Жигулей" рассказывает инженер А. РОЖКОВ. Хотите пари? Снимите клапанную крышку с любого двигателя семейства ВАЗ-2101...06, прослужившего больше 30 тысяч километров: хотя бы на одном (как правило - на нескольких) клапанах вы обязательно увидите на торце лунку неправильной формы, которую выбил рычаг привода клапана ("рокер"). Лунка мешает клапану вращаться - пятка рычага упирается в ее "ребро" - поэтому износ торца быстро прогрессирует. Кстати, о вращении клапанов - оно делает возможным равномерный износ рабочей кромки клапана и седла и обеспечивается свойствами клапанных пружин. Вращение начинается примерно с 4000 об/мин коленчатого вала, а до этого клапан стоит, что и служит причиной появления лунки. Ведь режим высоких, 4000-5000 в минуту, оборотов коленвала многие водители используют редко. Вернемся к лунке на торце клапана. Она не дает правильно отрегулировать тепловые зазоры и способствует неравномерному износу рабочей кромки клапана (ведь он не вращается), по ее вине клапан перекашивается в направляющей втулке, разбивая и ее, и маслосъемный колпачок. Перечисленного достаточно, чтобы понять - с ненормальной выработкой нужно бороться! И боролись... В автомагазинах одно время даже предлагали приспособления для обработки торцев клапанов без разборки двигателя. Правда, большим спросом при ремонте пользуются все же комплекты новых клапанов. Но чтобы победить такой износ, надо определить, почему клапан не вращается. И вот в середине 80-х автор, тогда - инженер ВАЗа, занялся этим вопросом, используя отработанные методики и программы для ЭВМ. Что в наибольшей мере влияет на работу пары рычаг - торец клапана? Положение точки опоры рычага. И условие оптимальной работы клапана очевидно перпендикуляр из центра качания рычага на ось клапана должен делить отрезок, в пределах которого перемещается торец клапана, примерно пополам. Такое расположение рычага ( рис.,1) обеспечивает наименьшее смещение точки контакта и, соответственно, удельное скольжение, которое снижается по сравнению с прежним в три раза! Упрощая, можно сказать - теперь рычаг в большей степени обкатывается по торцу клапана, а не скользит по нему. И что особенно важно,клапан начинает вращаться при 3000 об/мин коленчатого вала, то есть намного раньше, а значит - нет причины для преждевременного износа торца клапана. Как на практике изменить положение центра качания рычага? Очевидные решения - уменьшить высоту корпуса распределительного вала или увеличить базовый диаметр кулачков. Автор предложил иной, наиболее безболезненный (в массовом производстве, для которого все и делалось) вариант - увеличить длину клапана на 0,8 мм. И все! Ненормальный, образующий лунку, износ торца клапана исчезает. Рис. 1. "Жигулевский" механизм привода клапана, красным показано предлагаемое изменение геометрии. 1 - стержень клапана; 2 - рычаг привода; 3 - распредвал; 4 регулировочный болт.мм (рис. 2). Седла надо раззенковать (лучше стандартным комплектом зенкеров с углами при вершине 90° и 60°), оставив припуск на притирку клапанов около 0,05 мм. Рекомендуемая ширина рабочих ленточек (полосок) после притирки на фасках выпускных клапанов - 2,5, впускных - 2 мм. Регулировочный болт при установке тепловых зазоров ввернется чуть глубже (на 1,7 мм), но, поскольку ему ничто не помешает, вы этого, возможно, и не заметите. Как видите, работа несложная. Выполнив ее, вы навсегда избавитесь от нежелательных лунок на торцах клапанов.ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЧасто вижу, как автомобилисты выручают коллег, давая "прикурить" от своего аккумулятора. Объясните, как это делать не во вред себе? Прежде всего уясните главное: "прикурить" - не панацея! Если какой-то горемыка уже посадил аккумулятор, бесполезно терзать стартер, вряд ли ему помогут хоть десять новых батарей. Старое правило действует: не удалось пустить двигатель с трех попыток - проверь системы зажигания или питания, если не хочешь посадить аккумулятор. Поэтому, разрешая заводить другой автомобиль от своей батареи, ограничьте число попыток тремя, максимум четырьмя. Чем "прикуривать"? Конечно, специальными медными проводами с мощными зажимами-"крокодилами". Чем больше сечение провода и его проводимость, тем лучше - меньше электрическое сопротивление. Диаметр проводов, продающихся, наверное, в каждом магазине запчастей, 8 мм. Нам, правда, встречались тоненькие испанские провода - на глаз диаметр жилы не превышал 2 мм - вряд ли они из сверхпроводящего металла. Обратите внимание на изоляцию - она не должна ломаться на морозе. А сам процесс пуска начните с того, что снимите с севшего аккумулятора оба провода и уже к ним подсоедините провода-"прикуриватели". Таким образом, вашему аккумулятору не придется подзаряжать своего собрата. В противном случае произойдет очень быстрое выравнивание емкостей - исправный аккумулятор большим током (до 30 А) подзарядит севший, при этом, естественно, потеряв в емкости. Отключив неисправный аккумулятор, вы "бросите" все силы своего на проворачивание коленчатого вала двигателя - и если все нормально, двигатель непременно заведется. ЗА РУЛЕМ 12/94 65Рис. 2. Доработка клапанного механизма. Красным цветом показано новое положение клапана (после раззенковки седла). Испытания подтвердили расчеты. Более того Управление испытаний и доводки автомобилей (УИДА) ВАЗа дало положительное заключение о проведении соответствующих испытаний на двигателе после пробега 130 тысяч км. Ну и что же дальше, спросите вы? А ничего. Это только издали ВАЗ воспринимается цельным. А вблизи он состоит из отдельных подразделений, каждое из которых - как завод, со своим руководством и проблемами. Автор и руководители МСП предлагали Управлению главного конструктора (а позднее - Научно-техническому центру) провести такое изменение. Уж и необходимая документация была согласована. Да только воз и ныне там. Почему? Есть у автора официальные ответы, но иначе, как отписками, их не назовешь. Пока же автолюбителям ничего не остается, как устранять конструктивный дефект двигателя самостоятельно. Лучше это делать одновременно с ремонтом мотора. Там, где ремонтируют головки, с клапанами разберутся наверняка. Удлинять их стержни не придется - того же эффекта достигнем, опустив клапана в седлах на 0,8