164
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ПРАВОЗАЩИТАГУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫЗАГОРЕЛСЯ «ЗЕЛЕНЫЙ»Начнем опять с объяснений пострадавшего. «Я стоял перед стоп-линией и ждал зеленого сигнала светофора. Как только он загорелся, начал движение и неожиданно, когда уже выехал на перекресток, в меня справа врезался автомобиль. Его водитель позже утверждал, что выехал на мигающий зеленый. В ГИБДД меня обвинили в нарушении пункта 13.8 Правил: я не пропустил транспортное средство, заканчивающее проезд перекрестка». ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ ДВИЖЕНИЕ, ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УБЕДИТЬСЯ, ЧТО В ЗОНЕ ПЕРЕКРЕСТКА (ОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 1.2 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ) ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ОТСУТСТВУЮТ. Если их нет, то с юридической точки зрения можно смело начинать движение: уступать дорогу просто некому. Именно это обстоятельство и должен отметить в объяснении водитель, который начинал движение: перед тем как тронуться, он убедился в отсутствии автомобилей на перекрестке, то есть в зоне, определяемой Правилами. Даже если предположить, что запрещающий сигнал светофора загорелся, когда у второго участника ДТП уже не было возможности остановиться, вины в ДТП это с него не снимает. Пункт 6.14 Правил лишь разрешает водителям, не имеющим возможности остановиться перед стоп-линией (но отшодь не обязывает их), дальнейшее движение. В то же время их никто не освобождает от обязанности «действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда» (пункт 1.5 ПДД). Поэтому, если водитель оказался на перекрестке на запрещающий сигнал светофора, он должен ясно отдавать себе отчет: его действия выходят за рамки обычных и могут быть причиной возникновения опасности. Теперь немного теории. ЧТОБЫ РЕШИТЬ, КТО ВИНОВЕН В ДОРОЖНОТРАНСПОРТНОМ ПРОИСШЕСТВИИ, НЕОБХОДИМО УСТАНОВИТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ. ТО ЕСТЬ ОПРЕДЕЛИТЬ, ДЕЙСТВИЯ КАКОГО УЧАСТНИКА ДТП ПОСЛУЖИЛИ ПРИЧИНОЙ АВАРИИ. Кстати, в отличие от бывшего КоАП РСФСР, теперь ГИБДД выносит только решение о наличии состава административного правонарушения в действиях водителей, а кто из них виноват решает суд. Как правило, в подобных ситуа-..ПРАВОЗАЩИТА «ЗА РУЛЕМ» СЕРГЕИ ВОЛГИНС просьбой вмешаться в подобные конфликты к нам обращаются чуть ли не ежедневно. Может, покажется странным, но ДТП на регулируемых перекрестках - одни из самых сложных при определении виновника аварии. Установить, кто из водителей говорит правду, бывает весьма трудно. Чаще всего ГИБДД обвиняет того, кто только начал движение, что напрашивается само собой. Пункт 13.8 Правил однозначно требует от водителей, начинающих движение, уступать дорогу транспортным средствам, завершающим проезд перекрестка. При этом формально не имеет значения, каким образом этот автомобиль оказался на перекрестке: не успел проехать до включения запрещающего сигнала или выехал на красный или желтый. Вину того, кто начинал движение, доказать гораздо проще. Но все не так однозначно. Пункт 13.8 обязывает пропускать только транспортные средства, движущиеся через перекресток. Что это значит?циях оба водителя утверждают, что ехали на «зеленый». В крайнем случае - на «желтый», который, между прочим, является запрещающим сигналом светофора. Самый простой способ определить, кто из участников ДТП лжет, - это выяснить порядок работы светофоров на данном перекрестке. Для этого надо при рассмотрении дела заявить ходатайство. Порядок работы светофоров - это схематическое изображение перекрестка со светофорами и таблицей, где указано, какой сигнал, сколько времени ив какой момент горит на том или ином светофоре. Зачастую эта схема, исходя из времени порядка работы светофора, позволяет определить, кто из водителей на какой сигнал светофора начал или продолжал движение. В БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ СЛУЧАЯХ ПРИДЕТСЯ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ О НАЗНАЧЕНИИ АВТОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ. ЭКСПЕРТ ОПРЕДЕЛИТ СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В МОМЕНТ СТОЛКНОВЕНИЯ, И ТОГДА МОЖНО БУДЕТ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, КТО ИЗ УЧАСТНИКОВ ГОВОРИТ ПРАВДУ. И, КАК СЛЕДСТВИЕ, УСТАНОВИТЬ ВИНОВНОГО. И последнее. Суду будет проще принять решение, если в ходе рассмотрения дела опросят свидетелей (в подобных случаях эти показания могут иметь решающее значение). Найти свидетелей не так уж и сложно.