I ЭКОНОМИКА |ЧТО ТАКОЕ «ЕВРОКАР»?КАК «ШКОДА» СТАЛА УКРАИНСКОЙТЕКСТ / Л ЕОНИДСАПОЖНИКОВ/У СОСЕДЕЙо недавнего времени продажа новых иномарок на Украине шла ни шатко ни валко - на рынке доминировал «секондхэнд» из Германии и Литвы, зачастую ввезенный незаконным или полузаконным путем. Когда власти перекрыли эти каналы, покупатели были вынуждены обратить взоры на новые автомобили - украинско-корейского, украинско-российского или иностранного происхождения. Лучше всего пошли продажи чешской «Шкоды». Свою роль, конечно, сыграло родство с престижной маркой «Фольксваген», а также широкая дилерская сеть (около 100 центров по всей Украине), созданная четырьмя независимыми импортерами. А поскольку конкуренция между этими четырьмя вынудила их снижать цены, «Шкода» вышла в лидеры продаж среди марок из дальнего зарубежья.ДВ 2000 году самый активный импортер (ЗАО «Автотрейдинг») заявил о возможном начале производства чешских автомобилей на Украине. Благое намерение сначала никто не воспринял всерьез - и прежде всего компания «Шкода-Авто», которая тогда вела о том же переговоры с «Ижмашем». Когда они зашли в тупик, чешские менеджеры заинтересовались украинским вариантом. - В России мы пытались продвигать совместный проект, - говорит председатель правления «Шкода-Авто» Вратислав Кулганек, но «Ижмаш» предложил внести свою долю старыми корпусами, которые пришлось бы полностью реконструировать. Начались некие имущественные претензии, которые мы не смогли принять. Здесь же, на Украине, предложили построить новый завод без нашего финансового участия, но при полной поддержке местной администрации. Первую очередь завода «Еврокар» построили менее чем за полгода неподалеку от Ужгорода. Место выбрали на редкость удачно: в Закарпатской свободной экономической зоне, возле границы бывшей Чехословакии. Мало того, рядом проходит линия железной дороги с узкой «европейской» колеей. Строительство и технологическое оборудование, купленное у «Шкоды», обошлись «Автотрейдингу» в 15 млн. долл. Мощность первой очереди 15 тыс. автомобилей в год, собираемых из машинокомплектов. Но это - в перспективе. А в 2003 году «Еврокар» планирует выпустить около 7 тыс. «октавий» и «фабий». Но уже в стартовом 2002-м завод догнал по объему выпуска «КрымавтоГАЗ», резко сбавивший обороты после смены руководства в Нижнем... По прогнозам аналитиков, не позднее 2004 года ужгородский завод станет третьим украинским автопроизводителем после СП «АвтоЗАЗ-Дэу» и Луцкого автозавода (где ныне собирают ВАЗы и УАЗы). О второй очереди руководство «Еврокара» говорит пока очень сдержанно, но это лишь укрепляет доверие к его планам. А они такие: в 2004-м запустить конвейер для «шкод» и коммерческих автомобилей «Фольксваген» (в том числе модели «Транспортер») - до 45 тыс. автомобилей в год. Возможен переход к мелкоузловой сборке, с собственной сваркой и окраской - «все зависит от рынка». «Еврокар» продает собранные в Закарпатье автомобили на 5% дешевле импортных. Этого оказалось достаточно, чтобы взять верх над остальными импортерами «Шкоды». Им предложили стать дилерами «Еврокара», чем они, конечно, недовольны. Но компанию «ШкодаАвто» это вполне устраивает: так ей проше сертифицировать автомобили и контролировать торгово-сервис-ную сеть. Отныне «Еврокар» - единственный украинский импортер «Шкоды». Ввозить он намерен только представительский «Суперб» и полноприводную «Октавию», остальные модели и модификации будут делать в Закарпатье. Одна из насущных забот «Еврокара» - поиск отечественных производителей компонентов. Успев рассмотреть примерно 200 предложений, он принял девять. Характерно, что у российского «Форда» результат того же порядка: 5 из 200 (ЗР, 2002, № 9). Но не будем о грустном... А вот хорошая новость: примеру «Еврокара» решили последовать другие компании! Официальный импортер «Ауди» изъявил желание собирать машины этой марки по той же схеме, без зарубежных инвестиций. Компания «Ауди» не стала мешкать и послала на Украину делегацию, посетившую несколько машиностроительных заводов Днепропетровска и Полтавы... «Опель» тоже не остался в стороне: в ближайшее время на АвтоЗАЗе должна начаться сборка «Астры», а «мерседесы» там, пусть совсем понемногу, уже собирают (ЗР, 2002, №5). Словом, в украинском автопроме грядут многообещающие перемены. Сказалось отсутствие собственного монстра-автопроизводителя, «перекрывающего кислород» неугодным ему проектам. В былое время на такую роль мог претендовать АвтоЗАЗ, но нынче у него примесь корейской крови и не те масштабы. Так, монстрик... 1»1