Дороги РоссииО двух бедах нашей родины - дорогах и дураках - мы наслышаны давно. Предпринимались всевозможные попытки сломать вековые традиции путем революций, перестроек и грандиозных программ типа "Дороги России". Привели ли они к успеху? О дураках судить не беремся. А вот дороги... Мы решили начать обзор российских просторов, интересуясь исключительно одной из двух бед. И приглашаем вас в Пермскую область, где побывали корреспонденты "За рулем".^«тг'чцагtNfea^Этот участок с дурной славой аварийного наконец расширяют. А другие?ТРИСТА ТРИ КИЛ ОМЕЛ...В 1994 году из-за плохих дорог в Пермской области случилось 147 ДТП. а за девять месяцев прошлого их было уже 150, в результате чего ранено соответственно 152 и 161 человек. При анализе ДТП, происшедших на федеральной дороге (303 км на территории области), ГАИ выявила 25 очагов аварийности. Такая вот невеселая цифирь. Не дай Бог, конечно, но, похоже, в этом году она будет еще печальнее. Дело в том, что в ушедшем девяносто пятом в области не построено ни одного километра федеральной дороги - не было средств. Мало того, даже на ее ремонт государственный бюджет отпустил в пять раз меньше требуемого. Ситуация с ремонтом не улучшилась ив этом году. Что же касается строительства... На границе Пермской и Екатеринбургской областей (в пределах райцентра Суксун) на одиннадцатикилометровом отрезке дороги ежемесячно гибнут под колесами пятьшесть человек. Трасса здесь настолько узка, что кое-где даже летом не могут разминуться две фуры, и так крута, что одному из водителей приходится идти впереди машины, дабы избежать лобового столкновения. Если к этому добавить полное отсутствие тротуаров, то подобный участок обречен на аварийность. Считается, что "федералка" его обходит. Но временный девятикилометровый объезд . в "грунтовом исполнении", незна6 8 ' ЗА РУЛЕМ 1/96 чительно шире и не менее опасен. К тому же он минует заправку и кафе. Нетрудно догадаться, какую дорогу предпочитают водители. Строительство же настоящего, семнздцатикилометрового объезда замерло на отметке 3.5, и еще на четыре километра центр дал деньги только в этом году. Но даже там. где федеральная трасса одета в асфальт, проблем не меньше. Вот, скажем, девяностокилометровый участок Пермь-Кунгур. Он настолько "широк", что многочасовые пробки (особенно в выходные дни) здесь уже принимаются за норму! Строительство же новой, четырехполосной дороги замерло на двух первых километрах. Разумеется, этот участок "числится" за программой "Дороги России". Правда, в урезанном варианте - правительство собирается финансировать строительство лишь двадцати километров. Впрочем, очевидно другое - к концу нынешнего века (всего-то четыре года осталось) мы вряд ли получим первоклассные дороги. Весьма красноречиво об этом свидетельствует такая деталь: рабочее название нынешней федеральной программы "Дороги-2000" трансформировалось в конце концов в "Дороги России". Другими словами, правительство понимает - в определенные (и сжатые) сроки дороги не построить. Характерный тому пример. В 1997 году намечено в полном объеме сдать федеральную дорогу третьей (!) категории от Санкт-Петербурга через Вологду и Пермь к Екатеринбургу. Не знаем, как дела в других регионах, но все из-за того же недостатка средств участок, идущий по Пермской области (около 90 км), к сроку сдан не будет. (Когда материал был подготовлен к печати, из Перми сообщили, что деньги на строительство 30 км выделены.) Практически свернув строительство новых дорог, мы даже старые толком не ремонтируем. В дорожном комитете Пермской области объяснили с горечью, что пятилетний межремонтный срок увеличился сегодня в пять (!) раз. Если учесть, что бо'льшая часть дорог в области построена по старым ГОСТам, по которым дорога должна выдерживать нагрузку в шесть тонн на ось (сегодня - десять тонн), становится ясно, что наша автомобильная сеть попросту разрушается. Ваши корреспонденты проехали почти по всей федеральной трассе в границах области и свидетельствуют - трассой, тем более федеральной, ее назвать нельзя. Согласны, здесь не застрянешь даже на перегруженной "Оке", но разве этого достаточно, чтобы называться дорогой? Скорее, направление... А ведь в области есть и так называемые территориальные дороги, судьба которых еще печальней. До сих пор нет асфальтобетонного покрытия на шоссе, которыми связаны с Пермью два районных центра. Лишена такого покрытия и бо'льшая часть внутренних дорог области. Да что там - до "всесоюзно" известных Соликамска и Березняков до сих пор приходится добираться, преодолевая реку Чусовую на пароме, где многочасовые очереди. Можнов объезд, а это лишние 180 километров. Мост строится без малого шестой год и только в конце нынешнего, возможно, войдет в строй. Между тем в области достаточно производственных мощностей, чтобы за ближайшие четыре года обустроить большую часть "федералки" и значительное количество местных дорог, но все упирается в деньги, а их-то Москва не дает. Может, проще не забирать в казну немалые отчисления регионов,а оставлять на местах? Уж не враги себе руководители Пермской области - найдут применение деньгам - глядишь, и дороги появятся. Но тогда возникнет другой вопрос: что делать с армией столичных чиновников "от дороги"? Сегодня система министерств, департаментов, ведомств и комитетов (от той же дороги) весьма запутана и удобна для исчезновения любых объемов денег налогоплательщиков. Из дорожного фонда они уходят аграриям, военным... Пока протаптывают дорогу в московские кабинеты для выбивания средств, улицы самой Перми (их ремонт и строительство финансируются из местного бюджета) в таком плачевном состоянии, что многие из них ГАИ вынуждена закрывать для проезда. Заводы с большим "оборон-