ВАЗ-21053Зима приходит, как всегда неожиданно. Чтобы встреча с ней не принесла дополнительных неприятностей, заранее заменил старые свечи новыми (бывает, достаточно почистить их и отрегулировать зазор между электродами). Проверил провода высокого напряжения. Напомню: если повреждены колпачки или бьет током, когда до них дотрагиваешься при работающем двигателе, провода надо заменить. А еще проконтролировал плотность электролита в аккумуляторе и довел ее до нормы. Впрочем, плохую батарею лучше заменить, хоть это и недешево. Но в данном случае экономия при попытке пустить мотор на морозе может вылиться в мучения и потерю времени. Все это я делаю перед каждым зимним сезоном, но есть, так сказать, разовые мероприятия. В предыдущих публикациях я упоминал уже, что улучшить обогрев салона можно, сняв консоль, закрывающую печку, или увеличив отверстие для подачи теплого воздуха. Опрос знакомых автомобилистов выявил любопытную деталь: на многих "пятерках" нагретый воздух не проходит в салон из-за... плохо постеленного резинового коврика. Чтобы в машине было теплее, нужно расправить коврик и прижать его к полу, закрепив винтами-саморезами. Эта полумера все же дает эффект. А поскольку для данной операции приходится снимать консоль, есть смысл заодно облегчить существование вашему радиоприемнику (магнитоле). Во всяком случае, владельцам дорогой аппаратуры рекомендую взять следующий совет на заметку. Место для радио в ВАЗ-2105 выбрано неудачно - горячий воздух от "печки" способствует перегреву аппарата. Закройте отверстия в перегородке между отопителем и приемником, а для вентиляции последнего проделайте новые, в боковых стенках консоли. Они не будут сильно заметны. На перегородку непло26 З РЛМ 1/5 АУЕ 29хо бы наклеить теплоизолятор. Очень подходит для этого пенополиэтилен, его строители используют как утеплитель, а туристы в качестве матрацев. Зимняя эксплуатация может стать причиной поломки, которая способна проявиться в любое время года. Растаявший в салоне снег (часто с солью) попадает под резиновый коврик и через пару-тройку лет превращает в труху расположенные под ним разъемы электропроводки. На нашей машине перестали загораться плафоны в салоне: сначала один, а вскоре другой. Лампочки были целы, но на клеммах плафона, как показала проверка, не было "ни плюса, ни минуса". Впрочем, это не сильно мешает, если на автомобиле нет охранной сигнализации. Некоторые из них "слишком умные" и "не понимают", что делать, если нет падения напряжения на лампах. В результате машина остается без охраны, что в наше неспокойное время не есть хорошо. Дефект легко устранить, да трудно найти разрывы в цепи. Сообщаем, что искать надо под ногами пассажиров сзади. Отказ - "запланированный", то есть рано или поздно он произойдет. Поэтому, если загерметизируете разъемы сейчас, то сэкономите время потом. Электрооборудование у "жигулей" довольно капризное. Часто перегорают лампы. Казалось бы, пустяк, но важно вовремя заметить неисправность: -если не горят габаритные огни, стоп-сигналы или указатели поворотов, другие водители могут неверно оценить ситуацию, а восстановить кузов после аварии нынче недешево. Кстати, проверить работу стоп-сигналов легко ив одиночку. Достаточно вечером поставить машину задом к стене и взглянуть на отражение. Если перегорела лампа в указателях поворотов, то у ВАЗ-2105 контрольная лампочка на панели приборов будет лихорадочно мигать или гореть постоянно. Другая мелкая неприятность: несколько раз ломались щетки стеклоочистителей, разумеется, в снегопад или сильный дождь, когда они особенно нужны. Лапки, которые держат резиновый скребок, разжимались, и он выскакивал. Приходилось подгибать их пассатижами. Если у вас возникнет такая проблема, не забудьте, что один конец "резинки" закреплен жестко, а второй должен скользить.Теперь несколько слов о техобслуживании. Оно в редакции ничем не отличается от того, что делают рядовые владельцы личных машин. Содержится автомобиль не в отапливаемом гараже, а на улице. Во время одного из ТО в двигатель залил импортное масло "Тексако Хаволайн-15\Л/40" ("Texaco Havoline"). Масло это обычное минеральное и по характеристикам должно быть близко к нашим, предназначенным для автомобилей ВАЗ, но зимой стартер стал легче проворачивать коленвал. Иногда можно услышать, что отечественные моторы работают на импортном масле с большим шумом. Этого я не заметил, зато отложения под клапанной крышкой стали понемногу растворяться. Интересно, что за 10 000 км пробега уровень масла почти не изменился. Автомобилисты, подливая масло, обычно грешат на сальники или кольца. Оказывается, причиной уменьшения уровня может быть качество масла - оно попросту угорает. Впрочем, это вовсе не означает, что сальники всегда в полном порядке. При очередном ТО в мотор залили уже проверенное масло "Тексако-Хаволайн", но отечественного производства. Изготовители утверждают, что по качеству оно не уступает "первоисточнику", иначе компания "Тексако"~не дала бы разрешения использовать свою марку. Цена этого масла в Москве осенью была 50-60 тыс. руб. за 5 литров, а того, которое в народе называют, как пиво, "жигулевским", - 25 тыс. (импортное минеральное масло стоило 120-150 тыс.). Проблем при эксплуатации машины с маслом "Тексако" зимой намного меньше, а затраты лишь вдвое больше, если оно отечественного производства. Поэтому мы сочли такую покупку оправданной. Тем, кто надумает приобрести им-' портное масло, рекомендуем делать это не у обочины шоссе, а в фирменных магазинах. Иначе рискуете купить подделку. Хорошо, если в банке окажется пусть не фирменное, но моторное масло, а не олифа или какая-нибудь "адская смесь". Любой товар из ведущих индустриальных стран (масло, фильтры, чехлы на сиденья, щетки стеклоочистителей и т. д.) должен иметь на упаковке штриховой код. Помните это, покупая импортные вещи. Д. ПОСТНИКОВ