лемы и сужденияливости социалистического гигантизма, в наибольшей степени соответствует международным стандартам - компактное сборочно-кузовное производство. Казалось бы, отличная возможность для акул мирового автобизнеса создать в российской глубинке плацдарм для завоевания здешнего рынка. Увы, все визиты иностранцев заканчивались ничем. Единственным реальным оказался лишь кредит японского Эксимбанка в 68 миллионов долларов для закупки у одной из японских фирм линии окраски кузовов. Конечно, в Удмуртии, где сплошь оборонные предприятия, "ижмашевские" проблемы отнюдь не оригинальны. Но именно у автомобилестроителей больше шансов на выживание и развитие. Что ни говори, автомобилизация России только начинается. И вот родилась программа "Ижевский автомобиль".млн. долларов, плюс 250 млн. автозаводу, да еще привести партнера автопроизводству. В Ижевске понимают, что ИЖ-2126 быстро устаревает, поэтому близоруко делать ставку исключительно на него. Но в машину вложено уже столько, что бросать дело на полпути невыгодно. Да и автомобиль-то неплох. Предполагается довести-таки его до "нормального" конвейера и собирать в год 120 тысяч "орбит" разных модификаций. А вот вторую нитку отдать под сборку некоей иномарки еще 180 тысяч в год. Причем развернуть "отверточную сборку" быстро, с перспективой перенести в Россию производство возрастающего количества комплектующих. К моменту подготовки этого материала "по линии тендера" в Ижевске уже побывали корейцы, представители "Фольксвагена" и "Форда". Пока их интерес носит исключительно ознакомительный харак-Возможно, иностранный автомобиль, заправленный удмуртской нефтьютер. Оно и понятно - основные-то игроки в тендере совсем другие. Известно также, что одно из условий, выдвинутых участниками тендера, - самостоятельность автозавода: никому не хочется инвестировать в бездонную пропасть "Ижмаша". Вероятно, это склонило чашу весов в пользу приверженцев экономической свободы. Весной 1995 года в управлении "Ижмаша" произошли серьезные кадровые изменения, повлекшие за собой неизбежную реструктуризацию всего объединения. Сегодня рано говорить о конкретных результатах. Тендер сам по себе дело долгое, а в условиях, когда возможные интересанты, желая заполучить гарантии политические, будут дожидаться результатов выборов - тем. более. Итоги тендера будут подводиться в июне. За это время многое должно измениться ив самом "Ижмаше". Пока обнадежу тех, кто привязан к ижевской марке. Несмотря на все экономические тяготы и неопределенность, подготовка производства различных модификаций обширного семейства ИЖ-2126 продолжается. Сдаваться здесь никто не намерен. Ижевск А. СОЛОПОВ, наш соб. корр.^^^k^SfeИз всех российских заводов легковых автомобилей в самом глубоком кризисе оказался Ижевский. Переход на новую модель, требующий крупных капиталовложений, совпал с крахом плановой экономики. Внезапно прекратившееся финансирование остановило реконструкцию всех производств. Причем где-то не хватало пяти, а где-то и 95 процентов средств. На конвейере остался устаревший по всем параметрам "Москвич-412" с модификациями. Спрос на него могли бы поддержать только низкие цены - но это стало невозможным. Для освоения же семейства ИЖ-2126 необходимо было, по предварительным подсчетам, полмиллиарда долларов...6 ЗА РУЛЕМ 12/95В разгар горбачевской перестройки автозаводцы не воспользовались правом выйти из состава объединения, справедливо опасаясь, что в свободном плавании лишатся и тех средств, которые выбивал их "оборонный" министр на уровне ЦК. Когда же ни министра, ни ЦК не стало, отрезали и пути к свободе: "оборонные" заказы сократились, и руководство объединения сделало все возможное, чтобы не лишиться наиболее прибыльного автопроизводства. Автозавод, лишенный урод-Известно yfe| что инвесторы HL неохотно вкла• дывают в машиностроение и, напротив, оживляются, когда речь заходит о добыче природных ресурсов. В Удмуртии есть нефть, говорят - немало. Рожденная в Совмине Удмуртии и активно проводимая в жизнь идея выглядит так. Объявлен тендер на разработку двенадцати нефтяных месторождений на территории республики. Победитель конкурса получает возможность экспортировать не только причитающуюся ему по соглашению долю, но и часть государственной доли, которая определена в 20%. Этот дополнительный объем нефти и станет страховым залогом под инвестиции, выделяемые на реконструкцию автопроизводства. Инвестор должен быть могуч. Ему предстоит выделить на разработки месторождений 500