18
19
20
НА ЗИМНЕЙСтоит ли перед зимой "переобувать" автомобиль? И соответствуют ли качества специальных зимних шин затратам на них? Отвечает на эти вопросы инженер Департамента развития АО "АвтоВАЗ" С. МОХНАТКИН, тестировавший вместе с коллегами отечественные и зарубежные шины различных моделей. Для теста выбрали два автомобиля с разной компоновочной схемой ведущих колес - переднеприводный ВАЗ2109 и классический ВАЗ-2107, причем на "девятку" устанавливали шины размерности 165/70R13, а на "семерку" 175/70R13, согласно стандартной комплектации этих моделей. За точку отсчета взяли отечественную Бл-85 с дорожным рисунком протектора - она идет на комплектацию подавляющего большинства автомобилей ВАЗ. Из зимних шин остановились на известной отечественной - "НИИШПРалли". Кроме того, для автомобиля ВАЗ-2109 выбрали всесезонную шину модели TG 615 фирмы Tigar ("Тайгер") и шину с рисунком протектора типа "M+S" (для грязииснега ) R allye "280/70" фирмы Uniroyal ("Униройал"). Остальные тестированные шины были с дорожным рисунком протектора, из числа достаточно широко распространенных на нашем рынке моделей зарубежных фирм. Кстати, некоторыми из них комплектуют серийные автомобили ВАЗ (см. таблицу). Тесты проводили на специально подготовленной замкнутой зимней трассе с участками рыхлого и укатанного снега, обледенелого покрытия, местами переходящего в гладкий лед. Сцепные свойства шин на зимней дороге оценивали двумя способами. Первый - субъективная, экспертным методом (по ощущениям испытателей) оценка поведения автомобиля с теми или иными моделями шин. Оценивали эффективность разгона, торможения и преодоления подъема, устойчивость к сносу передней оси и заносу задней в повороте, а также реакцию автомобиля на "управляющие воздействия". На основе всего этого давали общую оценку поведения взятых для теста машин. Некоторые из этих оценок представлены в виде диаграмм. Шкала оценок (пятибалльная) разбита условно на три зоны. "Приемлемо и приятно". Поведение автомобиля предсказуемо, управление уверенное и не требует от водителя больших физических усилий. Корректировка траектории движения машины не вызывает затруднений, а к некоторым неприятным особенностям управления можно привыкнуть. "Приемлемо, но неприятно". Автомобиль ведет себя не всегда предсказуемо, водитель управляет им не совсем уверенно, к недостаткам трудно привыкнуть. "Неприемлемо". Поведение автомобиля труднопредсказуемо, управление требует от водителя больших физических затрат, корректировать траекторию трудно, часто невозможно. Это вызывает раздражение, движение становится опасным. Второй способ - объективная оценка сцепных свойств шин. Замеряли время прохождения одного круга трассы на конкретной модели шин. Вычисляли скорость и полученное значение сравнивали с эталонным (на шинах Бл-85), приняв последнее за 100%. Результат приведен в таблице. Достаточно просмотреть диаграммы, чтобы получить представление о каждой модели шин. Поэтому ограничимся краткой характеристикой тестированных шин, обратив внимание на некоторые их особенности.Тестированные шиныРазмерность Модель шины Рисунок протектора Категория скорости1 Фирма-изготовитель, странаАвтомобиль В/V3-2109 165/80R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 165/70R13 НИИШП-Ралли TG615 2 Rallye "280/70" Бл-852 SP Sport D2 MXL РЗ GT70 2 CS21 Зимний (M+S) M+S M+S Дорожный Дорожный Дорожный Дорожный Дорожный Дорожный QТSS БШК "Белшина", Белоруссия Tigar ('Тайгер"), Югославия Uniroyal ("Униройал"), Франция АО "Нижнекамскшина", Россия Dunlop ("Данлоп"), Франция Michelin ("Мишлен"), Италия Pirelli ("Пирелли"), Италия Goodyear ("Гудьир"), Люксембург Continental ("Континенталь"),ТерманиянS SSSАвтомобиль В/\3-2107 НИИШП-Ралли 165/80R13 Бл-852 175/70R13 SP Sport