...И В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ БЕНЗИНV Чтобы в морозный день пустить мотор, автолюбители применяют несколько способов, облегчающих эту задачу, -льют в бензин масло, греют поддон и т. п. Многие при этом и не думают о возможных нежелательных последствиях. А зря. Слово - специалисту НАМИхим А. ПЕРВУШИНУ.Пуск двигателя при низких температурах всегда вызывает проблемы, даже если автомобиль подготовлен к зимней эксплуатации. Они связаны с тем, что прокручивание коленчатого вала встречает большее сопротивление из-за высокой вязкости масла, снижения эффективности батареи и ухудшения смесеобразования. Основные сложности начинаются при температурах Ss~) ниже минус 20°С. Чтобы снизить вязкость 7^ /О масла и, соответственно, уменьшить со6 еJ противление, бывалые перед остановкой двигателя обычно вливают в картер" V 200-250 мл бензина. После этого дают мок дору поработать 20-30 секунд и выключают зажигание. При последующих пуске и работе двигателя в нормальном тепловом режиме бензин испаряется. Действительно, добавление 5% бензина позволяет снизить вязкость масла в 2,5 раза, а значит, перевести его в иной, менее вязкий класс. Но это, увы, не проходит бесследно. Испаряясь с наиболее нагретых деталей, бензин увеличивает отложения в двигателе, в том числе и на поршне. При многократной в течение холодов запивке бензина в масло отложения непременно ухудшат работу поршневых колец, снизят компрессию, и в результате пуск двигателя вновь станет трудным бензин теперь уже не поможет. Вводить в масло низковязкие продукты, каковыми являются бензины, - палка о двух концах. Масло ненадолго становится менее вязким, однако при этом происходит его интенсивное окисление (в бензине много активных смолистых веществ, резко ускоряющих этот процесс), а следовательно, повышение вязкости в целом и, конечно, ухудшение пусковых качеств. Заметим, что противоизносные свойства масел также в значительной степени зависят от вязкости - добавка бензина их ухудшает. На это в первую очередь реагируют пары трения в механизме газораспределения, быстрее изнашиваясь. **. Но это еще не все.щtнРаз масло более интенсивно окисляется, значит, идет быстрое разрушение присадок, в основном тех, которые снижают образование нагара, влияют на противоизносные и противозадирные свойства масла. Как же все-таки обеспечить уверен ный пуск двигателя зимой? Есть не В последнее время на моих "Жигусколько способов. Первый -лрадленять WO ' масла с низкой вязкость1оШ-5з/10Йли & •'• лях" (пробег около 80 тыс. км) стал пло1 хо работать спидометр (стрелка дергаМ-53/12 и аналогичного, с маркировкой ется, а на холоде что-то еще и стучит). В SAE 10W-30. Таких масел сегодня в прочем причина? аже достаточно. Они дадут возможсть стартеру развить пусковые оборотьйрри температурах воздуха до минус *Р Если стрелка колеблется из стороны в 20-25°С. Если в вашей местности ноч- *'сторону на одинаковый угол (особенно на ' ньтё^гёмпературь! ниже, причем в течеfg умеренной скорости, до 50-60 км/ч), это ние длительного периода, целесообраз^ г чаще всего вызвано крутильными колебано использовать более "жидкие" масла - . *ниями в гибком приводе. Чтобы найти некласса вязкости SAE 5W-30. ф о исправность, нужно снять панель прибоВторой способ - нагреть двигатель ^ч> ров, отвернуть накидную гайку, крепящую через систему охлаждения. Если в сис•^ ^оболочку привода к корпусу спидометра, теме вода, можно "пролить" мотор горя\Vизвлечь "трос", очистить, осмотреть. Если чей водой. Если "Тосол" - подогревать |' он исправен (не имеет задиров на витках, ...... через специально встроенные нагрева$lq) не заломан и т. д.), смажьте его моторным тельные элементы. Ими обычно оборуду- ч&> маслом и установите на место в обратной ют машины, экспортируемые в скандиЙкй последовательности. Важно найти такое ^ ' положение гибкого привода под щитком навские страны. Третий вариант - поднять темпера^ А приборов, при котором крутильных колебатуру масла, подогревая картер двигате^ * ний нет или они минимальные. Делается это экспериментально, но ни в коем слуля паяльной лампой, газовой горелкой чае не на движущемся автомобиле! Нужно или любым другим доступным способом, "вывесить" задние колеса с помощью поднапример, с помощью примуса "Шмель" ставок под кузов и, включив IV передачу, (конечно, приняв меры пожарной безопасности.) Имейте в виду, что интенсивный нагрев поддона (особенно алюминиевого) вызывает местный перегрев нижних слоев масла, термическое разрушение присадок. Это тоже приводит к ускоренному старению масла. Поддон не сковородка, а масло не картошка - не "жарьте" его на открытом огне. Отведите пламя, пусть время прогрева увеличится, но так будет лучше. Для нагрева масла таким способом лучше всего пользоваться горелками с инфракрасным излучением (со специальГибкий вал ("трос") привода спидометра: ноной керамикой). Таких сегодня много в вый (вверху) и изношенный. продаже, например примус "Эверест". Как показывает опыт, на 25-градусном морозе через 15 минут он достаточно нанайти резонансный режим колебаний, когревает масло. гда они максимальные. На этом режиме, Последним способом назовем всеоттягивая привод в стороны, вверх-вниз, таки разбавление масла бензином. Тенайти лучшее положение. перь, наверное, понятно, что им следует Закрепляют привод опять-таки "по мепользоваться лишь в крайнем случае, в сту" - кто как сумеет, ибо сама конструкбезвыходных ситуациях. Желательно, ция этого не предусматривает. чтобы бензин был "легким" (например, Когда стрелка хаотично прыгает по "калоша", Б-70 или другие бензины-расшкале, гибкий вал скорей всего пришел в творители), тогда он не только понизит негодность: на нем появились надломы, вязкость, но и быстро испарится. Бензин задиры или почти округлились квадратные не должен быть этилированным: тетраконцы. Если вскоре стрелка остановится этилсвинец интенсивно снижает эффекна нуле, значит, "трос" или оборван, или тивность присадок. концы округлились настолько, что он проворачивается. Тогда и счетчик перестанет После пуска необходимо прогреть "накручивать" пробег. Если же счетчик радвигатель до нормальной температуры и ботает, а стрелкастоитна нуле, неисправдать ему поработать некоторое время ности - в самом спидометре. для возможно более полного испарения бензина. В основательно поработавшем спидо-ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬЛХГсгс-с*fZW»»/7лм7о/в*" \ЗА РУЛЕМ 12/9561