98
99
100
101
| РЫНОК |МЫТЬ ИЛИ НЕ МЫТЬ? |ТЕКСТ / АЛЕКСАНДР БУДКИНСКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО ИМНЕНИЙ , КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О ЗАМЕНЕ МАСЛА В МОТОРЕ/ПРОВЕРИМшение к ЭлИНП. Это еще не все. Проверку решили доверить... самому Элекфогорскому институту - здешние специалисты в этих вопросах разбираются, наверное, лучше других. Вот только можно ли их просить оценить собственную продукцию в сравнении с конкурентами? Вряд ли последних обрадует публикация таких результатов в одной сводной таблице. В общем, делаем так: по всем маслам, кроме «родного» электрогорского, данные сводим в одну таблицу, а для родоначальника славного племени предусмафиваем отдельную, где приводим показатели, полученные специалистами ранее и предоставленные нам «для фавнения» до экспертизы.ДВОРНИКОВ ВЫЗЫВАЛИ?аже неискушенный автомобилист, впервые сталкиваясь с заменой масла в двигателе своей машины, невольно задаст себе почти гамлетовский вопрос - «мыть или не мыть?». Можно, конечно, спросить у соседа по гаражу или у мастера на сервисе, но ответы почему-то расходятся. Одни говорят «конечно мыть», дескать, а зубы ты чистишь? Другие рекомендуют пользоваться «хорошим» маслом и забыть про эту процедуру вовсе. Правда, не все могут провести фань между «хорошими» маслами и «остальными». Скажем, продукт за 300 рублей - хороший или «остальной»? А за 500? Да, кстати, неплохо бы еще знать, чем именно промывать.Д1987 году на этот продукт был получен и допуск ВАЗа. Проверяли его в те годы на совместимость со всеми известными моторными маслами (тогда их было совсем немного), по противозадирным свойствам. Говорят, однажды из-за чьей-то халатности тепловоз отработал на таком промывочном масле целую рабочую смену и ничего, остался жив. А чем нам предлагают промывать двигатели теперь, когда нефтеперерабатывающие предприятия сменили собственников и функционируют в рыночных условиях, да и нужно ли их вообще сейчас промывать?ТОЧКА ОПОРЫДОЛГАЯ ИСТОРИЯРазработка совершенно нового для нас промывочного масла была в свое время поручена Элекфогорскому институту нефтепереработки - ЭлИНП. Причем применять его поначалу собирались не на автомобилях, а на тепловозах. Степень форсировки этих двигателей была весьма высокой, а моторные масла заметно уступали теперешним. В 1985 году появляются ТУ на промывочное масло МСП-1, а в 1987-м - на еще более совершенное МПТ-2М. Последнее понадобилось многим: масло было допущено к применению на предприятиях сразу четырех министерств - МПС, Минрыбхоза, Минчермета и Минсельхоза. Кстати, в том же 1. Масло моторноеAPISF/CC. SAE10W40(HMn.).Чтобы разговор на заданную тему был предметным, решили приурочить к нему очередную экспертизу. Промывочных масел (некоторые производители пишут «жидкости») купили восемь. К ним, для пущего интереса, добавили одно импортное моторное (!) фуппы API SF из числа допущенных ВАЗом к использованию в «Жигулях» - надо же с чем-то фавнивать эффективность промывок. Чтобы не делать ему рекламу (или антирекламу), имя решили не называть и фотофафию, соответственно, не публиковать. Согласитесь, было бы неразумно не взять «до кучи» родоначальника племени - то самое электрогорское масло, хотя фазу оговоримся: не все встречающиеся в продаже масла с упоминанием Элекфогорска имеют прямое отно2. ЛУКОЙЛ АвтопромывочноеЗаявленный производитель / О АО «ЛУКОЙЛ». Цена / 85 руб.