162
163
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /«ЧАЙНИКУ» НА ЗАМЕТКУБЕГОВАЯ ДОРОЖКАХ РШЙ подшипник - тихий подшипник ОО ИТЕКСТ / СЕРГЕЙ МОРГУНОВВЧто происходит, если подшипник перегружен? Контактные напряжения очень высоки, к тому же повторяются миллионы раз - и материал, не выдерживая, начинает выкрашиваться. Здесь надо иметь в виду не только статическую нагрузку на неЧТОБЫ ВАЛ КРУТИЛСЯ В технике подшипники го, но и динамическую - от (или специальные узлы, в ковибраций на неровной дороторых они стоят) часто назыге. Из-за них и без того немавают опорами. На что еще лые напряжения в какие-то опираться валу? Этот констмгновения становятся запреруктивный элемент позволядельными. ет валу вращаться с минимуРазрушение дорожек камом механических потерь, чения на кольцах начинается не допуская его несанкциос микротрещин. Потом, разнированных перемещений виваясь и пересекаясь, они за пределами зазоров. образуют хорошо заметные Подшипникам качения «язвочки» (на фото), а если свойственны специфические продолжать эксплуатацию, дефекты. Кое-кто полагает, то отдельные участки дорочто «не так страшен черт, жек практически полностью как его малюют» - дескать, выкрашиваются. Шарику не раз удавалось ис гудятут хуже, чем колесу машищим подшипником проехать ны на разбитой булыжной не одну сотню километров и мостовой. И он заявит об ничего! Да, бывает, кому-то этом характерным шумом. везет: хрустят себе побитые, Но «музыка» бывает разная. в язвах, шарики, а машина Положим, в подшипнике таки едет! Но не дай бог засемь шариков, а вал делает стрять вдали от жилья, когда 30 оборотов в секунду. Шагудевший колесный подрики «обкатываются» между шипник смолк - его заклинеподвижным наружным и нило, а заменить нечем. вращающимся внутренним Подшипник почти никокольцами, пробегая свой гда не «кончается» вдруг, по- «круг» 15 раз в секунду. Если своему не предупредив автона дорожке окажется одна владельца. Расскажем о наищербинка (например, трещина), то, попадая в нее, шаболее типичных шумах. рики отчетливо загудят с частотой 7x15=105 герц (уже слышная частота). Но на дорожке бывает не одна, а множество мелких, хаотичных «выбоин». Да и сами шарики порой тронуты этим процессом. При работе такого подшипника однотонного гудеРис. 1. Расширив ния не услышишь: шум наколею, можно пепоминает какофонию ненарегрузить внешний строенного радио. Подшипподшипник.сякий шум шарикового или роликового подшипника должен насторожить - исправные работают почти бесшумно. В противном случае жди беды: подшипник, скорее всего, уже разрушен!ШЕЛЕСТ, С КРЕЖЕТ , РОКОТ, ГУЛ?ник нужно немедленно менять! Никто не может гарантировать его надежность: жить ему недолго. Если гудит подшипник колеса, то автомобиль каждую минуту может стать неуправляемым. В лучшем случае встанет с заклинившим колесом. Разрушение подшипников в других узлах, агрегатах выводит их из строя: коробка передач, редуктор, генератор, помпа и т. д. могут отказать. Иной водитель скажет: «Я же не перегружаю машину вдвое. Отчего же рассыпались подшипники колеса?» Причины разные. Например, чрезмерная затяжка гайки, регулирующей натяг двухрядных шариковых или конических роликовых подшипников. Нынче модно расширять колею установкой разлапистых шин и дисков, особенно на «самарах» и «нивах» (рис. 1). Выдвинув шину на 20-30 мм, можно почти всю нагрузку возложить на внешний подшипник, он-то и ограничит срок жизни узла. Особенно капризен роликовый конический подшипник, совершенно не терпящий перекосов. Последнее, в сочетании с большой нагрузкой, убивает его еще быстрее. Но и двухрядный шариковый подобного отношения не прощает. В конечном счете подшипник приходится преждевременно менять. ОНИ БЕГАЮТ ПО КРУГУ Другая причина гибели подшипника - разрушение сепаратора, довольно нежной детали, разделяющей шарики или ролики. И шумы здесь - со своими особенностями. Функция сепаратора проста, а вот условия работы слож-Кольцо подшипника с «питтингом».ные. Он должен надежно держать любые нагрузки от шариков и как можно меньше изнашиваться. Ограничивая свободу шариков, сепаратор вынужден сдерживать их колебания - и под действием миллионов ударов устает, трескается, а затем и ломается. На рис. 2 видно, что происходит, если сепаратор уже частично сломан. Лишь несколько шариков «организованы» - катятся группой. Изза этого подшипник издает неровный глухой шум, вызванный изменением характера нагрузки на полуось (сравните рис. 2а и 26) - ее колебаниями: один толчок на два оборота полуоси. Это негромкое «уханье» трудно с чем-нибудь спутать. В коробке передач подобный дефект на слух проявляется иначе: обороты высоки, посему звук рокочущий. Но значение сигнала то же: подшипник пора менять! МЕТНУТЬСЯ НАЛЕВО А как определить, что ив каком месте шумит? ДалекоРис. 