10
11
совсем не много), могут пропустить информацию о трансмиссии, подвеске, устройстве кузова и перейти сразу к следующей главе. Компоновка машины такова: двигатель ВАЗ21083 с "родной" коробкой передач расположен в середине, с ним соединены две раздаточные коробки от "Нивы", одна из которых лишена межосевого дифференциала и приводит только задние колеса. Вторая через блокируемый дифференциал распределяет крутящий момент между передним и средним мостами. Таким образом, на твердом покрытии "Трэкол" использует четыре ведущих колеса, а на бездорожье - все шесть. Пять ступеней в коробке передач и две в раздаточных коробках - итого 10 передач вперед и две назад. Блокировка межосевого дифференциала делает возможным синхронное вращение трех главных передач, но не шести колес, так что выход на берег под острым углом затруднителен. Впрочем, на заказ могут установить блокировку и межколесных дифференциалов. Мягкие шины обеспечивают хорошую амортизацию даже без подвески, тем не менее она нужна, чтобы гарантировать надежное сцепление колес с грунтом, когда преодолеваешь большие неровности. Поэтому мосты подвешены на листовых рессорах и снабжены телескопическими амортизаторами. Управляют вездеходом, как и обычным автомобилем, - поворачивая передние колеса. Внутрь можно попасть либо через правую боковую дверь, либо через двухстворчатую заднюю. Впереди, посередине кабины, довольно комфортное место водителя (кресло "Москвича-2141" и приборная панель ВАЗ-2108, увы, без тахометра), за ним смещенное влево пассажирское сиденье на три места. В задней части кузова продольные скамьи, где могут расположиться как минимум четверо. Посередине - вровень с сиденьями - надстройка, под которой моторный отсек. Так что незначительную неисправность в двигателе можно устранить, не покидая кабины. В передней части крыши - люк. Есть разумеется, отопительная система (даже две - для передней и задней частей салона) и стеклоочиститель, зеркала заднего вида и все необходимые наружные световые приборы. Конструкторы получили разрешение ГАИ на передвижение машины по дорогам общего назначения. Кстати, на Московский автосалон "Трэкол" прибыл своим ходом, преодолев не один десяток километров по улицам столицы. Низкое давление в шинах позволяет ездить по ногам экспериментаторов совершенно безболезненно.ПОСУХУПорой, выдавая желаемое за действительное, легковые автомобили повышенной проходимости называют вездеходами. Увы, к ним это определение неприменимо. Если необходимо перемещаться там, где нет дорог, то следует поискать иные средства передвижения. К их числу относится теперь и "Трэкол", с которым нам довелось познакомиться. Сначала - о названии Трэкол"гОно образовано от сокращения двух слов: "транспорт1' и "экологический". Последнее вполне оправдано, потому что давление на грунт у этой машины минимум в десять раз ниже, чем у обычных автомобилей повышенной проходимости. Изюминка "Трэкола" - это разработанные. научно-производственной фирмой того же 10 ЗА РУЛЕМ 12/95 названия особо эластичные шины сверхнизкого давления, которым вездеход обязан своей уникальной проходимостью и даже умением плавать. ПОГЛЯДИМ Внешне машина не отличается изысканностью, но впечатляет габаритами - пять метров в длину, два с половиной в ширину и почти столько же в высоту. Однако стоит отойти от нее метров на пятьдесят, как обнаруживаешь, что угловатый, склепанный из дюраля корпус не просто практичен, - он имеет собственный стиль. Сегодня фирма делает два варианта вездехода - закрытый пассажирский на восемь человек (на фото) и пикап с платформой и четырехместной кабиной. Те, кому неинтересна начинка машины (а таких, надо полагать,/',v -Hаше знакомство.