Прежде чем обсуждать показатели, пару слов о претендентах. Независимо от названия - «промывочное масло» или «промывочная жидкость» - принцип их действия одинаков: сливают старое масло, заливают промывочное и дают двигателю поработать на холостых оборотах от 10 до 30 минут и т. д. Эффективность промывки будет зависеть от времени работы и температуры масла. Причем, если на одной канистре написано, что вам достаточно 10 минут, а на другой - 30 минут, это еще не означает, что первый состав вфи раза эффективнее - просто его производитель очень хочет, чтобы вы так подумали. Рекомендации на канистрах могут различаться. Скажем, один состав не до3. Luxoil промывочное маслоЗаявленный производитель / О АО «Пушкинский завод». Цена / 85 руб.Недосягаемый для «промывок» результат по измельчению и удержанию грязи, растворенной в самом масле. Отложения с двигателя смывает плохо. Хорошее моторное масло, но никак не «промывка».Самый лучший «растворитель» старой грязи с хорошими противоизносными свойствами. Достойные результаты по другим показателям. Серьезный пакет присадок. Хорошо сбалансированный качественный продукт.Продукт достойно выступил во всех «промывочных» дисциплинах. Высокие показатели по моющей, диспергирующей и стабилизирующей способностям. Хорошо противостоит износу. Еще один пример хорошей «промывки». 4. МПА-2 промывочное масло «Ярнефть»Заявленный производитель / О АО «Пушкинский завод».5. МПТ-3 промывочное маслоЗаявленный производитель /ООО «Электрогорский нефтехим».Цена / 70 руб.Цена / 75 руб. С противоизносными свойствами все в порядке, а вот моющие так себе. Руководствуется принципом «не навреди». К лидерам теста его не отнесешь, но явно и не аутсайдер. В общем, твердый середняк. пускает повторного использования, другой - допускает, третий - допускает до четырех раз. Последнее как раз исходит от родоначальника племени, но можно ли это относить ко всем проверенным продуктам... Впрочем, хватит «вокруг да около», возьмемся за дело. Все проверенные парамефы мы условно разделили на две фуппы. К первой отнесли общие физико-химические и противоизносные свойства (последние проверяли на стандартной четырехшариковой машине трения - ЧШМ), а ко второй - собственно промывочные. Зачем оценивали износ? Хотя бы для того, чтобы узнать, как повлияет на свойства продукта низкая вязкость (в 2-4 раза меньше, чем у моторного масла) и разная концентрация присадок. А чтобы понять, что объем присадок в промывках в самом деле разный, не поленились проверить зольность - по ней с достаточной точностью можно определить, щедро добавляли в масло присадки или жалели. В основной части экспертизы (табл. 2) определяли фи парамефа - ф и способности масел: растворяющую, диспергирующую и стабилизирующую. Здесь требуются пояснения. После слива отработавшего масла в поддоне всегда сохраняется остаток 7. Nordix-эффект промывочное маслоЗаявленный производитель / ЗАО «Дизельнефтепродукт».Цена / 70 руб.6. ТНК «Промо Ойл» Заявленный производитель / ОАО «Рязанский нефтеперерабатывающий завод». Цена / 90 руб. Хорошо сбалансированным это масло не назовешь. Очень хорошие диспергирующие и стабилизирующие свойства, но совсем плохо с умением смывать грязь. С износом - неважно. ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ Что и говорить, способности у всех разные. Вязкость различается в 2,5 раза, температура вспышки - на 50 С С, что говорит о заметных различиях в базовых продуктах, из которых делают промывки. Самая заметная разница в зольности - в 116 раз у промывок между собой ив 126 раз по отношению к моторному маслу (табл. 1). Как тут не вспомнить надпись на одной из банок - «содержит полный пакет присадок». Ситуация, в общем-то, понятна. Для того чтобы хорошо мыть, жидкости нужно попасть в каждый уголок двигателя. Поэтому вязкость и должна быть меньше, чем у моторного масла. Присадок тоже должно быть меньше, иначе промывка будет стоить слишком дорого. Но так же очевидно, что моющих, диспергирующих и стабилизирующих присадок фебуется хотя бы не меньше, да, наверное, и противоизносные должны присутствовать. Не удивительно, что у образца с наименьшей зольностью диамеф пятна износа при испытаниях оказался в 2,8 раза больше. Учитывая кратковременность работы «промывки» в двигателе, это не страшно, но на фоне остальных образцов...