86
87
88
Спорт ЯМДобиться точных цифр от инженеров нынешней формулы 1, пожалуй, потруднее, чем выпросить летом снега у отъявленного скупердяя. Но если учесть, что прошлогодние моторы располагали 750-800 лошадиными силами, то можно сделать вывод - их трехлитровые модификации выдают не меньше 650-700 л. с. Но и эти значения обеспечивают машинам формулы 1 гигантские максиМихаэль Шумахер (слева) и Деймон Хилл главные действующие лица сезона-95. Удастся ли англичанину с третьей попытки одолеть, наконец, талантливого немца?"Три-четыре года назад главной ареной борьбы в формуле 1 была технология. Теперь же конструкция автомобилей так жестко ограничена, что единственная область, где можно добиться решающего преимущества, - это, так сказать, человеческая. Для победы сегодня совершенно необходим лучший гонщик. Вот почему самые богатые команды - "Феррари", "Вильяме", "Мак-Ларен", "Бенеттон", словно четыре акулы в плавательном бассейне формулы 1, готовы "сожрать" любого пилота выше среднего уровня".четыре А пулы ъ ТТЛАФормула 1 перед новым сезономСтоль необычное сравнение принадлежит вовсе не журналисту, а человеку сугубо практичному - Патрику Хеду, главному конструктору "Вильяме Гранпри Инжиниринг". Именно ему эта команда в первую очередь обязана успехами последних полутора десятков лет. Но что же так "жестко ограничило" конструкторскую мысль, если один из создателей самых совершенных в мире автомобилей, как иногда называют машины Ф1, добровольно отдал пальму первенства в нынешних автогонках пилотам? Напомним, что еще накануне сезона-94 в формуле 1 были запрещены электронные системы, помогавшие водителю контролировать работу подвески, тормозов и трансмиссии. Затем, после целой череды трагедий, когда погибли Р. Ратценбергер и А. Сенна, а тяжелейшие аварии потерпели К. Вендлингер и П. Лами, Международная федерация автоспорта еще больше урезала 86 ЗА РЛМ 19 УЕ /6 скорости машин. Технические требования перед сезоном-95 предусматривали снижение рабочего объема двигателей с 3500 до 3000 см 3 , значительное ограничение размеров и формы переднего и заднего антикрыльев. За десять месяцев, которые получили в свое распоряжение моторостроители, нового работоспособного агрегата не создашь. А потому трехлитровые двигатели минувшего сезона представляли всего лишь модификации своих предшественников. Так, "PeHo-RS7", устанавливаемый на "бенеттонах" и "вильямсах" (V-образная "десятка" с углом развала цилиндров 67°), при той же длине был на сантиметр уже, на семь миллиметров выше и на четыре килограмма легче RS6 1994 года. При этом, как признался глава "РеноСпорт" Бернар Дюдо, "мы потеряли примерно 13 процентов мощности и 15 процентов крутящего момента". мальные скорости - до 335 км/ч! Причем бросается в глаза немаловажная деталь: еще три-четыре года назад превосходство мотора "Рено" считалось неоспоримым, а теперь вряд ли кто решится это утверждать. Лучшее тому свидетельство - победа в чемпионате-94 Михаэля Шумахера на "Бенеттоне", оснащенном двигателем "Косворт". Да ив нынешнем первенстве скоростной потенциал "Феррари-412Т2", "БенеттонаВ195", "Вильямса-Р\ЛЛ7", "Мак-ЛаренаМР4/10", "Заубера-С14" и "Джордана195" был приблизительно одинаков. Как же так, удивится иной читатель, возможности одинаковые и при этом в 17 гонках - 11 побед "Бенеттона", пять - "Вильямса" и одна - "Феррари". Тому есть несколько причин, и первая - надежность. Двигатель "Рено" всего лишь раз за все 17 этапов первенства подвел своего водителя. Удивительная надежность - Спортсвыше 98 процентов! У "Феррари" дела