бор тут небогатый, а новых можно ждать до второго пришествия, так что конструкция надолго определена. Определена и немалая цена - 35 000 долларов за машину, из них почти треть приходится на кузов. И все-таки транспортное средство, которое не разрушает растительный слой, - это большое достоинство для районов Крайнего Севера, да и не только для них. Немаловажно и то, что для преодоления водных преград не требуется никакой подготовки - просто как ехал, так и поплыл. Сферы применения можно перечислять долго - от транспортировки бригад на нефтепромыслах до спасательных операций на льду рек и озер. И военным "Трэкол" может пригодиться - ведь онстюкоино МОЖйт ездить даже по противотанковым минам, не рискуя подорваться. НиЗДашли ё1 (Шдутзаказов: в ближайшем будущем они готовы делать 200 "трэколов"ПОЕЗДИМ Забраться на водительское место несложно, однако вариант "сел и поехал" тут' едва-ли получится. Органы управления ничем не отличаются от традиционных автомобильных - руль, педали, рычаг переключениялередач - все на своих привычных местах. Слева от сиденья - рычаги управления трансмиссией - включение заднего моста, понижающая передача, блокировка. Но своеобразна схема переключения передач - повернута на 90 градусов. Первую передачу включают движением назад-влево, четвертую - вперед-вправо. Почтенной длины тяги делают поиск и переключение передач на редкость увлекательным занятием. Однако, дойдя до четвертой, убеждаешься, что заявленные 60 км/ч легко достижимы, а шум в салоне, как у "Нивы" на той же скорости. Создатели машины предупредили нас, что она не слишком маневренна, но поворот под прямым углом на пересечении двух довольно узких дорог проблем не вызвал. Следующим номером нашей программы было преодоление заболоченного озерца. Самым тривиальным способом подспустив шины с 0,03 до 0,01 МПа, включив пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала, направляем машину туда, куда даже "джипер" в здравом уме и трезвой памяти не сунется. Камыши расходятся, и еще через десяток метров "Трэкол", плавно покачиваясь, устремляется в плавание. Выход на противоположный берег оказался не столь прост, как вход в воду, и с первого раза неудался. Дело в том, что граница берега в болоте весьма условная и переход от воды к тверди - постепенный. Тут низкое давление на грунт сыграло негативную роль, не позволив передним колесам продавить грязь, прочно зацепиться и вытащить машину. Вторая попытка после небольшого разгона увенчалась успехом. Едва ли другое транспортное средство, за исключением судов на воздушной подушке, способно повторить этот путь. Возможности сравнивать у нас не было, но армейские воспомина-. ния подсказали, что БТР в аналогичных условиях пришлось бы тянуть как минимум другим БТРом, а возможно, и танком. Опасения, что для более чем двухтонного вездехода мотор ВАЗ-2108 слабоват, не подтвердились. На первой и второй пониженной передачах он легко трогается с места почти без "газа". А вот переклю-Выход на сушу не представляет сложности, если берег твердый. А если не получается, то всегда наготове лебедка.Рабочее место водителя вполне удобно и комфортабельно.Сзади достаточно места для груза или четырех пассажиров. в год. И еще. С появлением этого вездехода нарушена монополия: теперь есть машина для Севера с расходом бензина, в три раза меньшим, чем гусеничные ГАЗ-71, более комфортабельная ис лучшей проходимостью. А. ФОМИН Фото В. Князева Техническая характеристика: Снаряженная масса - 2000 кг; грузоподъемность - 800 кг; количество мест - 8; габарит (длина, ширина, высота) - 5000x2500x2300 мм; дорожный просвет - 500 мм; максимальная скорость 60 км/ч, на воде - 3 км/ч; расход топлива 16-25 л/100 км; запас топлива 90 л. Двигатель - ВАЗ21083 или ВАЗ-210213.Utamfllчиться на более высокую передачу на бездорожье не удается - пока найдешь, машина уже остановится. Не с лучшей стороны показал себя и руль - стоит одному из передних колес попасть в яму, как он мгновенно вырывается из рук, а попытки удержать его, скорее всего, приведут в травмпункт. Впрочем, после преодоления препятствия руль снова возвращается в исходное положение. ЧТО ЖВ ИТОГЕ Конечно, существующая конструкция имеет немало недостатков, но, если разобраться, все они обусловлены применяемыми агрегатами. Нужен усилитель в рулевом управлении, нужна автоматическая коробка, легкий и экономичный дизель. Сами создатели вездехода не возражают против них и даже называют узлы, которые им хотелось бы использовать. Для машины предпочтительнее независимая подвеска, но "нивовские" ШРУСы не выдерживают нагрузок. Спонсоры проекта - "Надымгазпром" и РАО "Газпром" - диктуют свои условия: все агрегаты должны быть отечественными и ремонтопригодными даже в самых отдаленных местах. Вы-И все-таки стиль у этой машины еслЗА РУЛЕМ 12/9511