Этот из той же категории «крепышей», преследующих группу лидеров, что и предыдущий образец. Имеет хорошие моющие свойства, но посредственно противостоит износу. с плавающей в нем «фязыо» или без нее. Будем считать, что и на стенках мотора немало отложений. Поэтому первое, чем должно заняться промывочное масло после того, как попадет в двигатель, - смыть бяку. Именно это подразумевается под растворяющей способностью. Специалисты определяют ее по методу МКО 26-91, оценивая количество битума, смытого с металлической пластины потоком промывочного масла. Много или мало смыто фязи со стенок, но вся она попадет в поддон. И следующая задача масла - впитать ее в себя, а точнее - измельчить (диспергировать) и сохранить в виде мелкой взвеси. Моделируют диспфгирующие свойства методом «бумажной хроматофафии» МКО 27-91, но здесь вместо битума используют технический углерод. И, наконец, третье свойство - стабилизирующее. Его (метод МКО 28-91) измерить чуть посложнее. Суспензию технического углерода, разведенную в специальном растворителе, смешивают с маслом и определяют оптическую плотность коктейля. Затем пропускают все это через ценфифугу и вновь определяют оптическую плотность. Чем меньше разница, тем более стабилен раствор. Вот, кажется, и все премудрости.8. МПФ промывочное маслоЗаявленный производитель / ЗАО НПФ «Фамас».9. Spectral Motor Cleaner промывочная жидкостьЗаявленный производитель / П Г «Спектр Авто».Цена / 70 руб. Этот продукт очень похож на предшествующий. С той лишь небольшой разницей, что результаты чуть хуже как по промывочным, так и по противоизносным свойствам.Цене / 80 руб. Результаты не слишком высоки, по-видимому, изза небольшого общего числа присадок. В худшую сторону отличаются противоизносные свойства и стабилизирующая способностьХорошие противоизносные свойства, но недостаточные промывочные. Особенно плохо обстоит дело с растворяющей способностью здесь «ноль», как иу предыдущего коллеги. Итог: чуть ниже среднего. I РЫНОК IHe меньше сюрпризов и во второй таблице, которая все же поважнее. Признаемся, стало неожиданным появление среди результатов испытаний нулей. Это, конечно, не катастрофа, хотя бы потому, что норм на промывочные масла не существует. Да к тому же у образцов, показавших в одной графе «баранку», в соседних может оказаться «полна коробочка». Попробуем понять, что получится на практике. Если по трем основным «промывочным» показателям наблюдается равновесие, следует ожидать, что масло отработает по всем позициям - что-то смоет, сколько-нибудь измельчит, а затем впитанное вынесет наружу. Но вот в первой колонке появляется ноль или просто очень небольшое значение. При хороших других показателях это будет означать, что продукт, попав в двигатель, неохотно смывает налет со стенок, но сражается с грязью, плавающей в поддоне вместе с остатками отработавшего моторного масла. А при сливе потрудившейся промывки многое сможет забрать с собой. Слабый результат по диспергирующей или стабилизирующей способноМасло (жидкость) Кинематическая вязкость при 100°С, ммг/с1 48сти соответственно означает, что, смыв энное количество отложений, масло не сможет все впитать и вынести наружу - часть смытого перейдет по наследству свежему моторному маслу.