2. Если сломана часть сепаратора, полуось под нагрузкой Р колеблется, смещаясь вверх (а) и вниз (б). На правахрекламыне всегда это просто. Внутренняя акустика автомобиля хитра и часто нас обманывает. Порой кажется, что «гудит» подшипник левого колеса, а на деле поврежден правый. Как их идентифицировать? Прием прост. Чем больше нагрузка на подшипник, тем сильнее гремят шарики (ролики), когда катятся по неровностям дорожек колец, поэтому давайте и создадим эти условия. Резко повернем влево, нагрузив правое колесо, - гул усилился? Подшипник справа придется менять. Сложнее разбираться с подшипниками в трансмиссии - их голос тонет в шуме зубчатых передач. Но «перезацепление» зубьев слышно лишь под нагрузкой, а при выбеге автомобиля на нейтрали гул в редукторе создают неисправные подшипники. Можно и по-другому: вывесив ведущие колеса, пускаем мотор и включаем высшую передачу. Попеременно разгоняя колеса и давая им вращаться по инерции, прослушиваем шумы главной передачи. Так же можно поступать при оценке коробки передач. Но как, например, «вычислить» неисправный выжимной подшипник, как отличить его шум от шумов коробки? Пустим мотор и прислушаемся. Затем выжмем сцепление, чтобы валы коробки остановились. Шум пропал? Значит, его источник - в коробке передач, а выжимной исправен. Если же при выжиме педали шум не исчез или, чего доброго, стал сильнее - конец выжимному. Другие источники ненормального шума под капотом - подшипники водяного насоса и генератора. Особого «уважения» заслуживают подшипники помпы на переднеприводных ВАЗах: если заклинят, то и зубчатому ремню конец! А это чревато соударением клапанов с поршнями (исключение полуторалитровый восьмиклапанный мотор). Шум подшипников помпы и генератора довольно точно определяют, просто «прослушивая» их работу. Специальные приборы, встречающиеся в продаже, в том числе медицинский стетоскоп, не повредят, но можно обойтись и более дешевыми средствами. Деревянная палочка или металлический стержень, одним концом прижатый к уху, а другим - к корпусу агрегата, - прекрасный проводник звука. Переставляя такой щуп, находим, что шумит именно подшипник, а не чтото другое. При некоторых чисто «электрических» дефектах, например, межвитковом замыкании или замыкании на корпус обмотки статора, генератор может сильно выть. Но подшипники ни при чем. Как в этом убедиться? Отключим питание обмотки возбуждения. Если шум пропал, неисправна электрика. Остался - дело в подшипниках. Самое лучшее - устранять дефекты на ранней стадии. Несмазанный подшипник помпы часто сообщает об этом пронзительным скрипом. Если отвернуть стопорный винт и добавить в отверстие смазки, скрип прекратится и, возможно, возвращаться к этому уже не придется. А поленитесь - подшипник начнет разрушаться, зарокочет. И тут без замены не обойтись. Конечно, долговечность подшипника определяется, помимо прочего, добросовестностью изготовителя. К сожалению, у нас это главная проблема. Поэтому, покупая подшипники, не пользуйтесь «услугами» случайных лиц. 1»1пилотБУДУЩЕЕ СТАНОВИТСЯ НАСТОЯЩИМ ТО, ЧТО ДО СИХ ПОР КАЗАЛОСЬ НЕВОЗМОЖНЫМ, МЫ РЕАЛИЗОВАЛИ В БАТАРЕЕ ПИЛОТ.НИК•Технологии, использовавшиеся до сих пор при изготовлении батарей для Военно-воздушных сил, увеличили пусковые характерце тик и, и сейчас аккумулятор емкостью 55 А • ч развивает стартерный ток 440 A ( E N ) при температуре 18°С.• Вы можете легко заводить свой автомобиль морозным январским утром, изматывать его в многочасовых пробках, наслаждаться безупречным звучанием мощной аудиосистемы. Современная высокотехнологичная батарея обеспечит стабильную работу бортовой сети при любых условиях. • ПИЛОТ серийно комплектуется сепараторами конвертерного типа и имеет гарантийный срок 30 месяцев с начала эксплуатации.Внимание!!! Количество батарей на заводе ограничена пожалуйста, обращайтесь к нашим дилерам. Москва: Санкт-Петербург Саратов: Самара' Ростов-на-Дону Тольятти: (095)363-0101 (812)101-1820 (8452)25-2473 (8462)16-2409 (8632)47-1234 (8482)42-0169 К Новгород Ульяновск: Казахстан: Украина: Беларусь: (8312)49-1834 (8422)45-2875 (3272)50-5005 +38(044)458-5858 +375(165)32-0464