202
203
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ВЫСТАВЛЕН НА ПРОДАЖУ/ВТОРЫЕ РУКИРЫНОК ПОДЕРЖАННЫХ ГРУЗОВИКОВ НЕ ПОХОЖ НА ДРУГИЕтать автомобиль в личную собственность? Удобнее взять взаймы его у проФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВ изводителя или посредника за опредеяжел хлеб дальнобойщика. Дураленную плату. Через несколько лет груки, дороги, недоразвитый сервис... зовик окупается и приносит расчетную Мало одолеть маршрут, груз надо прибыль. Содержать «старичка» станодоставить в срок ив сохранности. Нывится накладно - изношенные узлы нешний заказчик шутить не любит. требуют повышенного внимания. ПеПодведет техника - и придется платить ревозчик берет новый автомобиль, а разорительные неустойки. Хорошо, есстарый выставляет на продажу. ли «в напарниках» надежный автомоКроме того, любой владелец страхует биль. К сожалению, наши «МАЗы - свою движимость. Восстанавливать КамАЗы» не очень-то дальнобойны. сильно разбитый тягач невыгодно, это Иное дело иномарки. Комфорт выше, уже другой бизнес. А страховка комчем в легковушке, и почти не ломаютпенсирует все убытки. В конце концов ся. Но уж больно дороги - без 60-70 тыотремонтированный грузовик тоже сяч долларов и не подходи. А еще фуоказывается на рынке. ра, расходы на обслуживание, ремонт и Попадаются в комиссионках и частстраховку... Скидки светят только соные машины мелких предпринимателидным компаниям, покупающим малей. Те, однажды выкупив грузовик, езшины партиями и постоянно. А дят на нем, пока тот совсем не развалитнебогатому частнику приходится рысся. А затем, кое-как подлатав, стремятся кать по вторичному рынку. сбыть подороже. Наконец, плоды криминального бизОТКУДА ДРОВИШКИ неса - краденая техника. Нарваться на На этот рынок грузовики попадают нее проще простого. По некоторым различными путями. Самый распрооценкам она составляет добрую треть. страненный - «отходы» лизинга. Суть Нетрудно догадаться, какие проблемы такова. Обездвиживать оборотный каожидают неопытного покупателя. Осопитал, покупая дорогой тягач, перевозбенно просто утащить свежую фуру чику невыгодно. Когда еще оправдаЦепляешь почти сгнивший «макет», ешь затраты! К тому же он предпочитаедешь за рубеж, присматриваешь приет заниматься своим непосредственцеп по душе... Остается только перевеным делом - возить грузы. Копаться с сить номера и шильдик на раме. VIN на ремонтом, обслуживанием, техосмотней обычно не дублируется. Еще один рами ему ни к чему. Так зачем приобреприем мошенников - «левая» таможня.ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР ШЕПТОВИЦКИЙ, АВТОСАЛОН "АЛЕКСАНДР»ТДокументы, вроде, в порядке, но оформляют машину на «льготника». При постановке на учет свежеиспеченному покупателю приходится доплачивать в бюджет внушительную разницу. Искать прежнего владельца для разборов бессмысленно. Им, вероятнее всего, окажется столетний дед, уступивший паспорт «хорошим людям» за небольшое вознаграждение. ЧТО БЕРУТ Покупатели, в большинстве, либо частники, промышляющие в одиночку, либо мелкие предприниматели, располагающие парком из трех-пяти тягачей. Более крупная «рыба» сюда почти не заглядывает: солидную партию грузовиков, даже неновых, выгодно заказать прямо на Западе. Угодить всем не так-то просто. Дальнобойщики - люди опытные и имеют свой взгляд на предмет, поэтому «живых» машин на площадках немного. Продавцы работают под заказ. Общепринятые требования к товару таковы. Средний возраст - пять-семь лет. Пробег (из условия 100-150 тыс. км в год) - 500-1000 тыс. км. То есть от половины до двух третей ресурса. Двигатели предпочитают помощнее - «лошадей» 350-400 и выше. Резон прост - тяговитый мотор редко трудится на пределе и, как правило, меньше изношен. Да и сам тягач, даже с «полной выкладкой», бежит веселее.!002)2 Ходовую и подвеску выбирать не приходится. Она у всех одинаковая шкворневая на рессорах спереди и тележка на пневмобаллонах сзади. Попадаются полностью рессорные варианты, но, как правило, эта техника самосвального автопоезда. В дальнобой такой тягач не годится - вся трансмиссия рассчитана на неспешную езду по разбитым строительным дорогам. Избегают машин, начиненных электроникой. Где чинить мультиплексорную цепь, если большинство наших электриков даже слова такого не знают? А в обычных проводах разберутся на любой