ТАК ВСЕ ЖЕ МЫТЬ ИЛИ НЕТ?Существует ли один рецепт на все случаи жизни? Автомобиль может быть отечественный или импортный, новый или старый, масло в нем - дешевое или дорогое. К тому же кто-то всю жизнь использует одну марку, а кто-то их меняет. «В народе» рекомендуют промывать систему при переходе с одного масла на другое или с одного тина масла на другой (имея в виду «минералку» или «синтетику»). Мотивируют это обычно возможной несовместимостью масел, априори предполагая, что «промывка» полностью совместима со всем, что существует в природе. Кроме того, промывку считают необходимой при использовании «советских» масел. Надо полагать, любое «несоветское» также априори считается лучшим. Перечень «народных» рекомендаций можно было бы продолжить.Сульфатная зольность, Показатель износа на ЧШМ**, мм 0,30 0,30 0,30 0.40 0,65 0,69 0,30 0,40 0,84 Плотность при 20°С, г/см3 0,872 0,883 0,927 0,895 0,931 0.877 0,870 0,870 0,871А что говорят специалисты от науки? Мы решили с небольшими сокращениями привести мнения двух - оба кандидаты наук, оба работают в авторитетных НИИ (просили не называть их имена).АГИТАЦИЯ «ЗА»ТАБЛИЦА 1. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛТемпература вспышки*, "С%APISF/CC, SAE10W40. моторное ЛУКОЙЛ Автопромывочное Luxoil, промывочное МПА-2, промывочное МПТ-3, промывочное ТНК. «Промо Ойл» Nordix-эффект. промывочное МПФ, промывочное Spectrol Motor Cleaner, промывочная жидкость222 174 192 218 185 228 187 184 1970,630 0,580 0,550 0,180 0,028 0,032 0,200 0,140 0,0053 20 4,95 8,30 4,60 7,80 с06 5.114 до" В открытом тигле не ниже "Принагрузке 196НТАБЛИЦА 2. ПРОМЫВОЧНЫЕ СВОЙСТВА МАСЕЛМасло APISF/CC, SAE10W40, моторное ЛУКОЙЛ Автопромывочное Luxoil, промывочное МПА-2, промывочное МПТ-3, промывочное ТНК «Промо Ойл» Nordix-эффект. промывочное МПФ. промывочное Spectrol Motor Cleaner. промывочная жидкость Растворяющая способность при 80"С % Диспергирующая способность, отн. ел, 141,0 15.0 17,0 12,0 Стабилизирующая способность, % 90,0 32.0 25,0075,8 48,4В процессе экаьхуапшции двигателей внутреннего сгорания, даже с высококачественными маслами, в системе смазки неизбежно накативаются продукты неполного сгорания топлива и окисления масла в виде осадков. В ходе последующей работы двигателя при высоких нагрузках и температурах они преобразуются из маслянистых в мазеобразные, затем в битумообразные и, в конечном итоге, в твердые, нагарообразные отложения... Один из путей повышения моторесурса двигателей - систематическое удаление из системы смазки накопившихся за период эксплуатации отложений. Разрушить и удалить их могут только специальные промывочные составы с высоким уровнем промывочных свойств... и комплексом свойств моторных масел на период промывки, наиболее важный из которых - уровень противоизносных свойств. Иначе говоря, систематическое удаление осадков (отложений) из системы двигателя - это необходимая технологическая операция, повышающая его эксплуатационную надежность и долговечность.