D2 175/70R13 RD116 175/70R13 MXL 175/70R13 175/70R13 Т1021 2M+S Дорожный "Дорожный Дорожный Дорожный Дорожный•QS НSSтБШК "Белшина", Белоруссия АО "Нижнекамскшина", Россия Dunlop ("Данлоп"), Франция Bridgestone ("Бриджстоун"), Япония Michelin ("Мишлен"), Германия Trayal ("Трайал"), ЮгославияКатегория скорости: Q-до 160 км/ч, S-до 180, Т-до 190, Н-до 210 км/ч. Шинами комплектуют серийные автомобили. ЗА РУЛЕМ 12/9518 ЦОРОГЕ"НИИШП-РАЛЛИ" (фото 1). Откровенно говоря, шина разочаровала. Несмотря на расчлененный рисунок протектора, у нее далеко не лучшие сцепные свойства на зимней дороге. Преимущество проявляется лишь при движении по рыхлому снегу, когда шашечками протектора шина буквально вгрызается в толщу снега, обеспечивая автомобилю хорошую проходимость и приемлемое поведение. На укатанном снегу или наледи сцепление с дорожной поверхностью резко падает и управлять автомобилем становится заметно сложнее. Эта шина в каком-то смысле даже коварна. Так, на одном и том же участке дороги автомобиль может повести себя совершенно по-разному - все зависит от того, удалось ли шине за что-то зацепиться или нет. Поведение автомобиля трудно прогнозировать, а это лишает водителя покоя и провоцирует ошибки. На переднеприводном ВАЗ2109, кроме того, отмечено сильное рыскание при интенсивном разгоне. Следует сказать, что у шины "НИИШП-Ралли" есть "двойник" - шина с таким же названием и таким же рисунком, но с более мягким протектором (другой состав резиновой смеси). Делают ее в НИИШПе, на опытном шинном заводе, причем в очень ограниченных количествах (в основном для спортсменов). Главный недостаток ее - быстрый износ протектора. По сцепным свойствам на зимней дороге эти модели очень разнятся, и те, кто пользовался "НИИШП-Ралли" с мягким протектором, пусть не удивляются приведенным здесь данным. Они относятся к шинам с твердым протектором (производства бобруйского шинного комбината "Белшина"), наиболее доступным широкому кругу потребителей. TIGAR TG 615 (фото 2). У этой шины на зимней дороге очень приличные сцепные свойства как в продольном,ехникатак ив боковом направлениях, что подтверждают высокие оценки всех параметров поведения автомобиля. Только на глубоком снегу она немного уступает "НИИШП-Ралли", а в остальном "на голову" превосходит все выбранные для теста шины. UNIROYAL RALLYE "280/70" (фото 3). Сцепные свойства ее на зимней дороге несколько ниже, чем у TG 615. Тем не менее шина оставляет хорошее впечатление. Поведение автомобиля легко предсказуемо и поддается корректировке при различных режимах движения. БЛ-85 (фото 4). Насколько хороша эта шина в летних условиях, настолько же плоха в зимних - у нее откровенно слабые сцепные свойства на зимней дороге. У водителя два способа управления автомобилем на этих шинах двигаться "черепашьим" ходом либо (если хочется быстрее) проявлять мастерство, удерживая автомобиль на дороге, а это небезопасно. Отмечен ярко выраженный снос передней оси на ВАЗ-2109 и столь же заметный занос задней на ВАЗ-2107. Кроме того, автомобиль с такими шинами резко заносит в повороте, почти не оставляя возможности корректировки. Движение становится опасным.Экспертные оценки управляемости ВАЗ-2109 на различных моделях шин.JJ'JJAJ'?