64
66
I ТЕХНИКАДИЗЕЛЬ С ХОЛОДИЛЬНИКОМ,и ли ИСТОРИЯ С МОДЕРНИЗАЦИЕЙТЕКСТ. ФОТО / ИГОРЬ ТВЕГДУНОВ/МОДИФИКАЦИЯЖАРА... НЕ ЕДЕТ... С редакционными дизельными универсалами вы не встречались с тех пор, как прошлым летом путешествовали на них по Краснодарскому краю. Тогда мы решили основательно прожарить дизельные моторы, и эта затея вполне удалась. Пекло стояло нещадное, обгорелые докрасна курортники не вылезали из теплого, как парное молоко, моря. Даже рыба в лиманах от жары дохла - только мы по такой погоде ездили по горам и равнинам. В горах-то температура и дала о себе знать. Хотя, в общем, и машины, и моторы прошли тот тест без особых нареканий, заметно было явное «увядание» дизелей при сорокаградусной жаре: хуже тянули в гору, плохо трогались на подъемах, «закисали» на обгоне. Такое поведение мотора вполне понятно, но мы все же пожаловались специалистам ГАЗа: дескать, жару ваш дизель не очень любит. Ответ получили неожиданный: приезжайте, поставим охладитель, должно полегчать. Тем более, что такая модификация готовится к производству. НАДДУВАЯ - ОХЛАЖДАЙ! Чтобы сжечь определенную массу топлива, нужно пропорциональное количество воздуха - это закон. Сколько воздуха мы можем подать в двигатель? Столько, сколько войдет в цилиндр при атмосферном давлении. Чтобы в тот же объем цилиндра «запихнуть» больше воздуха, его надо сжать - тогда применяют наддув. Однако при сжатии воздух нагревается, его плотность падает, а значит, масса воздуха, доставтурбокомпрессора. Как выяснилось, не зря: после того как разрегулированный агрегат наддува настроили должным образом, автомобиль субъективно еше прибавил резвости. Подключаем оборудование - и вперед, снимать динамические характеристики. Предполагалось, что автомобиль после установки охладителя немного прибавит в разгоне до «сотни» и в эластичности, при почти неизменной максимальной скорости. Но полученные результаты превзошли все ожидания. «Лишние» 15 лошадиных сил и 50 ньютон-метров (табл. 3) пришлись «Волге» очень кстати. На три секунды улучшился разгон до 100 км/ч, более чем на 10 км/ч выросла максимальная скорость, а характеристики эластичности получились просто выдающиеся (табл. 1). При этом эксплуатационС ШАГА - НА ГАЛОП Итак, нашей «Волге», точнее, ее дизеный расход топлива не изменился - околю ГАЗ-560 предстояла модернизация, ло 8,5 л/100 км. и мы отправились в Нижний. За работу взялись споро: сам охладиДИЗЕЛЬ-БЕНЗИН Посчитаем, сколько сэкономил дитель установили перед радиатором охзель по сравнению с основным «воллаждения двигателя, проложили воздушную магистраль от компрессора к говским» двигателем ЗМЗ-406. Посохладителю, другую - от охладителя к ледний расходует на «сотню» около впускному коллектору. Последний то12 л «92-го» по цене (до недавнего поже заменили, он теперь несколько друдорожания) 8 руб. 20 коп. Дизель гой конфигурации. Напоследок заме8,5 л топлива, которое обходилось на нили блок управления двигателем. Ну, рубль дешевле. К сегодняшнему дню автомобиль прошел 80 тыс. км. Счипопробуем, что получилось? таем: дизель ГАЗ-560 съел примерно «Волга» стала заметно живее, более 6800 л дизтоплива на 48960 рублей; уверенно поехала на «низах». При небензиновый ЗМЗ-406 за тот же прокоторой сноровке можно даже тробег потребил бы около 9600 л бензигаться со второй передачи. Но эпопея с на на сумму 78 720 рублей. Экономия модернизацией на этом не закончи- почти 30 тыс. рублей. Сумма немалась. Перед тем как проводить замеры лая, но дополнительные расходы на на динамометрической дороге полигоприобретение сравнительно дорогона, решили проверить регулировку го дизельного автомобиля она покрывает только наполовину. ленного в цилиндры, уменьшается. А что, если воздух после компрессора охлаждать? Для этого служит устройство, именуемое по-разному: промежуточным охладителем, охладителем наддувочного воздуха или, на импортный манер, интеркулером. Это воздухо-воздушный радиатор, где нагретый в компрессоре воздух идет по трубкам и охлаждается потоком воздуха «забортного». Кстати, охладитель позволяет не только увеличить массу свежего заряда в цилиндрах. Он еще и одно из средств борьбы с окислами азота. Эти вредные соединения образуются в процессе сгорания топлива при высокой температуре, а с помощью охладителя ее удается несколько снизить.