в этом отношении чуть похуже - четыре поломки и 88 процентов "безотказности". Худшим же из всех девяти агрегатов оказался "Илмор-Мерседес-Бенц" девять раз по его вине пилоты "Мак-Ларена" Мика Хаккинен и Марк Бланделл вынуждены были прекращать борьбу. Но даже когда моторы их красно-белых машин выдерживали до конца гонки, ни финн, ни англичанин не могли конкурировать с лидерами, ибо их автомобили отличались едва ли не худшей средней скоростью. Тут уже "вина" шасси: подвески, трансмиссии, аэродинамики - не мотора. И это вторая причина. рела". А команда "Симтек", главным козырем которой была вроде бы передняя подвеска с очень высоко расположенными нижними рычагами (что, как предполагалось, должно улучшить обтекаемость), после пяти этапов вообще оказалась на дне финансовой пропасти и прекратила борьбу. Девизом же сезона в техническом плане стала управляемость автомобиля. Все команды кропотливо совершенствовали аэродинамику, улучшали характеристики подвески. Днище машины, задний диффузор, боковые радиаторы, антикрылья, задняя часть кузова у каждой модели изменялись почти непрерывно. В ходе сезона "Эрроуз", "Вильяме", "Бенеттон" получили третий, дополнительный амортизатор в передней подвеске, включавшийся в работу лишь на прямых ив скоростных поворотах. "Вильяме" экспериментировал с чугунными тормозными дисками, позволяющими развить гораздо большее тормозное усилие по сравнению с углепластиковыми. Разумеется, столь обширная исследовательская работа потребовала множества испытаний. "Чем чаще вы проводите тесты, - сказал тот же Хед, - тем больше понимаете, как сделать автомобиль лучше. И здесь совершенно незаменим супергонщик". Именно в этом третья и главная причина успеха, в данном случае удивительного, на первый взгляд, и совершенно необъяснимого превосходства, которое имел в прошедшем сезоне Шумахер. "Я поставил себе цель выиграть чемпионат мира, - сказал прошлой весной, накануне старта первого этапа, Гран-при Бразилии, вице-чемпион Деймон Хилл. - И на этот раз у меня превосходная машина". А на финише сезона оказалось, что на самом быстром, по общему признанию, автомобиле англичанин одержал лишь четыре победы против девяти - немца. Михаэль лишь четырежды занимал первое место на старте, а Деймон в се-"Дейвид Култард на глазах превращается в пилота мирового класса, - сказал о шотландце Фрэнк Вильяме. - Похоже, решение расстаться с ним было большой ошибкой".\те/\ьно(л "ВдссейнеПеред началом сезона много толков вызвало необычное полуметровое антикрыло, которое "мак-лареновский" специалист по аэродинамике Анри Дюран разместил за спиной пилота, на капоте двигателя. Новинку (хотя, если заглянуть в историю формулы 1 лет на 25 назад, можно обнаружить, что все новое - это лишь хорошо забытое старое) назвали сенсационной. Но ощутимой пользы она не принесла, так же, как и дополнительные "этажерки" задних антикрыльев на "Минарди", "Пасифике", "Джордане". Это применялось только на "медленных" трассах, где необходимо дополнительное прижимающее усилие. Не оправдали себя и другие новшества, названные поначалу революционными: необычное переднее антикрыло "Пасифика" и гидравлическая подвеска "ТирДозаправка в ходе гонки по-прежнему приковывала внимание телезрителей и вызывала нервную дрожь у гонщиков и механиков. Во время одной из таких остановок в боксах едва не сгорел заживо Эдди Эрвин из команды "Джордан". ЗА РУЛЕМ 1/9687 Спортпоставщика топлива для "Феррари", концерна "Аджип". "Мы не можем себе позволить такие сумасшедшие траты", сказал представитель нефтяной фирмы. И