автобазе. Не гоняются за специальными «наворотами» для водителя. Есть кондиционер - хорошо, нет возьмут и так. Сколы краски на кабине не считают - не легковушка. На тягаче не пижонить, а работать. Среди поставщиков лидирует Европа. Те, кто ездит по родной стране, любят и «американцев». За рубеж их не пускают - не укладываются в норму по длине. Не встретишь и праворуких «японцев». А вот «англичан» одно время было полно. Причем очень дешевых (за те же деньги - на три года моложе остальных) и с «правильным», левым управлением. Как оказалось, кое-кто сообразил, что надо брать неликвидную и потому недорогую (кому в обеспеченном Евросоюзе нужны бэушные «зеркальные» машины?) технику и продавать, перелицевав на скорую руку. Но кустарная переделка систем управления, тормозов, жгуты электропроводки на скрутках быстро аукнулись валом аварий и отказов. И спрос катастрофически упал.Тертые покупатели не берут машины из Финляндии. Поскольку их дальнобой в основном ездит... по России. С нашей-то солью и ухабами. Зато остальные «скандинавы» идут на ура. Нравится холодостойкость - всякие там подогреватели, влагоотделители и пусковые устройства. Ведь иу нас зимы суровые. А что до южных областей - так пар костей не ломит. Кроме того, от субтропиков до вечной мерзлоты всего три дня пути. Поэтому самые раскрученные марки - «Вольво» и «Скания». Модели, соответственно, FH-12 и 143. Еще один немаловажный фактор: машины эти любят и знают на многочисленных сервисных центрах «Совтрансавто». Если что - проблем с ремонтом и запчастями не будет. Подкупает и солидный запас прочности. Широкая русская натура узких рамок не признает - грузить, так до верху, пока не треснет. Поэтому 3-5 тонн сверх нормы - дело обыкновенное. Не все иномарки это издевательство выдерживают. В итоге у кого летят коробки, у кого - рамы. А «Вольво» почему-то держится. Может быть, родственные души? Фуры приобретают отдельно. Тип кузова зависит от предполагаемого груза. Самое сложное - выбрать рефрижератор: скоропортящийся товар в тепле не хранится, а стоит дорого. Убедиться в надежности холодильной установки на глаз нельзя. При покупке лучше потратиться на специальную диагностику. Кузова известных фирм сделаны на совесть и служат долго. В первую очередь изнашиваются мосты. Им - особое внимание.КУДА ПОДАТЬСЯ До 2001 года местом паломничества был Калининград. Но высокий спрос задрал цены настолько, что они сравнялись со средними по стране. Ехать через две границы стало невыгодно... Выпавшее знамя подхватили было страны Балтии. Но понизить планку они не смогли - там правят бал посредники, которым тоже хочется заработать. Можно отправиться в дальнее зарубежье. Правда, взять тягач из первых рук нелегко. Одно путешествие обойдется в полторы-две тысячи долларов. Выложив такой задаток, с пустыми руками назад не вернешься! И, не найдя то, что хочется, берут, что дают. Трудно торговаться, не зная языка, тяжело оформлять незнакомые документы... Захотели купить парочку? Не получится. В одни руки один грузовик в год, а больше - просили не занимать! Неплохой вариант - автосалоны. Кое-что всегда есть в наличии, но основная торговля - на заказ. «За бугром» они - постоянные покупатели. Значит, пользуются скидками. Ситуация позволяет играть ценами, делая их привлекательными для клиентов. Ну, а главное юридическое лицо, которое не ударит в грязь. Репутация дорого стоит! К сожалению, салон салону рознь. Некоторые - лишь «крыша» и витрина предприимчивых индивидуалов (см. выше про дедушку). ПОЛОМАЛИСЬ Старость - не радость. И несмотря на приличный еще ресурс, узлы и детали накопили усталость. Запчасти дороги не накупишь. Да и зачем мне, допустим, новый мост с запасом хода в миллион километров, если машине осталось жить пятьсот тысяч? А есть спрос - есть и предложение. Уже действуют цивилизованные свалки старой техники - так называемые разборки. Это огромные площадки, уставленные всевозможными грузовиками. Здесь машинами торгуют по частям. Заранее грузовик не разбирают - снятые узлы и агрегаты требуют дополнительного места для хранения. А так - пришел, увидел, отвинтил. Цены под стать качеству товара. Как видите, рынок подержанных грузовиков - явление своеобразное. С непривычки легко заблудиться. Но основным покупателям, профессионалам, это не грозит. Они-то дело знают. 1»|