44
45
46
ТЕХНИКА4ЙЕОЧНУЮ/ПРЕЗЕНТАЦИЯНОВАЯ НАЧИНКА СТАРОГО УАЗА¥ТЕКСЦРИТО/ АНАТОЛИИ ФОМИНМ'~ то сегодня в почте? Прич глашсние на презентация, нового УАЗ-315195-.. Без шуток - действительно,. зовуУ на ^ е рвый ' в * • истории завода зксг^файв для журналистов. Да-дЙ опробовать тот самый УАЗ-315Н^^оторый так долго пря--' та лея под загадочным индексом 31520. В этих цифрах немудрено запугать-" ся. Конечно, если вы можетё"уверенно перечислите, чем УАЗ-31514-017-10 отличается от УАЗ-31519-037 - значит, вам наверняка приходилось иметь дело с ульяновским^ машинами профессионально. А еслинёт.. .Автор заранее просит прощения за длинные малопонятные цифры. Иначе не получится • вводить собственную систему обозначения моделей отечественным производителям «не положено». НЕ БУДЬ ПРОРОКОМ «Проект 31520» предназначался на замену автомобилей с индексами, в начале которых стоит 3151 - потомков ставшего классическим УАЗ-469. С 1992 года, когда почти до нуля упаливоенные заказы, ульяновские автомобили медленно двинулись навстречу гражданскому нокупателю. Жесткий верх, запирающиеся двери, новые сиденья, гидроусилитель руля - все это заметно улучшило потребительские качества машины. Первоначально «проект 31520» подразумевал глубокую модернизацию не только ходовой части, но и кузова. Планировали даже прямые двери и опускные стекла, но... Экономика должна быть экономной - изменение формы дверных проемов на деле означает изготовление нового кузова. А следовательно, внушительные затраты на подготовку производства ивысокую цену новинки: она практически сравнялась бы с машинами семейства 316Q, Пришлось сократить перечень внешних изменений - снаружи автомобиль отличают лишь надставки дверей со сдвижными стеклами. ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО Широкой гаммы отечественных моторов для УАЗ-315195 нет. По существу, наиболее «литражный» ЗМЗ-409 не имеет альтернативы - как и неразъемные мосты типа «Спайсер», и борисовский гидроусилитель. Надежность этих агрегатов ныне заметно выше, чем в период их освоения. Применяемая сегодня раздаточная коробка с мелкомодульными шестернями - половинчатое решение. Пониженный уровень шума достигнут лишь уменьшением размеров зубьев «повышенной» ступени, но из-за этого появилась «невнятная» пониженная передача 1,47 (вместо 1,94). Впрочем, вскоре серийные автомобили получат новую раздаточную коробку - с косозубыми шестернями и «правильной» пониженной передачей (1,94). Изменится и коробка передач - вместо «пятиступки» с приставным картером от машин семейства 3160 будут устанавливать изделие из Арзамаса с оригинальным механизмом переключения, где задняя передача располагается напротив первой. Извечная беда ульяновских машин щели в салоне, пропускающие пыль и сквозняки. Препятствием тому и другому послужат двойные уплотнения дверей и заднего борта - при условии качественной подгонки деталей они вполне работоспособны. ЗА РУЛЕМ 315195 Журналистам представили для знакомства два УАЗ-315195, отличающиес я - коробками передач. Сначала оказался за рулем машины с арзамасской коробкой. Идея расположить заднюю передачу напротив первой не так плоха: это изрядно поможет водителю, пытающемуся выбраться из «засады» враскачку. Но в сочетании с новыми передаточными числами мостов (4,11 против 4,63) и вялыми «низами» двигателя ЗМЗ-409 это породило новую проблему: УАЗ не желает, как прежде, уверенно трогаться со второй передачи. А найти после первой вторую непросто из-за неважной избирательности механизма переключения. Дальше взбираться «по ступенькам» тоже тяжело - передачи-то теперь располагаются непривычно. Сделали свое дело и чрезмерно «длинные» главные пары пятая передача пасует на малейшем, а четвертая - на мало-мальски крутом подъеме. Ехать на новом УАЗе с традиционной для прежних машин крейсерской скоростью 80 км/ч неудобно нужно 100-110, иначе придется слишком часто работать рычагом. Родилась крамольная мысль: с такими мостами вполне можно оставить старую четырехступенчатую коробку, толку от «пятиступки» мало. Зато шума в салоне стало намного меньше: хорошо «задушен» двигатель, не донимает постоянное бренчание шестерен «раздатки», да и коробка передач на удивление бесшумна. Управлять машиной на скорости выше 100 км/ч стало значительно проще: в переднем мосту увеличены продольный и поперечный углы наклона шкворней - это помогает лучше держать дорогу. Тем же целям служат уменьшенное плечо обкатки и радиальные 16-дюймовые шины К-153 размерностью 225/75R16. Да и гидроусилитель попался удачный: обратной связи, правда, почти нет, но и «провалов» в работе тоже. В общем, поддержание прямолинейного движения больше не напрягает, но в поворотах и на неровностях приходится подруливать. Впрочем, не будем забывать: для прежнего УАЗ-31514 даже езда по прямой на такой скорости - предельный режим. Пробуем маневрировать в стесненном пространстве. Увеличенные углы поворота колес (благодаря новым ШРУСам) в сочетании с короткой базой позволяют легко развернуться в один заход на стандартной двухполосной дороге с небольшой обочиной. Правда, крутить баранку «до упора» нельзя - колеса задевают за раму. Видимо, на опытном экземпляре еше не нашли оптимальной регулировки. Плавность хода на шоссе вполне ожидаемая от УАЗа с пружинной передней подвеской: с мелкими неровностями она справляется легко, а серьезные могут запросто отучить жевать на ходу - недолго язык прикусить. Впрочем, для больших колдобин важнее «запас прочности», а он немалый. Второй заезд - на машине с ульяновской коробкой передач. Этот агрегат шумнее, но, по крайней мере, не вводит водителя в заблуждение. Самое время поискать внедорожных приключений. Конечно, шины у нас «беззубые», но порезвиться в песчаных дюнах карьера вполне можно, найти бы только съезд. Может, зайдем через лесок с тыла? Узкая дорожка довольно быстро привела в подсохшее болотце постепенно увеличивающейся глубины. К счастью, водитель спохватился вовремя: удалось вернуться по своей колее. А уже на пути обратно мы все-таки застряли в почти безобидном месте. Не хватило всего пары сантиметров дорожного просвета широкие редукторы «спайсеров» сработали как бульдозерные ножи, а универсальные покрышки не смогли сдвинуть машину. Оплошность пришлось исправлять, орудуя домкратом и двумя бревнышками. Пустячок, но досадно: старый УАЗ на стандартной резине прошел бы тут без проблем - узкий картер разъемного моста просто оставил бы небольшую борозду. Да и новые шины, которые по наружному диаметру меньше ТЕХНИКАдиагональных Я-245, съели еще сантикой крышей и удлиненной базой. метр дорожного просвета. Интересно, Предполагаемая цена - около 5500 американских денежных единиц. прошла бы здесь «Нива»? Что хочется подправить в машине? Пожалуй, более всего - характеристиЧИСТОПИСАНИЕ До начала серийного производства ку двигателя, даже если для этого по«нового старого» УАЗа осталось полготребуется пожертвовать десятком «лода. В 2003-м эти машины дебютируют шадей». Мириться с маленьким пересразу в трех вариантах: с тентом, жест- даточным числом мостов можно, лишьУАЗ-315195 ОБЩИЕДАННЫЕ число мест - 7; снаряженная масса - 1760 кг; полная масса - 2510 кг; максимальная скорость - 1 30 км/ч; расход топлива при 90 и 120 км/ч - 12.5; 16,6 л/100 км; запас топлива - 78 л; топливо - АИ-92. КОНСТРУКЦИЯ: рамная, Р АЗМЕРЫ , мм: длина 4170; ширина - 1962; высота - 1446; база 2020; база - 2380; колея спереди/сзади 1445/1445; дорожный просвет - 210. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, рядный, четырехцилиндровый с четырьмя клапанами на цилиндр, распределенным впрыском топлива; рабочий объем - 2693 см 3 ; диаметр цилиндра и ход поршня - 95,5x94,0 мм;степеньсжатия - 9,0; мощность - 1 01 кВт/137 л. с. при 4400 об/мин; максимальный крутящий момент - 228 Нм при 4000 Об/МИН. ТРАНСМИССИЯ: ПОЛНЫЙ ПРИВОД с подключаемым передним мостом без межосевого дифференциала; коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,78; II - 2,6; III - 1,55; IV - 1 , 0 ; V 0,82; з. х. - 4,12; главная передача - 4,11; раздаточная коробка: I - 1,00; II - 1,94. ПОДВЕСКА: зависимая, спереди - на пружинных продольных рычагах с тягой «Панара» и стабилизатором поперечной устойчивости, сзади рессорная, Т ОРМОЗА : С усилителем, спереди - дисковые, вентилируемые, сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: механизмподняв крутящий момент двигателя на малых оборотах. Или вернуться к прежней главной паре? И еще: проходимость ульяновских машин должна остаться высокой - вряд ли покупатели простят недостатки по этой части. Впрочем, тюнинговые фирмы и так без работы не останутся - работал бы завод. |ЗР|«винт - шариковая гайка - сектор» с усилителем. РАЗМЕР ШИН: 225/75R16 К-153.