ТАБЛИЦА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ПРОМЫВОЧНОГО МАСЛА МПТ-2М (предоставлены ЭлИНП)Показатель износа на ЧШМ при нагрузке 196 H. мм Плотность при 20°С. г/см33.650,51,030.0 53,0 56,0 11.08.066.0 11.0 14.00 0010,60,35 0,929 62,0 80.2 44,2Растворяющая способность при 80°С, % Диспергирующая способность, отн. ед. Стабилизирующая способность, %8,00 низкого качества, двигатель будет сильОчевидно, что удаление отложений но зафязнятъся и мыть его надо. Если из масло феднего качества и отложений системы смазки двигателя промывочным оставило немного, но само превратимаслом способствует повышению его экслось плуатационной надежности. В то же врев эдакий гудрон, промывка не помешает - вновь заливаемому маслу лучмя промывка сильно загрязненного двигаше теля может привести к вымыванию отначать жизнь в моторе с «чистого листа», а не с того, чтобы растворять ложений из мертвых зон системы смазки в себе остатки предшественника. Прави забиванию масляных каналов. да, если ничего не мыть, машина все Eiae одна сторона вопроса: опыт эксплуравно будет ездить. Наконец, когда масатации значительного числа автомобилей ло на качественных моторных маслах свидехорошее или очень хорошее, а двигатель исправен или абсолютно испрательствует об удовлетворительном их вен... Дальше можно не продолжать состоянии без применения промывочных мыть, наверное, не имеет смысла. масел. Так что решение об их использовании автолюбитель должен принимать сКак определить, легко моторное масучетом названных факторов. ло справляется со своими задачами или фудится на пределе возможностей? По меньшей мере, периодически оцениВМЕСТО ВЫВОДОВ А теперь наше небольшое послесловать его внешний вид по щупу. Если вие: как мы поняли специалистов, уже после тысячи киломефов пробега и не только тех, чьи мнения здесь привеоно стало черным - что-то не в порядке. дены, но и других, с которыми тоже Или, меняя такое масло, отмывайте от старой фязи мотор, или, если не помодолго беседовали. Слить старое отработавшее масло гает, вообше подыщите другой продукт. А теперь о переходе с «минералки» полностью нельзя - его остается в системе смазки от 10 до 25%. Если оно совсем на «синтетику», с нее на «полусинтетиСКОРЕЕ «ПРОТИВ»НАША СПРАВКАТемпература и время - два основных фактора, влияющих на качество промывки. Эксперименты, проведенные с «родным» элекфогорским промывочным маслом при температурах 50 и 80°С в течение 5 минут, показали соответственно растворяющую способность 2,46 и 10,0%, а в течение 30 минут - 46,8 и 62,0%. ку», потом на «гидрокрекинг» и т. д. Хотя не перевелись «страшилки» о запоротых двигателях, специалистам от науки неизвестны случаи, когда причиной выхода мотора из строя стала именно несовместимость масел (по крайней мере, мы таких ученых мужей не знаем). Расследования показывают, что в несчастных случаях, как правило, повинны поддельные масла. Да, кстати, прежде чем рекомендовать промывку, стоит подумать о совместимости промывочных продуктов с моторными маслами разных типов. Чем не тема для следующей нашей работы. 1М *На правахрекламые неральныйпредставитель "Эберспехер" в Россииулица Верхняя Красносельская, д. 2. Тел. для справок: (095) 937-5979. www.company-okma.ru [email protected]Региональные представители ЗАО "Компания ОКМА"Благовещенск, . . . . .(4162)53-58-43 Владивосток, (4232)31-89-64 Волгоград, (8442)30-88-79 Воронеж, (0732)56-54-62 Екатеринбург, (3432)34-32-50 Иркутск, (3952)20-05-30 Казань, (8432)43-80-34 Кемерово, (3842)25-67-34 Красноярск, (3912)66-25-08 Курск, (0712)35-77-53 Мурманск, (8152)45-49-86 Нижний Новгород, ..(8312)56-83-44 Новосибирск, (3832)26-77-15 Норильск, (3919)35-00-60 Ноябрьск, (34964)5-33-36 Обнинск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, С.-Петербург, Ставрополь, Сургут, Тюмень, Усинск, Уфа, Хабаровск, Челябинск, Москва, Москва, (08439)9-06-96 (3812)56-28-05 (3422)65-73-37 (8632)99-94-50 (8462)58-66-87 (812)326-10-96 (8652)28-08-29 (3462)72-44-22 (3452)32-49-17 (82144)2-81-77 (3472)35-77-84 (4212)36-41-40 (3512)93-19-09 (095)259-81-25 (095)488-04-45СУПЕРПРЕДЛОЖЕНИЕ!