118
119
МЫ И АВТОМОБИЛЬ /ИГРА ПО-КРУПНОМУТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВОБИОГРАФИЯ РЕКОРДСМЕНА Судьба прославившегося автомобиля была непростой. Поначалу все шло хороша «Самара» получила двигатель объемом 1500 см 3 , серийное производство которого только-только началось. Мотор для рекордного заезда отличался от тех, что собирали на конвейере. Он был более «спортивен» в сравнении со своими серийными собратьями и, конечно, подготовлен очень тщательна Использование другого распредвала немного изменило фазы газораспределения, а карбюратор оснастили жиклерами с увеличенным сечением. Электронику попытались сделать максимально надежной - под капотом появился «бошевский» коммутатор, который, в отличие от отечественных, работал стабильно. В то время коммутатор «зубил», как окрестили в народе переднеприводных первенцев ВАЗа, доставлял массу неприятностей - он выходил из строя когда угодно и где угодно. Поэтому для пущей надежности даже «бошевских» коммутаторов установили два. Заодно продублировали и катушки зажигания. Конечно, залили импортное моторное масло в то время мечта всех автолюбителей и автоспортсменов. К двигателю пристыковали пятиступенчатую коробку передач и тоже заправили специальным маслом (в заводской инструкции рекомендовалось обычное моторное). Машину оснастили легкосплавными дисками, «обули» в импортные покрышки «Мишленспорт». Увы, в конце 80-х даже экспериментальная резина НИИ шинной промышленности не выдерживала длительной езды на повышенных скоростях - протектор просто-напросто отслаивался после четырех-пятичасовой гонки по разогретому асфальту. На пожалуй, самой большой гордостью готовившегося к пробегу «зарулевского» автомобиля стали «выездные» номера серии ООТ. Формально автомобилям, зарегистрированным в Куйбышевской области, полагались «КША», «КШИ» или другие, начинающиеся с букв КШ. Но «Ш» в латинском алфавите не было, а автомобили с кириллицей за границу не пускали, так что серия ООТ говорила об особом предназначении «Самары». После покорения Европы фортуна, похоже, от «девятки» отвернулась. Буквально через полгода на одном из московских перекрестков она получила предательский удар в бок, от которого не смогла оправиться. Самый быстрый автомобиль Старого Света отправили на ВАЗ, где его должны были разобрать на запчасти. И тут очередной зигзаг удачи. Прославленная «девятка» не могла просто кануть в небытие - ее восстановили тольяттинские спортсмены, и она еще долго колесила по нашим дорогам в роли технички будущего бронзового призера чемпионата Европы по кроссу.чень удачно, но, ей-богу, совершенно без нашей помощи очередной раунд игры «Автомо-Александр Михайлович Соколов приехал на выставку из Лужского района Ленобласти на своем «уазике», украшенном сразу двумя стикерами ЗР - на ветровом стекле наклейка образца 1997 года. Автомобиль поднят «из руин» собственными руками - не скажешь, что ему 20 лет! Надеемся, подарок от ЗР - комплект профессионального инструмента - поможет ему ив дальнейшем выглядеть молодцом.биль - россыпью» пришелся на Санкт-Петербург. Дело в том, что в это же время (в конце октября) там начался крупный автосалон (см. с. 14-18), по многим параметрам затмивший даже московское моторшоу. По многим, да не по всем - например, Гран-при «За рулем» в Питере нет. Или пока нет... Как бы то ни было, лототрон, выдавший нам шарик с номером 78, намекнул, что и во время этой выставки журнал долженправлялись на поиски неизведанных земель парусники Бартоломеу Диаша, Веско да Гамы, Педру Кабрала. Здесь-то и началось самое интересное. Вокруг не было никого, кто бы официально подтвердил, что в семь утра автомобиль журнала «За рулем» был на этом самом месте. Часовой береговой охраны отказался, ссылаясь на отсутствие приказа. Его старший по наряду тоже подтвердил, что не получал никаких распоряжений. Подъехавшие на микроавтобусе полицейские также не захотели фиксировать время приезда журналистов из Москвы. «Это не входит в наши прямые обязанности!» - стояли на своем стражи порядка. Спасло только красноречие Сергея. Каким-то чудом ему удалось убедить полицейских составить протокол о появлении«Лады-Самара» с номерами 09-13 ООТ близ башни Белем 16 сентября 1988годав 07.30. Он-то и явился официальным документом, подтверждающим, что самая быстрая автомобильная журналистская команда в Европе - «За рулем». 1»1P. S. После пробега «зарулевцев» португальские власти обратились к Москве с просьбой помочь построить в Португалии завод по сборке «самар». Но просьба в начальственных кабинетах поддержки не нашла. Некапиталистическое было время. Португальские журналисты дважды ив разных составах пытались оспорить первенство российских коллег. Но оба раза их время превышало 51 час 30 минут, показанные Фину и Вашку еще в 1986-м. Так что результат «За рулем» остается лучшим в Европе вот уже 14 лет. Инженер-механик автомобильного транспорта Александр Иванович Рогалев вел свой «Фольксваген» в сторону автосалона и попутно искал встречи с экспедицией ЗР (прочел анонс в предыдущем номере журнала). Мы одновременно оказались у Нарвских ворот... Наш постоянный подписчик облегчил «сундучок» на магнитолу, автохимию и «Энциклопедию классических автомобилей». Удачи, коллега! /»Денис Шиянов с супругой прибыл посмотреть на новую «Шевроле-Ниву»: возможно, она когда-нибудь сменит его ВАЗ-21213. Денис затруднился ответить, сколько лет знаком с ЗР - «всю жизнь!» - и посоветовал больше писать о подержанных иномарках и коммерческой технике.устроить что-нибудь эдакое. И устроили: добавив к 78-му региону еще и 47-й (получилось - Санкт-Петербург и Ленинградская область),отправились туда искать машины со стикерами «За рулем», чтобы раздать хозяевам наш «автомобиль россыпью», уложенный в виде шин, инст-румента, магнитол в редакционный «сундучок» - «Ситроен-Берлинго» таганрогской сборки. Что из этого вышло - показано на фото. * * * К сожалению, за недостатком места не можем подробно представить всех призеров. Остальные элементы «автомобиля россыпью» обрели своих хозяев: мы познакомились с Александром Горяевым и Константином Еременко, Андреем Сулабе и супругами Твердохлебовыми из Выборга. Еще несколько машин с наклейками мы нашли на парковке у автосалона, где они дожидались хозяев; увы, у нас не было времени составить им компанию. ...За два месяца до Нового года мы побывали в северной столице с миссией Деда Мороза. Снимать его тулуп мы пока не собираемся - в 2003-м ждите нас в гости с подарками: «Игра покрупному» будет продолжена! l»lГород моряков встретил нас относительным затишьем после питерской уличной толкотни. Спокойствие нарушил молодой человек, который на бегу семафорил нам руками: Алексей Дубинин только что поставил в гараж свой И Ж-2126 со стикером ЗР на заднем стекле. Он не очень поверил своей удаче, когда около «Орбиты» одно за другим появились пять новеньких колес. Днем раньше, возвращаясь из Новгорода, он потерпел небольшую аварию: одна из шин взорвалась! Так что зимняя «резина» от ЗР пришлась очень кстати.Большой проспект вывел нас к Тучкову мосту... кто это там сзади катится с ближним светом? «Девятка» мелькнула желтой наклейкой... наш «клиент»! Через несколько минут Виктор Жуков перегружал к себе комплект зимних шин, а повеселевший «Ситроен» повез экипаж на дальнейшие поиски - сделав крюк по городу, мы отправились в Кронштадт.