94
95
I ТЕХНИКА /КОНСТРУКТОРПО ПРИМЕРУ Д'АРТАНЬЯНАПУСКАЕМСЯ НА ПОИСКИ ПОДВЕСОКТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИНЯРругий. Пара рычагов и стабилизатор РИСУНКИ / КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК завершают схему, фадиционную для оссийский автомобиль образца отечественных переднеприводных мо2005 года постепенно обретает все делей. больше конкретных черт. Вместе Поучимся на ошибках наших предс читателями мы определили тип кузошественников: не стоит перекладыва, «спроектировали» двигатели и вать функции рычагов на стабили- J трансмиссию, повозились с электрозатор. В том числе из-за этого подоборудованием (ЗР, 2002, № 2-7). Кровеска «Москвича-2141» не славиме простейшего, базового варианта, лась долговечностью. А вот попепредусмотрели еще и полноприводречный рычаг и растяжку объединый, и «грузовой». Пора ставить маним: такая компактная схема уже шину на колеса - выбрать подвески хорошо отработана. Только шаровую для всей гаммы моделей. Какие констопору, вопреки опыту западных колрукции лучше подходят для российлег, выполним отдельно от рычага раских условий? ди ремонтопригодности: при наших Сначала определим тип подвески. дорогах менять узел наверняка приЗависимые нас не устраивают - при дется чаще, чем в Европе! всей простоте и технологичности Рычаги, стабилизатор, рулевое (о кослишком много недостатков. Все перетором речь еще впереди) будем собимещения левого колеса мгновенно перать на подрамнике. Этот узел, из отередаются правому, только со знаком чественных машин выполненный тольминус; вместе с ними под кузовом хоко на «Оке», дает ряд преимуществ - и дят тяжелые балка или мост. От жестконструктивных, и технологических, и кой связи колес страдают и управляедаже эксплуатационных. По порядку: мость, и комфорт. Для переползания подрамник придает дополнительную по ухабам все это не страшно, но на жесткость и обеспечивает лучшую шушоссе, тем более российском, с «фе- мо- и виброизоляцию. Установив межбенкой» и прочими неровностями, соду ним и кузовом дополнительные вершенно неприемлемо. проставки, можно «легко и просто» Безусловно, независимая подвеска приподнять машину (по крайней мере, полностью не «развязывает» колеса перемещения одного все-таки передаются другому через кузов, но в значительно меньшей степени. Независимая подвеска позволяет не только снизить, но и парировать воздействие одного колеса на другое. Лучшей иллкхтрацией послужит «Мерседес-Бенц Карвинг F400», который умеет на поворотах наклонять колеса. Но пока это не более чем концепт, а мы пойдем более простым путем. Наш Для небольших переднеприводных автомобиль уже одет автомобилей широкое распространев оригинальный кузов, располагает гаммой двигателей, для него «разработаны» ние получила передняя подвеска типа «Мак-Ферсон», и наша машина, пожатрансмиссия, электрооборудование и, только что, подвески. В следующий раз займемся системами луй, не станет исключением. Главное безопасности. ее достоинство: довольно простая схема обеспечивает выгодную кинематику колеса, оставляя место для его привода. Телескопическая стойка с пружи^Шмгъ ной объединяет в себе несколько элементов: направляющий, гасящий и употодвинуть от земли уязвимые узлы на днище) и улучшить геомефическую проходимость. Это пригодится для полноприводной «сельской» версии. Подсобранные на подрамнике системы и афегаты удобно фазу крепить на кузов, сокращая число операций непосредственно на конвейере. Подрамник можно изготовить с большей точностью, нежели кузов, раз и навсегда задав углы установки колес (за исключением схождения - но его-то регулировать довольно просто!). Для задней подвески, не мудрствуя лукаво, выбираем так называемую полунезависимую схему, когда про-•ы н дольные рычаги связаны между собой упругой балкой-стабилизатором (похожим образом выполнены подвески ВАЗ-2109, 2110). Пружины разместим на стойках, а не за мостом. К сожалению, придется пожертвовать местом, расположив внутри багажника объемные «чашки»; зато по кузовным деталям и элементам стоек унифицируем версии 4x2 и 4x4 (на полноприводнике для отдельных пружин не хватит места). Осталось лишь разработать заднюю подвеску полноприводной машины. Она также будет независимой: не ставить же сзади громоздкий мост! Всетаки бездорожье, скорее, эпизод, а не большая часть жизни нашего «сельского» варианта, идеологически более близкого «Ниве» или даже «паркетнику», нежели «козлику». Однако не будем нагромождать рычаги, стремясь «отточить» управляемость: мы просто не разгонимся до скоростей, где такая схема даст эффект! На заднем подрамнике разместим редуктор и треугольные рычаги подвески. Стойки по конструкции аналогичны передним - естественно, характеристики гасящих устройств здесь другие. Не забудем про стабилизатор - «лишние» крены машине ни к чему. Прикинем, на сколько сможем поднять полноприводную машину. Около 70 мм дадут проставки между кузовом и подрамниками. Да, элементы подвески и силового афегата останутся на На правах рекламыПередняя подвеска нашего автомобиля.прежнем уровне, но кузов «уедет» вверх. Еще немного доберем, поставив вместо штатных для варианта 4x2 колес 165/70R14 более высокие (и зубастые) 185/65R15: плюс еше примерно 30 мм к дорожному просвету. Итого, кузов поднимется на 100 мм - недурной результат! ...Д'Артаньян нашел чудесные подвески за морем, и королева была спасена. Один за всех и все за одного: три мушкетера, защищая друга, некоторым образом пострадали в опасном путешествии. Отсылая читателя кклассике, анонсируем следующий выпуск: через месяц поговорим, как сделать поездки на нашей машине безопасными... 1*1РЕШЕНИЯ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИКомплексныеприсадкик**» "SSn»Каждый автомобилист хоть раз сталкивался с проблемами из-за очень плохого качества топлива. Но это лишь вершина айсберга. Проведенные исследования показали, что на сегоприменение дополнительных поисадок в топливо поосто необходимо! Образование отложений и загрязнений в топливной системе в целом и камере сгорания — обычный процесс, происходящий даже при использовании качественного топлива. Это может, в лучшем случае, увеличить эксплуатационные расходы на автомобиль, а в худшем привести к дорогостоящему ремонту двигателя. Liqui Moly решило и эту проблему! Мы предлагаем комплексные присадки в бензин (Benzin Zusatz) и дизельное топливо (Diesel Zusatz), улучшающие не только эксплуатационные характеристики, но и увеличивающие мощность и приемистость двигателя, а также, снижающие расход топлива. Удобство применения и экономичность упаковки — еще один аргумент за использование этих присадок (одна банка рассчитана на 400 литров топлива). Более подробно об этих и других продуктах компании Ликви Моли вы можете узнать на выставке Мотор Шоу 2002 (Москва, 21-25 августа, 2 пав., 3 зал). г, .JLIQUI JUQUIIПриглашаем к сотрудничеству региональных дилеров. сделана т Германии71 MOLY TlMOLYrМАСЛА ПРИСАДКИ АВТОКОСМЕТИК3£f^ЛИКВИ МОЛИ Россия-т. (095) 129-4198, ф. (095)728-3857