СпорОхота к перемене мест - это когда отправляешься в дальний путь увидеть то, что есть у тебя под боком. Существует же в Москве клуб "4x4", который регулярно проводит соревнования для любителей помесить грязь собственным вездеходом. Нас же понесло на сходку джиперов в Петербург: может, в северной столице придумали что-то новенькое? За названием "Ралли-спринт "Арагорн" виделись штурманские легенды, ориентирование, скоростные участки, фигурное вождение, и все это на пересеченной местности - ведь главным условием участия был полноприводный автомобиль. Увы, того, что называется словом "ралли", и не намечалось. По холмам были проложены две короткие, но достаточно сложные трассы. Предполагалось, что участники, разбитые по парам, будут "играть на вылет": первый заезд - смена трасс, второй заезд - и проигравший пополняет ряды зрителей, пристраивается к буфету, глазеет на реочень) дяди штурмуют песчаные косогоры, говорит о том, что в нашей стране, где автомобильные гонки - событие скорее редкое, чем обыденное, любому зрелищу рады. Итак, есть участники, есть зрители, есть организаторы - в данном случае АОЗТ "Арагорн", проводятся соревнования. Чем не образец любительских гонок, причем не "из-под палки", а по собственной инициативе! Понятно, что между спортом профессиональным и спортом любительским - множество различий. У любителей и трассы попроще, и требования к машинам не столь жесткие, и правила игры не столь замысловаты. Оно и понятно - от водителя, чей стаж порой исчисляется месяцами, вряд ли можно требовать дисциплины и организованности профессионального гонщика. Здесь и выясняется, что любительские гонки допускают множество упрощений, кроме одного - организация и судейство должны быть, как у профессиона,А брат. Понятно, что оцепить всю трассу сложно, но ограничить торговлю спиртным вполне по силам организатору. Да и для > эвакуации лично/ ^ стей, давно поУ ,, терявших чувство реальности, одного-единственх ного милиционера явно мало. Ралли-спринт для "джиперов" в Петербурге состоялось, причем уже во второй раз (впервые - в апреле). Организаторы старались: подготовили трассу, собрали достаточно участников и немало зрителей, обеспечили их <W ^ W7пя УАЗа трасса оказалась узковата. Не то быть ему победителем.-шш-жшлкламные щиты и смотрит быстротечную гонку, сопровождаемую комментариями. Соревнования в самом деле могли стать очень динамичными: на преодоление дистанции уходило лишь около трех минут. Не состоялось ралли - пусть будет спринт. Но... сначала на час с лишним задержался старт, а когда трасса была готова, караван участников так закупорил единственную дорогу от импровизированного закрытого парка, что ни о каком "парном" старте не могло быть и речи. На трассу выходил тот, кто в данный момент оказался к ней ближе всех. Да еще машины зрителей загромоздили все свободное пространство, мешая участникам. Короче, и спринта не получилось. Тридцать один владелец вездеходов самых разных моделей - от "Нивы" до "Паджеро" - выясняли отношения с полудня почти до семи часов вечера. В итоге Борис Гадасин на стареньком "Рейндж-Ровере", аккуратно прошедший трассу, проиграл Дмитрию Арефьеву, который выступал на УАЗе, девять с половиной секунд и стал... победителем. Дело в том, что "уазик" дважды зацепил ограждение трассы, за что получил полных десять секунд штрафа. Таковы результаты. Теперь некоторые впечатления от "джиперной" сходки. Привлекла ли она, а стало быть, имеет ли будущее? Уверены да! Тридцать один участник, пожелавший рискнуть собственной, отнюдь не дешевой четырехколесной игрушкой, лучшее тому подтверждение. Ктото осуществляет давнюю мечту о занятиях автоспортом, кто-то стяжает лавры победителя, а некоторые просто проводят свой досуг. Немалое количество зрителей, приехавших в воскресенье поглядеть на то, как серьезные (и непитанием и информацией. Накладки, о которых говорилось выше, внесли некоторую сумятицу, но в общем не помешали любителям бездорожья устроить себе маленький праздник, да и случались они прежде всего из-за отсутствия опыта. Автомобильные соревнования вообще очень специфичны, их проведение требует специальных знаний и большого опыта. Времена, когда слово "профессионал" применительно к спорту было ругательным, прошли. Управлять автомобильV ной гонкой, держать руку на пульсе этого сложного и не всегда безопасного действаОдин из "японцев", которых на трассе была добрая половина.Специально подготовленный "кэмелтрофический" "Ленд-Ровер-Дискавери" лавров в Питере• ^fefcs,лов, причем самого высокого уровня. Это залог успешного и четкого проведения соревнований, их безопасности. О безопасности стоит поговорить особо. Питерский зритель оказался малоорганизованным ив значительной своей части пристрастным к горячительным напиткам. Вот и лезли под колеса изрядно "подогретые" мужики, которым сам черт не должны профессионалы. Тогда в выигрыше окажутся все: организаторы, с которых свалится изрядная часть хлопот, участники-любители, которые будут соревноваться "по-настоящему", и, конечно, зрители, которые смогут увидеть не только спринт, но, может быть, и настоящее ралли. Игорь ТВЕРДУНОВ Фото Вадима Крючкова ЗА РУЛЕМ 1/96