партнером "Скудерии" с 1 января 1996 года стал "Шелл". Переход Шумахера всколыхнул всю формулу 1. Красно-белая акула "МакЛарен" тут же проглотила Дейвида Култарда, 25-летнего шотландца, одержавшего в минувшем сезоне свою первую победу. Кроме того, шеф английской "конюшни" пригласил на роль технического консультанта Алена Проста. И лелеет надежду уговорить четырехкратноЖан Алези (№ 27) и Герхард Бергер в наступающем сезоне пересядут с "феррари" за руль "бенеттонов". На испытаниях за рулем "Вильямса" звезда гонок "индикаров" канадец Жак Вильнев.ми гонках сезона стартовал с лучшей позиции. Но несмотря на это, Шумахер побеждал своего оппонента. Многие считали, что виной всему тактические просчеты команды "Вильяме", неверно определявшей количество остановок в боксах для дозаправки и смены покрышек в ходе гонки. Но чемпион мира опережал своего соперника ис большим количеством остановок, и с меньшим. Он выиграл у пилотов "Вильямса" на 15-м этапе в японской Аиде, когда Хилл трижды заехал в боксы, а его напарник Дейвид Култард дважды. Послушаем еще раз Патрика Хеда: "О победителях всегда говорят, что они выбрали верную тактику. Однако это далеко не всегда справедливо. Просто, может быть, именно этот парень сегодня был быстрее всех и победил бы ис двумя, и с тремя дозаправками. Я не хочу принизить Хилла или "Бенеттон" - отличного гонщика и замечательную команду. Но я думаю, только Шумахер делает "Бенеттон" лучшим. Как когда-то Сенна делал лучшим "Мак-Ларен". В том, что сравнение Михаэля с великим бразильцем вовсе не было пре88 ЗРЛМ 19 АУЕ /6увеличением, любители автоспорта смогли убедиться на Гран-при Бельгии и Европы. На девятом этапе, в Спа-Франкоршам Шумахер стартовал с 16-й позиции и выиграл гонку, показав фантастическую езду по мокрой трассе на "лысой" резине и совершенно запутав Хилла со сменой шин. А в Нюрбурге, по единодушному признанию специалистов, двукратный чемпион мира продемонстрировал такой класс, какой можно увидеть в формуле 1 лишь раз в несколько лет, "да и то, если очень повезет", как писал английский журнал "Автоспорт". Именно после Большого приза Европы Михаэль практически обеспечил себе второй чемпионский титул. Но менеджер "Бенеттона" Флавио Бриаторе, обнимая своего пилота на пьедестале, не мог не думать о будущем. Потому как на акулу - "Бенеттон" нашелся хищник покрупнее - "Феррари". 48 миллионов долларов - неслыханная в истории автоспорта цифра. Именно столько предложил шеф итальянской "конюшни" немецкому пилоту. Нужно сказать, что гонорар за двухлетний контракт вызвал шок даже у многолетнегого чемпиона мира сесть за руль своей машины хотя бы в нескольких этапах сезона-96. Вынужденный отдать в "Феррари" одного Шумахера, Бриаторе переманил оттуда обоих пилотов - Герхарда Бергера, самого опытного участника чемпионата мира, и Жана Алези, впервые в прошлом июне поднявшегося на верхнюю ступеньку пьедестала Ф1. И Фрэнк Вильяме сумел заполучить звезду. В предстоящем сезоне честь "бело-голубых" будет защищать победитель "Инди-500" и чемпионата "Индикар" 24-летний канадец Жак Вильнев, сын трагически погибшего в 1982 году пилота "Феррари" Жиля Вильнева. Словом, четыре акулы формулы 1 приготовились к новой схватке. И еще по крайней мере две-три "молодых-зубастых" - "Заубер", "Джордан", "Лижье" готовы поучаствовать в дележе будущих больших призов. Но кто бы из них ни одержал верх в этой битве, уже сейчас ясно - любителей автогонок ожидает захватывающий сезон. Александр МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "АМС - Автомотоспорт"