Никак не могу купить для своего ВАЗ21011 редуктор заднего моста, но в продаже часто вижу редукторы от "трешки", "шестерки", "двойки". Можно ли их использовать? Каковы последствия? Вспомните: сравнительно недавно (ЗР, 1995, № 8) мы рассказывали об "экономической" передаче и ее влиянии на такие характеристики автомобиля, как способность разгоняться, брать подъемы, достигать максимальной скорости. Было показано, в частности, что использование V передачи с передаточным числом i = 0,8-0,85 вместо "прямой" (с передаточным числом 1) дает экономию бензина в несколько процентов, но заметно ухудшает вышеназванные показатели. Имелось в виду, что главная передача остается без изменения (в вашем случае это редуктор заднего моста). Каким способом изменяют передаточное отношение от коленвала двигателя до ведущих колес (а точнее, дорожек протектора шин), значения не имеет. Заставить эти дорожки "бежать" быстрее при тех же оборотах коленвала можно, не только включив повышенную передачу, но и уменьшив передаточное число редуктора или поставив шины большего диаметра. Но все это не более чем формальный расчет - на самом деле максимальная скорость машины зависит от мощности, передаваемой на ведущие колеса. "Затяжеленная" трансмиссия (с уменьшенным передаточным числом), как и увеличенные шины, приводят к некоторой перегрузке двигателя: он уже не выйдет на обороты максимальной мощности на IV передаче (на ВАЗ-21011), а максимальная скорость станет ниже той, что достигалась при исходном передаточном числе 4,3. Этот эффект особенно ощутим, если использовать редуктор с i=3,9. Разница передаточных чисел около 10% примерно в такой же степени снижает тяговые силы на ведущих колесах - разгон автомобиля, безусловно, станет более вялым. Потерю динамики можно почти компенсировать, использовав шины меньшего размера (например, Бл-85 вместо Ми-16). Если этого не сделать, утешьтесь тем, что несколько улучшится (примерно на 3%) топливная экономичность. Максимальная скорость упадет - правда, незначительно. Зато "выходить" на нее, повторим, машина станет медленнее, поэтому труднее будет обгонять в сложной обстановке, где требуется быстрый разгон. Использование редуктора с увеличенным передаточным числом (от ВАЗ-2102) i = 4,44, напротив, несколько улучшает разгонные характеристики во всем диапазоне скоростей благодаря увеличению тяговых сил - по расчету примерно на 3%. При такой небольшой разнице передаточных чисел особого изменения характеристик автомобиля, скоростных и экономических, вы, скорее всего, не заметите. Поэтому данный вариант, на наш взгляд, предпочтительнее применения редукторов от более мощных машин (i = 4,1 или 3,9). Итак, выбор за вами.СТОВ 1991 и 1992 гг. мы проводили конкурс "Еще был случай". Наши старые читатели помнят его героев - Профессора и Чайника. С тех пор Чайник (который, между прочим, все эти годы читал "За рулем") настолько преуспел в автомобильном деле, что уже сам может считаться профессором. Предлагаем вам новый конкурс и новых героев. Теперь это - прославленный экипаж "Антилопы-Гну". Ответы (несколько вариантов) даны в тексте. В скобках указан номер ответа. На открытке нужно написать два числа - номер журнала и номер правильного, на ваш взгляд, ответа. Например: 1-4. Если вам кажется, что все ответы неправильные, то на открытке нужно указать: 1-0. Ее следует отправить в адрес редакции не позднее выхода в свет следующего номера журнала (обычно - это начало месяца), так как в нем будет приведен правильный ответ. По сумме набранных очков (количеству правильных ответов) в конце полугодия будут определены победители конкурса, которые получат денежные призы. Приглашаем вас также принять участие в конкурсе задач. Самые интересные будут опубликованы, а их авторы премированы. Ведущий конкурса Борис Синельников желает вам успехов! Задача № 1 Адам Козлевич тяжело вздохнул. Дела не шли. Вот уже полгода, как он открыл в Арбатове станцию технического обслуживания (СТО), взяв ссуду в местном коммерческом банке. Станция представляла собой покосившийся сарайчик, стоявший, правда, на бойком месте, на трассе Арбатов-Черноморск. Несмотря на это, клиентов не было. К тому же подходил срок уплаты процентов в банк, а зарплату работникам не выплачивал уже три месяца. Работник, правда, кроме самого Козлевича, был всего один: встретив на улице обнищавшего Паниковского, добрый Адам пожалел его и взял механиком. Обуреваемый тяжелыми мыслями, Козлевич выглянул в окно. В ранних зимних сумерках он увидел человека, идущего от новеньких "Жигулей" к мастерской. "Клиент, - пронеслось в голове у Адама. Встретить у порога". Но клиент в расстегнутой дубленке и красном шарфе уже стоял в дверях. Что-то знакомое увидел Козлевич в редких рыжих кудрях.- Шура! Балаганов! Какими судьбами?! И Козлевич бросился обниматься. Это действительно был Балаганов. Он тоже обрадовался встрече, хотя реагировал не так бурно. - Хорош автомобильчик! Откуда? - Козлевич кивнул на красного "жигуленка". - Тетка из Бердичева наследство оставила, - неопределенно махнул рукой Шура, - да вот батарея села - двигатель не крутится, а заводной ручки эти козлы к машине не прикладывают. - Шура, что за выражения! Да, помню, на моей "Антилопе" была рукоятка: покрутил, покрутил и двигатель работает. - Теперь этих рукояток не делают - металл экономят (1), - вступил в разговор вышедший из домика Паниковский, он не узнал Балаганова. - Не поэтому не делают, а потому что опасная она (2). - сказал Балаганов. - Крутил ее однажды на "Антилопе", так она - назад, да так по руке ударила, что чуть пальцы не сломала. - Между прочим, я - Балаганов, - представился Шура Паниковскому. Тот, как и Козлевич, полез обниматься. - Местный колорит, поморщился Шура. - Да тебе и не нужна эта рукоятка, вряд ли заведутся твои "Жигули" с этой рукоятки (3), - махнул рукой Козлевич. - Кстати, недавно приезжал один на "копейке". Крутил он в мороз рукоятку, пока радиатор не потек - повредил его рукояткой. Такое не раз бывало, вот и отказались от нее на заводе (4). А твою машину сейчас заведем от нашего аккумулятора. Через десять минут, когда в "Жигулях" Балаганова уже ровно работал двигатель, гостеприимный Адам Казимирович предложил отметить встречу рюмкой чая. - Не могу - тороплюсь, спасибо, - Шура уже садился в машину. - Ну, может еще увидимся, - Козлевич протянул Шуре руку. - Почему бы и нет, - Балаганов пожал протянутую руку и захлопнул дверцу. На ладони Козлевича осталась пятидесятидолларовая бумажка. - Благородный человек! - Адам Казимирович вытер вспотевший лоб и долго провожал взглядом "Жигули". Вопрос Какая из отмеченных цифрами причин явилась основной для "отмены" пусковой рукоятки?ЗА РУЛЕМ 1/9657