ШвшвтшввщттвшшХГ-ш^кнТ Jk ^ t ti~~г^шШвшмtili. .4»^ ТЕХНИКАстей не было. Разве что поликлиновой ремень поменяли раньше срока - на нем появились трещины, - да прокладку под термостатом. Хотя для хорошего дизеля 80 тыс. км - еше даже не середина жизни. Ломаться ему рановато. Мотор, особенно на фоне бензиновых собратьев, достаточно экономичен. А ДЕШЕВО ХОРОШО НЕ БЫВАЕТ? Двигатель получился интересный. Он вот с шумом, особенно на холостых обово многом опровергает устоявшееся восротах, стоит побороться. На высокой приятие дизеля, как угрюмого, тихоходного работяги: совершенно «по-бензиновому» быстр на средних и высоких оборотах, при этом «по-дизельному» тяговит. Может, стоило бы еше добавить «дизельной» тяги на низких оборотах, даже частично пожертвовав отличными «верхами». Использовать максимальные возможности мотора все равно не позволяет старенькое шасси. Турбодизель оказался довольно наРегулировка турбокомпрессора заметно прибави дежным. Кроме гарантийной замены ла резвости двигателю. помпы, других серьезных неисправно- Патрубок от компрессора уходит вперед, к охлаРезультаты радуют - жаль только, что теперь не разобрать, какая часть прибавки «на совести» охладителя, а какая достигнута регулировкой турбокомпрессора. (А еше бы под такой дизель машину поменять...)ТАБЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ» IГАЗ-310221- ГАЗ-310221600 600 (с охладителем) Динамические качества(Нагрузка частичная-2 чел.+25 кг)производстве о снижении цены не может быть и речи. Но в любом случае, не стоит надеяться, что дизель по пене будет соизмерим с бензиновыми моторами. Некий набор импортных комплектующих (топливная аппаратура, управление, турбокомпрессор, поршневая группа) сложно заменить отечественными без потери надежности или невозможно вовсе из-за отсутствия вдителю, и от него переходит к новому впускному коллектору.Сам охладитель стоит перед радиатором системы охлаждения.Разгон, с: 0-40 км/ч 0-60 км/ч 0-80 км/ч 0-100 км/ч 0-120 км/ч 0-140 км/ч 0-400 м 0-1000 м Максимальная скорость, км/ч Эластичность, с: 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) Выбег, м: 120-50 км/ч 50-0 км/ч5,2 8.413,2 19,5 28,9 50,8 22,3 (106.3 км/ч)4,4 7.111,4 16.5 24,6 37,3 21.0 (112 км/ч)О? О 398 (130.9 км/ч) (140,2км/ч)14814.0 21.7 1265159,2 10,7 15,6 1215656541ТАБЛИЦА 2. РАСХОД ТОПЛИВА (АВТОМОБИЛЬ .ВОЛГА» ГАЗ-310221-600. ДВИГАТЕЛЬ ГАЗ-5601 С ОХЛАДИТЕЛЕМ) Скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км 60 4,9 90 6.65 120 9,3ТАБЛИЦА 3 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ I ДИЗЕЛЕЙ ГАЗГАЗ-560 Рабочий объем л Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Мощность, кВт/л. с. при об/мин Крутящий момент Нм при об/мин 70/95 3800 200 2200 ГАЗ-5601 (с охладителем)21385x94 81/110 3800 250 1800скорости не поймешь, что больше шумит: дизель или воздух, гуляющий в закоулках «волговского» кузова. Уже появились в продаже запчасти к 560-му - по крайней мере, в Нижнем ив Москве. Здесь же его научились чинить. В других местах ситуация разная - где-то берутся и за ремонт, и за поставку запчастей, а где-то о таком дизеле и знать не знают. Мотор вызывает огромный интерес: все, что написано выше, мне приходится повторять для любопытных минимум раз в день. Только на один вопрос ответа нет - когда начнутся массовые продажи и снизится ли цена? Сегодня, по нашим данным, делают около 250 моторов ГАЗ-560 в месяц (примерно 3000 в год). Еще в конце прошлого года было принято решение увеличить его выпуск вчетверо (на столько позволяли существующие производственные мощности). Однако все осталось на прежнем уровне. А при малосерийномпроизводстве нужных деталей. Кстати, заволжский дизель ЗМЗ-514, очень близкий по характеристикам к ГАЗ560, имеет почти весь джентльменский набор импортных компонентов - и соответствующую цену, соизмеримую с частично обрусевшим австрийцем. Удешевить покупные детали можно, увеличив объем закупок, наладить производство нужных комплектующих в России целесообразно опять-таки под более-менее солидную программу выпуска. А программы все нет... Зато появился конкурент - дизель ИВЕКО. Планируется организовать СП с итальянской фирмой, одна из задач которого - обеспечить нижегородские машины итальянским дизелем. А что же ГАЗ-560 - его выпуск прекратят? Или два конкурирующих мотора будут существовать параллельно? Слухи ходят разные, но официальной информации пока нет. Надеемся, интриговать нас будут недолго. 1»1