Кто бы мог подумать, что в недалекомбудущем автомобилемможно будет управлять одной послушной рукояткой, наподобие джойстика, обходясь без педалейи пренепременногорулевого колеса. При одной мысли от этого мурашки по телу и вопросы, вопросы... Ну, влево-вправо еще можно представить (хотя, как быть тогда сназванием нашегожурнала?), а вот тормозить без тормозной педали? Даи осмелится ли ктоотправиться в путь, если не на что нажимать, чтобынадежно, на юз,наверняка? Ведь даже в самых суперсовременныхиномарках с"автоматами" есть "газ" и тормоз.Фантастика, да и только. Еще более странно, что все это говорил нам руководитель ведущей компании по производству тормозных систем практически для всех автомобилей мира "Ай-Ти-Ти Аутомотив Юроп" Клаус Ледерер - инженер, доктор, профессор. Прочтя недоумение на наших лицах, он заметил, что мы, видимо, морально и психологически не готовы к такому повороту событий. А технически это не только реально, но существует в опытных образцах. И более того, гораздо безопаснее и надежнее имеющихся систем управления автомобилем. Слушая господина Ледерера, мы уже не ощущали себя сидящими с ним за столом в московском отеле "Кемпин4 З РЛМ 1/5 АУЕ 29ски" - мы рассекали Европу 2050 года на... самых заурядных, взятых напрокат, авто. Настолько заурядных, что рулевое колесо, окажись оно на привычном месте, смотрелось бы нелепее заводной рукоятки под радиатором "Мерседеса" Е-класса.КОЕ-ЧТО О КАРЬЕРЕВпрочем, рассказ президента "АйТи-Ти Аутомотив Юроп" о стремительном развитии автомобиля и систем управления был необычен, под стать карьере самого господина Ледерера. Он из Штутгарта. И, по собственному признанию, многому в своей жизни обязан этому городу. Здесь учился,окончил машиностроительный факультет технического университета. Двадцати восьми лет, в 1977 году, в том же университете защитил диссертацию, стал доктором. Потом заведовал научным отделом Института производственной техники и автоматизации, работал на руководящих должностях в фирме "Бош", в ее отделениях в США, где попутно совершенствовал английский. Потом снова Германия. Телефункен, БМВ. И, наконец, 1992 год. Ледерера назначают президентом "ATE Бремзен". Эта фирма, основанная на заре нашего века Альфредом Тевесом, была пионером в разработке автомобильных гидравлических систем тормозов и пользовалась широ- кой известностью. Но преемники Тевеса продали предприятие в 1967 году американскому гиганту "Ай-Ти-Ти корпорейшн". По нашим меркам Ледерера могли бы назвать "летуном". Но в Европе и Штатах частая смена мест работы и переход из фирмы в фирму не считаются предосудительными. Скорее, наоборот это свидетельство хороших перспектив и незаурядных способностей человека, тем более руководителя. Действительно, через год "Ай-ТиТи" проводит реорганизацию, и Клауса Ледерера назначают председателем правления образовавшейся "Ай-Ти-Ти Аутомотив Юроп", объединившей под единым началом все связанные с автомобильной промышленностью производства "Ай-Ти-Ти корпорейшн" в Германии и Западной Европе. Доктор Ледерер одновременно становится вицепрезидентом головной "Ай-Ти-Ти". Как признается президент-профессор, столь высокое назначение, а годовой оборот возглавляемой им компании 3,5 млрд. долларов, наряду с возросшей ответственностью, принесло и некоторые неудобства. В частности, пришлось бросить курить. В Америке табак и руководитель - понятия несовместимые. Но теперь он об этом вспоминает с улыбкой и благодарен судьбе. Примечательно, что, занимая столь высокий пост, Ледерер не потерял связей с университетом Штутгарта: читает лекции, в 1994 году ему присвоено звание профессора. Не правда ли, удивительно - руководитель такой крупной международной компании находит время для работы со студентами? Но таков уж доктор Клаус Ледерер. Ему есть чем поделиться с будущими инженерами, а к тому же общение с ними обязывает всегда быть в форме.