*А*А*А***,£WАVМодельIIIUHUIЗА РУЛЕМ 12/95 19 Двигаться на этих шинах зимой опасно. CONTINENTAL CS 21 (фото 9). Обладают низкими сцепными свойствами в продольном направлении и крайне низкими - в боковом. Эксперты отметили резкий срыв шин при разгоне и торможении; сцепление с дорогой восстанавливается с трудом. Сильный снос передней оси автомобиля в сочетании с плохими тормозными качествами шины делает сложным любой поворот. BRIDGESTONE RD 116 (фото 10). Автомобиль на таких шинах зимой обладает неплохой динамикой разгона, но при торможении они легко теряют сцепление с дорогой. Кроме того, автомобиль просто срывается в снос или занос, что объясняется низкими сцепными свойствами шин в боковом направлении. TRAYAL Т 10 (фото 11). По сцепным свойствам на зимней дороге близка к "НИИШП-Ралли" - и это при дорожном рисунке протектора. И хотя устойчивость автомобиля на скользких участках оставляет желать лучшего, в целом шина производит хорошее впечатление. Ее вполне можно использовать для зимней эксплуатации. По большому счету, приноровиться ездить по зимним дорогам можно на любых шинах, даже самых непригодных для этой цели, что зачастую у нас и происходит. Но в конечном итоге, эксплуатировать автомобиль на шинах с низкими сцепными свойствами, значит, испытывать свою судьбу: сэкономив деньги на зимнем комплекте покрышек, можно сильно поистратиться на восстановлении разбитого автомобиля, не говоря уж о здоровье. НАШ СОВЕТ Если вы хотите чувствовать себя надежно на зимней дороге, купите шины с зимним рисунком протектора. Изготовленные из специальных смесей, они сохраняют свою эластичность, а значит, и сцепление с дорогой даже при довольно низких температурах. В то же время, как показывают результаты тестирования, не стоит полностью отказываться от зимней эксплуатации некоторых летних шин, сцепные свойства которых на довольно приемлемом уровне (например, Pirelli Р3 - на ВАЗ-2109, a Michelin MXL и Trayal Т 10 на ВАЗ-2107). Имейте также в виду, что на участках дорог с голым льдом все шины ведут себя практически одинаково плохо, а эффективными сцепными свойствами здесь обладают только ошипованные. Фото С. Богатюка1Экспертные оценки управляемости ВАЗ-2107 на различных моделях шин.DUNLOP SP SPORT D2 (фото 5). Стихия шины - явно не зимняя дорога. Несмотря на интригующий рисунок протектора, ожидаемого эффекта не получаешь, прежде всего по причине крайне низких сцепных свойств в боковом направлении. Существенный занос задней оси ВАЗ-2109 в повороте в сочетании с сильным сносом передней требует от водителя большой аккуратности, а на заднеприводном ВАЗ2107 движение просто опасно. MICHELIN MXL (фото 6). На ВАЗ2109 эта шина положительно ничем себя не проявила, а вот на ВАЗ-2107 она обнаружила совсем неплохие сцепные свойства. По-видимому, качества, присущие этой шине в зимних условиях, более подходят для заднеприводной схемы и соответствующей ей развесовке поосям. Несмотря на то, что устойчивость к заносу задней оси ВАЗ-2107 оставляет желать лучшего, в целом шина произвела очень хорошее впечатление. Да и поведение "девятки" она не настолько уж ухудшает, чтобы полностью отказаться от нее в зимних условиях. PIRELLI Р3 (фото 7). По рисунку протектора шина очень напоминает отечественную Бл-85, однако по сцепным свойствам на зимней дороге существенно ее превосходит. Оценки поведения ВАЗ-2109 с этими шинами не слишком впечатляют, но для дорожного рисунка протектора все же приемлемы. Шина обеспечивает неплохую тормозную динамику автомобиля, а небольшой и легко корректируемый занос задней оси облегчает прохождение поворотов. По ряду параметров "Pirelli РЗ" превосходит зимнюю "НИИШП-Ралли" производства БШК "Белшина". Там, где чистят дороги от глубокого снега, водитель автомобиля на этих шинах будет чувствовать себя вполне комфортно. GOODYEAR GT 70 (фото 8). Сцепные свойства в продольном и боковом направлениях на зимней дороге очень плохие. Автомобиль трудно разогнать, еще труднее остановить, а преодолеть даже небольшой подъем - проблема.Распределение шин в приоритетном порядке по результатам общей оценки.«*Модель шиныh1 2345678913456TG615 Rally"280/70" РЗСП"НИИШП-Ралли" MXL CS21 SP Sport D2 GT70 Бл-85 * MXLо§ <* m"НИИШП-Ралли" 21^.Т10Л •асоRD116 Бл-85 * SP Sport D2* Шина, принятая в качестве эталонной.20ЗА РУЛЕМ 12/95