148
149
150
МЫ И АВТОМОБИЛЬ/НАШЕ РАССЛЕДОВАНИАЗС №390г*1ииlintттЛ3 \ \ щ; \ ___\ •». •=«« СТРАСТИ В КУБКЕ ПОЛО» В качестве одной из причин, спровоцировавших рост розничных цен, Дмитрий назвал попытку брать с АЗС так называемый вмененный налог. Это значит - фиксированную сумму с каждого «пистолета», не зависящую от объема реализации. Идея напугала «королей бензоколонок», что тоже повлияло в ряде регионов на розничные цены. И все же главный психологический фактор - ожидание новых акцизов. Да, их введут только с нового года, но в подобных случаях торговля обычно играет на опережение... Рост цен, однако, не может продолжаться до бесконечности. Существует платежеспособный спрос, и если у производителя перестанут покупать горючее, он будет вынужден работать себе в убыток, поскольку «технологический процесс у нас непрерывный, а на экспорт все не загонишь». (Тут вспомнилась старая добрая песня «Если бы парни всей земли» и подумалось: вот было б здорово, если бы водители - по крайней мере, миллионы автолюбителей - отказались от поездок хотя бы на месяц. Цены бы снизились! И пусть нас не обвиняют в подстрекательстве - такая акция, увы, нереальна... - Л. С.) Компания «ЛУКОЙЛ», Что будет дальше? Цены моторного руководитель пресс-службы топлива уже стабилизируются, а осеДМИТРИЙ ДОЛГОВ. НАША СПРАВКА. «ЛУКОЙЛ» -линью даже будет заметна тенденция дер по объемам добычи и переработк некоторому их снижению (по словам ки нефти в стране. Его доля добычи главы «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова - в пределах 10%). в 2001 году составила 22,5% от обЗапомним этот утешительный прощероссийской. Имеет 3544 АЗС. Дмитрий Долгов объяснил нам, что гноз, мы к нему еще вернемся. А пока в неконтролируемом росте цен во мноотметим, что утверждение, будто крупгом виноваты мелкие сети АЗС, на долю ным компаниям принадлежит не более которых приходится не менее 80% роз20% розничного рынка, требует поничного рынка. Они - основные игроки правки. Один лишь «ЛУКОЙЛ», по данна этом рынке, перепродавцы бензина. ным «Росбизнесконсалтинга», продал Что касается оптовых цен, то они полтов 2001 году через сеть своих АЗС 23% ра-два года стояли на месте и даже поот всего объема реализации нефтепророй снижались. Но за это время выросдуктов в России. ли тарифы на перевозку по железной дороге и на электричество, в результате Тюменская нефтяная компания, чего рентабельность нефтеперерабатыдепартамент по связям вающих заводов (НПЗ) резко упала. с общественностью. «Мы не можем работать себе в убыток НАША СПРАВКА. ТНК - лидер по пришлось поднять оптовые цены. Это темпам роста нефтедобычи: в 2001 объективный экономический процесс». году добыто на 56% больше, чемТЕКСТ / ЛЕОНИД САПОЖНИКОВВэти летние дни ценники на заправках обновлялись с невиданной быстротой. А ведь повышение ожидалось только с1 января 2003-го, когда вступят в действие новые акцизы на моторное топливо. Что же происходит и чего ждать дальше? С этими вопросами корреспондент ЗР обратился к самым разным людям... Водитель (микроавтобус «Газель» из Тольятти, госномер у391оу). - Безобразие! - сказал в сердцах Владимир Андреевич. - Ложишься спать и не знаешь, какие завтра будут цены. Одно известно - что выше!.. Ему за шестьдесят. Повышение считает необоснованным - «просто российским компаниям надо обогащаться». Что это за компании и кто их возглавляет, не вникал. Зато хорошо понимает, что подорожание бензина и солярки ударит по каждому от пассажира маршрутного такси, которому придется больше платить за проезд, до бабули, покупающей молоко, - оно ведь в магазин не по трубе течет, шоферы возят...