116
117
МЫ И АВТОМОБИЛЬПОКОРЕНИЕ ЕВРОПЫИЛИ САМЫЙ БЫСТРЫЙ АВТОМОБИЛЬ СТАРОГО СВЕТАНе всякий журнал, даже самый крупный и даже самый именитый, может похвастать тем. что его автомобиль стал экспонатам всемирной автомобильной выставки. Но только не журнал «За рулем» Именно его пятидверная «Самара» с журналистским экипажем на борту стала наряду с мировыми премьерами одним из самых привлекательных экспонатов Парижского автосалона 1988 года./ИЗ ИСТОРИИ ЗР•уШ.ны с полуторалитровым двигателем пока не поставляются, потенциальные клиенты не должны знать, что такие существуют в природе. Но то пресыщенные французы. В Португалии те несколько дней, что мы провели на родине Васко да Гамы, нас считали настоящими героями, автомобиль узнавали на улице, цокали языком, приветливо улыбались. Нас показывали по телевидению, писали о машине и экипаже в газетах. РОЖДЕНИЕ РЕКОРДА Идея промчаться с максимально возможной скоростью по автодорогам Европы из Москвы в Лиссабон появилась не случайно. Двумя годами раньше в противоположном направлении - из Лиссабона в Москву - совершили скоростной пробег португальцы Карлуш Фину и Нино Башку, приурочив его к открытию корпункта португальского телевидения в столице СССР. Их «Остин-Монтего» с мотором 2,0 л проехал маршрут за 51 час 30 минут. Таких мощных и скоростных машин в СССР не было. «Волги» и «москвичи» с морально устаревшей уже в то время конструкцией в расчет не принимались, «запорожцы» отпадали сами собой. Оставался только ВАЗ с его полуторалитровой «девяткой». У «Остина» «максималка» переваливала за 200 км/ч, нам же приЗкипаж в составе Владимира Соловьева (слева), Олега Богданова (в центре) и Виктора Панярского перед стартом на площади 50-летия Октября ныне Манежной.Т КТ / ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ ЕС ФТ / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, ОО«Автоэкспорта». Посетителей Парижского автосалона это совсем не волновало. Их привлекала только надпись «СаВИКТОР ПАНЯРСКИЙ мый быстрый автомобиль в Европе» и ЗА ЧТО ТАКАЯ ЧЕСТЬ его умеренная цена. Интересовало и то, Сам по себе автомобиль никакой нокогда, наконец, во Франции начнутся винкой не был. Немало трех- и пятипродажи наших машин с полуторалитдверных «самар» уже не первый год беровыми моторами, позволяющими езгало по дорогам Европы. Восхищение дить резво и быстро, чтобы за считанвызывало другое: выставленная в Париные часы махнуть из Парижа куда-ниже «Самара» волею судьбы, а точнее, будь на Лазурный берег или в Альпы. стараниями журналистов «За рулем», Перед тем как «зарулевскую» «Самаоказалась самым быстрым автомобиру» загнали на выставочный подиум, лем в Европе, преодолев путь между г-н Жан Пок, директор фирмы «Лададвумя (западной и восточной) столицаПок», импортировавшей машины из ми Старого Света за 45 часов. РасстояРоссии во Францию, распорядился ние от Москвы до Лиссабона по автодоснять шильдик «1500» на задней дверце рогам составляет 4811 километров, и и заменить его на «1300». Мотивация выдержать среднюю скорость 107 км/ч была проста и даже наивна: раз машина дорогах общего пользования с учетом границ и таможен семи стран, заправок, остановок для смены водителя вызывало восхищение у европейцев. Они приняли нас как своих героев, доказавших, что, несмотря на огромное скопление машин, заторы и прочие автомобильные «прелести», по старушке Европе еще можно ездить, и довольно быстро. Ах, если бы они знали, что это вообще первый выезд советских журналистов в столь далекое зарубежное автопутешествие. Все нам было неведомо, незнакомо - ориентироваться приходилось по картам, кое-где в крупных городах маршрут подсказывали работники ходилось довольствоваться более скромной. После ряда усовершенствований скорость нашей «девятки» довели до реальных 180 км/ч, замеренных бортовым компьютером. На штатный спидометр в этот момент жалко было смотреть. Красная стрелка, описав окружность, подпирала нулевую отметку с нижней стороны. Этого было недостаточно. Мы понимали, что можем выиграть только за счет грамотной организации пробега. Маршрут просчитывался десятки раз. Необходимо было избежать часа пик в крупныхгородах,не попасть к сезону отпусков и массовому возвращению к началу учебного года. В то же время нужен был по возможности сухой асфальт и светлое время суток. Кроме того, постарались свести к минимуму число остановок. Это достигалось за счет дополнительного топливного бака (меньше заправок) и введения единого биологического ритма для членов экипажа, когда естественные надобности минимизированы и потребность в них возникает редко и одновременно у всех троих. Первая задача решалась с помощью АвтоВАЗа. Решение второй было доверено Институту медико-биологических проблем АН СССР, занимающемуся подготовкой космонавтов. Космическое питание, на всякий случай на двое с половиной суток, в боевой машине разменить хотя бы, как уворачивались от пьяных возниц на гужевых повозках на ночном польском шоссе. Или как вместо Бельгии по ошибке представителя «Автоэкспорта» попали в Нидерланды. Или как во Франции были остановлены полицией, заметьте, не за превышение скорости, а за остановку на автостраде, что, как выяснилось, категорически запрещено и допускается лишь в аварийной ситуации. Но самый анекдотичный случай произошел на финише в Лиссабоне. Началось с того, что нам не дали въехать в португальскую столицу. Оказалось, что въезд платный, и к оплате принимают только национальную валюту эскудо. А были одни доллары, франки, марки. Теперь с введением евро проблем не было бы, нотогда,в 1988-м, пришлось дожидаться представителя совпосольства. Нас к шести утра никто не ждал. Бедного пресс-атташе Сергея Храмцова вытащили из кровати. Он и решил наши мелкие проблемы, проводил к месту официального финиша (для португальцев это было местом старта) - башне БеКУРЬЕЗЫ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ Как водится, в большом путешествии лем. Отсюда, из морской гавани, в эпоху не обошлось и без приключений. Вспом- великих географических открытий от-стилось в картонном ящике за водительским креслом. Тюбики с кофе, творогом, скором, брикетики галет, коробочки консервов. Все расфасовано по полиэтиленовым пакетам по три порции в каждом. На пакетах надписи: «1-е сутки, обед», «2-е сутки, первый завтрак», «2-е сутки, второй завтрак» и так далее с перечислением продуктов и суммы калорий, которую каждый получит, если расправится с содержимым. Рацион, спасибо сотруднику института Марку Белаковскому, составлен таким образом, чтобы по мере накопления усталости и увеличения нагрузки на организм повышалась и калорийность пищи. Отдельно были скомплектованы пакетики «ночного бдения», ведь ехали мы безостановочно днем и ночью. В ночной рацион входили разнообразные орешки, шоколад, отвлекающие ото сна и помогающие сосредоточиться на самом главном - дороге. В результате экипаж представлял собой фактически единый организм, живущий в одном бешеном ритмегонки.Три часа - за рулем, три часа - отдых на заднем сиденье, три часа - на штурманском месте и снова три часа - за рулем. И так безостановочно до самого Лиссабона.К катастроф у берегов Португалии экипаж «За рулем», конечно, никакого отношения не имел. Японский автовоз «Рейжин» потерпел крушение в свой первый рейс еще в мае 1988 года. Под водой оказались 5000 новеньких автомобилей из Страны восходящего солнца.