76
77
ТЕХНИКАСЕМЬ РАЗ ИЗМЕРЬТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН РИСУНОК / КОНСТАНТИН ГАРМАТЮК/КОНСТРУКТОР«НОВИК» ЗАВЕРШАЕТ ПРОГРАММУ ИСПЫТАНИЙаш автомобиль вчерне готов (ЗР, 2002, № 2-11). Несколько опытных образцов уже накатывают километры по дорогам полигона. Но это вовсе не означает, что завтра откроются двери автосалонов и первые машины поступят к дилерам. От серийного производства «Новика» отделяют длительные доводочные испытания. Пока мы ограничились лишь некоторыми модификациями, которые, по мнению маркетологов, должны стать лидерами продаж. Два универсала: один - в простейшей комплектации, с самым слабеньким мотором (47 кВт/64 л. с.) и приводом на передние колеса; другой - в более дорогом исполнении с трансмиссией 4x4 и шестнадцатиклапанным двигателем (60 кВт/82 л. с). Испытатели гоняют и «рабочую лошадку» - «Новик» с кузовом фургон и импортным трехцилиндровым дизелем, конструкцию и технологию которого мы приобрели у концерна «Фольксваген». Разумеется, впоследствии все эти версии смогут «махнуться» моторами, трансмиссиями и т. д. Запросы потенциальных покупателей совпали с нашими интересами. На трех названных модификациях обкатаем основные узлы, агрегаты, системы. Остальные «навороты», вроде ко-НГрупповой портрет. Модификации «Новика» с кузовами пикап, универсал, фургон. робки передач с электронным управлением, пока оставим до лучших времен - пусть покупатели распробуют первые лакомые кусочки. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ Многие представляют испытателей людьми с грубыми лицами под козырьками мотоциклетных шлемов, с наброшенной на плечо непременной кожанкой... (А за голенищем сапога программа испытаний: ты когда планшет заведешь?!) Ни в коей мере не разрушая этот образ, отметим, что испытания - понятие куда более широкое, чем достижение максимальных показателей на опытном автомобиле. На этом этапе чертеж воплощается в металл и пластик, агрегат начинает жить, постепенно «взрослея». С помощью инженеров он учится, достигает заданных показателей. Обычно начинают со стендовых испытаний отдельных систем, узлов и агрегатов. Мотористы выжимают из двигателей заявленные мощность, крутящий момент и ресурс; бюро трансмиссий колдует над шестернями и шарнирами; электронщики оптимизируют управляющие программы. Даже замки и прочая дверная арматура подвергаются проверкам. Первые кузова, собранные в опытном производстве, обходятся дорого, процесс их изготовления долог и труден, поэтому многие агрегаты успевают подготовить раньше. Только после стендовых испытаний устройства попадают на автомобиль. Иногда на работу привлекают «мулов» - предыдущие модели со свежей «начинкой». Только потом в новом кузове уживаются двигатель, трансмиссия, подвеска. Первые образцы машин, собранные по обходным технологиям, всегда отличают большие зазоры между кузовными деталями, лакокрасочное покрытие с «шагренью», чужие фары и т. д. Доводка агрегатов и узлов - долгий, кропотливый процесс (как редактура - например, эта фраза приобрела окончательный вид, будучи трижды переписана...). Несколько облегчает его компьютерное моделирование, но полностью заменить работу человека с «железом» электроника не в силах. Со временем очередные опытные образцы становятся все больше похожи на серийные автомобили: двигатель начинает «попадать» в передачи, оттачиваются управляемость и устойчивость, кузова приобретают опрятный вид. Как правило, требуется не меньше двух серий опытных образцов до того, как представлять новую модель на суд независимых специалистов или Госкомиссии. Приемочные испытания, по результатам которых машина получает «Одобрение типа транспортного средства» (так неуклюже называется самый важный документ), включают в себя несколько видов тестов (ЗР, 2001, № 12). Давайте посмотрим, как «Новик» пройдет один из них. УДАРИМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ От стального куба, ярко освещенного софитами, идет дорожка, в конце которой безропотно застыл наш «подопытный кролик». Звучит команда, и «Новик» на скорости 56 км/ч с 40-процентным перекрытием входит в деформируемое препятствие. Слово манекенам, которые мужественно перенесли удар и теперь готовы «рассказать», что они чувствовали. Ускорение отважные куклы испытали, как говорится, вполне «совместимое с жизнью» - на совесть отработали ремни с преднатяжителями и фронтальные подушки безопасности. Деформация кузова незначительная, все двери открываются без лишних усилий, элементы интерьера не поранили обитателей салона. Отличный результат: интересно, сколько звездочек получит «Новик» на европейских тестах EuroNCAP? Но это только полдела - по новым требованиям новый российский автомобиль должен выдержать боковой удар. Жертва на исходной, а в бок со стороны водителя со скоростью 35 км/ч несется 950-килограммовая те-Испытания на пассивную безопасность. «Новик» подготовлен к удару.лежка. Удар... Боковая подушка безопасности и брус в двери защитили водителя от серьезных неприятностей. В вольную программу многих европейских производителей включены и другие испытания на пассивную безопасность: «столбовой тест», переворот, наезд на пешехода и прочие. Мы просчитали эти коллизии на компьютере. Современные виртуальные тесты максимально приближены к действительности - это подтвердили реальные фронтальный и боковой удары. ПУТЕВКА В ЖИЗНЬ Москва, 4 июля* 200? года. Сегодня автомобилестроительная корпорация «Новик» представила свой первый продукт - одноименный автомобиль. По заявлению создателей, эта машина класса В спроектирована специально для России. Базовая версия с 64-сильным мотором и минимальным оснащением поступит в автосалоны по цене, не превышающей 6 тысяч долларов США. «Изначально мы планировали меньшую стоимость, но современные требования экологии, комфорта, безопасности, которые мы выполняли и будем выполнять неукоснительно, заставили несколько поднять планку. Тем не менее, мы уверены, что «Новик» составит достойную конкуренцию машинам не только своего, но и несколько большего класса», - подчеркнула пресс-служба корпорации. Чем черт не шутит, может, через несколько лет нам предстоит опубликовать подобное сообщение на первой странице «За рулем»? 1»|™т"В этот день, 4 июля 1911 года был спущен на водупе7 гендарныи эскадренный миноносец «Новик». —