в предыдущем. Доля ТНК в общероссийской добыче возросла до 11,7%, число собственных АЗС увеличилось за год вчетверо - до 1009. Сотрудник департамента, просивший его не называть, сказал нам, что главный фактор повышения цен - отмена временных ограничений на экспорт нефти, которые Россия взяла на себя добровольно по договоренности с ОПЕК (организацией стран-производителей и экспортеров). Возникшее затоваривание «перегревало» внутренний рынок и не давало расти ценам. Сейчас ограничения сняты, экспорт восстановился в прежнем объеме и затоваривания больше нет. Свою роль в подорожании моторного топлива сыграли посевные работы (напомним, цены начали расти в апреле) и летний сезон, когда спрос на бензин неизменно повышается. Кроме того, на многих НПЗ летом профилактика, что снижает выпуск нефтепродуктов, а стало быть, и их предложение на рынке. Вероятно, подтолкнуло рост цен и ожидание новых акцизов. И все же, по мнению представителя департамента, утверждение, что топливо резко подорожало, некорректно. Нынешние цены надо сравнивать не с зимними, как все это делают, а с ценами лета прошлого года. И тогда окажется, что их рост лежит в рамках инфляции, которая составила за год примерно 15%. Прогноз? Дальнейшего скачка цен, надо полагать, не будет - «выше платежеспособного спроса все равно не прыгнешь»... Министерство энергетики РФ, начальник департамента оперативного регулирования снабжения экономики и населения энергоресурсами ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВ. Затоваривание на оптовом рынке нефти и нефтепродуктов действительно имело место. Зимой цены упали почти вдвое. Но договоренность России с ОПЕК сыграла здесь незначительную роль - это сократило экспорт не более чем на 1,5%. Главная причина затовари-8/2V. МЫ И АВТОМОБИЛЬ- Министерство по налогам и сбоэнергии стоит у нас 1,8 цента, а в Европе рам, - рассказывает Штогрин, - прове- 6-8 центов... (Здесь читатель наверняка рило подумает: хорошо бы, для начала наши грагод назад восемь регионов, чтобы ждане зарабатывали, как в Европе! Согла­узнать, действительно ли прямосен. Но это все же другая тема. -Л. С.) гонный бензин идет на нужды нефтеПерспектива перспективой, но предхимии, как ему положено. И выяснипринимает ли что-то правительстю, чтолось, что из 953 тыс. тонн, выпущенбы вернуть цены в привычное русло? Из ных НПЗ, примерно 86% ушло не по ответа г-на Кириллова видно, что нет. назначению, в том числе 385 тыс. тонн Оно, как было отмечено, сдерживает их было куплено фирмами-«однодневкастратегически, держа в узде налоговую ми». Весь этот бензин, по моему тверсоставляющую. А еще правительство устадому убеждению, попал на заправки новило для экспортеров такие вывозные и сожжен в моторах автомобилей... пошлины и транспортные тарифы, кото(Естественно, его довели до мнимой конрые стимулируют их продавать горючее диции с помощью тетраэтилсвинца и на внутреннем рынке. Хоть здесь покупат. п., но вряд ли надо объяснять нашим тель платит им меньше, чем за границей, читателям, насколько такой «самоварчистая прибыль в итоге получается выше. ный» продукт вреден и для двигателя, Что ж, правительству можно посочуви для здоровья. - Л. С.) - Налоговики, - продолжил Штогствовать, у него противоречивая задача. С одной стороны, оно создает условия, рин, - даже не имеют права спрашичтобы нефть и нефтепродукты остававать производителя, куда и почему лись внутри страны, а с другой - ему неон отгрузил продукцию, если она не обходима валютная выручка - главный подакцизная. Так вот, теперь прямоисточник пополнения бюджета. Борьба гонный бензин является подакцизным, этих противоположностей находит напусть ис нулевой ставкой, и попадает глядное отражение в ценниках автозапод более жесткий контроль МНС. правок... А чтобы нефтебазам было невыгодно покупать бензин фальсификатоГосударственная Дума, ров, бюджетный комитет выступил с инициативой переложить уплату акзам. председателя бюджетного циза с заводов-производителей на звекомитета С. ШТОГРИН. Сергей Иванович любезно уделил нам но