Первые лицаНо это лишь первые шаги. Со временем откажутся и от гидравлики, а рядом с колесом установят электромоторы, которые будут двигать тормозные колодки. Тогда не потребуется и тормозная жидкость. Клаус Ледерер убежден, что столь сложные тормозные системы будут монтировать даже на малолитражки. В подтверждение на бумаге рисует график: растет выпуск новых изделий - снижаются цены на них. "Ай-Ти-Ти Аутомотив" активно работает над электронными тормозами будущего. В содружестве с автомобильными фирмами проводятся испытания. Есть машины, на которых смонтированы опытные тормоза разной "степени зрелости". - Я сам ездил на таком автомобиле, - признается профессор. - В конце концов, тормозная система интегрируется в общую систему управления движением, связанную с двигателем и рулевым управлением. Научные и конструкторские работы фирмы оплачивает не государство и не головная корпорация "Ай-Ти-Ти", а сама фирма. Причем эти средства нужно сначала заработать. Только на конструкторские работы "Ай-Ти-Ти Аутомотив" тратит 300 млн. долларов в год. Сейчас Европейское экономическое сообщество претворяет в жизнь проект "Прометей", который призван поддержать научные исследования, нацеленные на будущее. Последние три года фирма получала по 200 тысяч долларов дотаций из средств, выделяемых ЕЭС на эту программу. Суммы хватает лишь на обеспечение одного инженера, но не зарплатой, а средствами, необходимыми для работы. По словам г-на Ледерера, ценность проекта "Прометей" не в деньгах, а в том, что фирмы, которые раньше конкурировали, теперь вместе создают продукцию. менее охотно, чем о системах тормозов. Однако от ответа, на каком автомобиле ездит, ему не уйти. У президента фирмы служебная машина с шофером. И этот автомобиль "со звездой" ("Мерседес"). А личная 5MB-328i - кабриолет. Собственного самолета у господина Ледерера нет, но, если нужно по служебным делам за короткое время посетить несколько стран, он пользуется одним из самолетов корпорации. Понятно, что у президента фирмы такого масштаба большие возможности. Какой автомобиль он выберет, когда придет время приобретать новый? Это был единственный вопрос, который заставил профессора задуматься. Очевидно, не хотелось обидеть ни одну марку - "Ай-Ти-Ти Аутомотив", напомним, сотрудничает практически со всеми мировыми производителями. Но профессор остался верен себе. - Если по роду занятий нужно много ездить и приходится в машине работать, то лучше большого "Мерседеса" не найти. А если водить автомобиль самому, то предпочтительнее БМВ. По Москве господина Ледерера возили тоже на "Мерседесе". Приезжал он на открытие первого в России центра по обслуживанию тормозов "ATE Бремзен". Центр создан в сотрудничестве с российской фирмой "Сегодня и завтра". Планируется строительство новых. Пока другие иностранные компании лишь присматриваются, "Ай-Ти-Ти Аутомотив" работает. Более четырех лет идут переговоры с "АвтоВАЗом" о производстве деталей тормозов по технологии "Ай-Ти-Ти Аутомотив", но, к сожалению, конкретных результатов пока нет. Как, впрочем, нет и совершенных тормозов на "ладах", за исключением, пожалуй, тех, что идут в Европу и переоснащаются там деталями ATE. И все-таки президент компании надеется осуществить крупный проект в России, создать новые производства? - Мы строим сейчас заводы в Китае. Построим ив России. Немыслимо, чтобы такая большая страна оставалась в стороне от прогресса. Мне представляется чрезвычайно важным, чтобы европейская промышленность работала с российскими фирмами и помогла создать в России предприятия, которые не только давали бы товары стране, но и поставляли их на экспорт. Как не согласиться с этим? Ведь технический прогресс только тогда и приобретает ценность, когда становится достоянием многих. Франкфурт Беседу вели Москва Д. ПОСТНИКОВ, В. СОЛОВЬЕВЗА РУЛЕМ 12/95 5В НОГУ С "ПРОМЕТЕЕМ"Но вернемся в Москву. Интересно, как будет осуществляться переход к новым системам управления автомобилем, в частности тормозным? - Скоро вместо обычных, - говорит г-н Ледерер, - появятся так называемые электронные тормоза. Гидравлическая связь, наверное, сохранится, но усилие не будет создавать водитель. Его нога нажмет на подпружиненную педаль, снабженную этаким реостатом. Сигнал и сведения, полученные от датчиков, обработает компьютер и даст команду электромотору насоса, а тот создаст оптимальное для дорожной ситуации давление на колодки. В такой конструкции не будет главного тормозного цилиндра и усилителя. Уже сейчас в системах АБС пульсирующее давление создает не водитель, а автоматика, в зависимости от сцепления колес с дорогой.ПРОФЕССОР ЗАДУМАЛСЯ...- Впрочем, что это мы все время о работе, а бывает ли у господина президента отпуск? - Конечно, как у всех, но использовать его полностью нет возможности. Обычно я провожу две недели с семьей. Нет, не путешествую: и так 200 дней в году - в командировках. Сейчас постоянное место жительства - Германия. Когда жил в Америке, купил маленький домик на морском берегу, где и отдыхаю с семьей. Детей у Ледерера трое: два мальчика и девочка - все школьники. Во время отпуска ходит под парусом с друзьями, но своей яхты не имеет. Играет в гольф. О себе г-н Ледерер рассказывает