реализации. Это должно снизить время, хоть накануне почти не спал: оптовую цену и, значит, лишить «сабюджетный комитет проголосовал за измоварный» бензин единственного досменения и дополнения в Налоговый котоинства - сравнительной дешевиздекс РФ в2 часа ночи (ссютветствующий ны... законопроект принимался Госдумой во втором, решающем чтении). Вышло так, Еще два водителя (микроавтобус что мы узнали новые ставки акцизов «Газель» из Пензы, госномер а962ме). - Цены - это важно, но мы скажем раньше даже Министерства энергетики - жаль только, что ежемесячный журнал шире! По Конституции недра земли принадлежат народу, правильно? Так не может сообщить их сразу... Вот таблица, предоставленная нам почему нефть присвоили господа олигархи? С. Штогриным. Последняя строка нас озадачила: какой смысл включать продукт в таблицу, Как говорится, хороший вопрос. Мы если акциз с него не взимается? Оказыни в коей мере не хотим «будить ярость масс» - последствия слишком хорошо вается, смысл есть! известны. А все же ответ хотелось бы ЦЕНЫ НА топливи получить. Только от кого? Новые Нммемяанае ДеяспуюИ еще. Под впечатлением роста цен щкеглми, ставни, многие подозревают нефтяные компаБензин автомобильный с октано1512 2190 нии в сговоре. Думается, трудно навым числом до 80 включительно звать сговором совместное использоБензин автомобильный с иными 2072 3000 октановыми числами вание ими конъюнктуры рынка. Кто Дизельное топливо 616 890 в большом бизнесе упустит легальную Масло для дизельных и (или) прибыль, которая сама плывет в руки, карбюраторных (инжекторных) 1680 2440 двигателей даже если бабуля не сможет купить поПрямогонный бензин 0 том молока? I»Iвания - кризис мировой экономики, во многом вызванный событиями в США 11 сентября. Спрос на нефть в мире замер, у России не стало нефтедолларов, а рубли у нас обеспечены ими - просто денежные бумажки Центробанк теперь не печатает. Нехватка рублей ведет к замораживанию и задержкам зарплаты (особенно в бюджетных отраслях), а это, в свою очередь, снижает внутренний спрос на нефтепродукты. Такая вот механика... Поэтому сравнивать сегодняшние цены с зимними некорректно. Сейчас отпускные цены по всем НПЗ успокоились. То же самое ив рознице. Осенью в связи с уборочной кампанией традиционно происходит всплеск спроса на дизтопливо. Но его выработано больше, чем за тот же период 2001 года, а урожай ожидается не выше прошлогоднего, так что не видно причины для осеннего ценового скачка. Другое дело - бензин. Здесь трудно ручаться, что цена осенью останется неизменной и уж тем более снизится. Дело в том, что производство бензина в стране пока несколько отстает от прошлогоднего (на 2%). Но все же рост цен маловероятен, поскольку спрос на бензин после сезона отпусков идет на убыль. А не подпрыгнут ли цены на горючее еще раз с1 января, когда начнут действовать новые ставки акцизов? Владимир Иванович уверен, что этого не произойдет: зима - самое неподходящее время для повышения, да и платежеспособный спрос небезграничен. К сожалению, его прогноз на более отдаленную перспективу не назовешь оптимистичным. - В Польше литр «95-го» бензина стоит полдоллара, дальше на Запад - от 80 центов до 1 доллара, - сказал Кириллов. - Наверное, и мы к этому придем. Важно знать, что в Европе доля налогов в цене бензина 75-80%, у нас же эта налоговая составляющая пока чуть больше 20%. Правительство старается по возможности ее сдерживать, оно все делает, чтобы цены внутреннего рынка были ниже мировых, и пока это удается. Но идут переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию, а одно из основных требований ВТО выравнивание внутренних цен на энергоресурсы с мировыми! Это касается не только нефтепродуктов: сейчас цена газа со всеми налогами у нас около 20 долларов за 1000 м3 , а в Европе - порядка 200 долларов; киловатт-час электро