182
183
СВОИМИ СИЛАМИ /СЕКРЕТЫ МАСТЕРАТЕПЛАЯ КОМПАНИЯНЕЗАВИСИМЫЙ ОТОПИТЕЛЬ СОГРЕЕТ И АВТОМОБИЛЬ, И ВОДИТЕЛЯТ КТ / ДМИТРИИ МЕЛЬНИКОВ, ЕС МАСТЕР ООО «КЛИМА СЕРВИС-М»Автомобиль - техника теплолюбивая. Ночуя зимой на улице, он охотно впадает в спячку и добудиться его поутру удается не всем. Поэтому в мороз как никогда велик спрос на буксир и «прикуриватель». Это надругательство не проходит безнаказанно. Даже если не удалось запороть двигатель, жизнь ему укоротили точно. А ведь есть куда более цивилизованный метод. Перед пуском мотор надо лишь подогреть. Способов много, начиная от паяльной лампы и заканчивая отопителем, управляемым с сотового телефона. Правда, в последнем случае котлу надо купить сим-карту, сделав его полноценным абонентом сети. Большинство предпочитает золотую середину. В СВОЕМ КОТЛЕ Обычный автономный подогреватель работает независимо от других систем автомобиля. За что и получил свое название. Состоит он из жарового котла, топливного и жидкостного насосов, средств коммуникации и системы управления. Дальше все просто. В котле горит топливо, нагревая жидкость в теплообменнике. Насос гоняет ее по системе охлаждения. Двигатель прогревается до готовности к пуску. Выпускают подогреватели разной мощности. Остается лишь сесть в кабину и повернуть ключ. Основной недостаток - потребность в электроэнергии. Единственный в этом случае поставщик - автомобильный аккумулятор с дополнительной нагрузкой справляется, но «живет» в среднем на год меньше. Предпусковой разогрев - не единственный способ облегчения пуска. Можно просто не дать двигателю замерзнуть. То есть перевести котел в режим поддержания. Здесь он будет включаться периодически, сохраняя температуру охлаждающей жидкости в интерваЖидкостный котел для грузовика...ле 40-85°С. Полезная опция даже для работающего дизеля. Ведь на холостых оборотах он не только не нагревается, но и норовит остыть! УПРАВЛЯЕМ С ПУЛЬТА Раз уж мы все равно греем двигатель, почему заодно не нагреть салон? Ведь его «печка» уже включена в общую систему. Надо только вовремя открыть кран и включить вентилятор. С этим управляется автоматика. Вместо крана используют дополнительный термостат. Только в большинстве подобных конструкций приоритет отдается кабине. То есть кипяток сразу поступает в салон и лишь потом через термостат в двигатель. Погоду делают с пульта управления. Он, обычно, универсальный и совмещает функции пусковой кнопки, таймера и климат-контроля. Задав нужный режим, про мороз за окном можно забыть. И попив кофейку, спокойно укладываться спать. Не зря эти отопители популярны у дальнобойщиков. Довольны и автотранспортные компании. Молотящий двигатель на стоянке сжигает за ночь около сорока литров солярки, а подогреватель меньше шести. Про ресурс и говорить нечего. Хорошо и для легковушек - садиться в предварительно нагретый салон и приятно, и для здоровья полезно. Когда машина ночует в тепле, с пуском проблем нет. А вот в кабине тепла не хватает. Например, в автобусе с его вечно распахнутыми дверями. Или в большинстве отечественных легковушек с их дырявыми заслонками и воздуховодами. Здесь вполне можно ограничиться «воздушником», то есть отопителем, греющим непосредственно воздух. Он работает тоже на жидком топливе и отличается от предыдущих конструкцией теплообменника. Его легче пристроить в автомобиле, и благодаря меньшему числу комплектующих он заметно дешевле. ...и для легковушки.ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД Способы установки подогревателей на автомобиль отражены в инструкции. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Даже у опытного мастера процесс монтажа занимает до восьми часов. Это при том, что для него время - деньги! Неискушенный новичок может завязнуть на целую неделю. Да еще наломать дров, за что придется платить. Так, популярный «воздушник» «Эберспехер» состоит из двух половинок, которые при установке крепятся к полу. Если болты затягивать неравномерно, корпус деформируется, зажимая крыльчатку вентилятора. Замена сгоревшего двигателя после пробного пуска обходится в $200-300. Нелегко разобраться в хитросплетении проводов. Ошибясь при подключении, легко спалить штатный блок климат-контроля. К печальным последствиям порой приводит обесточивание автомобиля. Как-то водитель «Ауди-Аб» по окончании монтажных работ не смог тронуться с места - в отсутствие питания оказался заблокированным модуль управления автоматической коробкой. Протирка фар и пинание колес не помогли - пришлось прокатиться на эвакуаторе. Куда пристроить подогреватель на автомобиле - отдельная история. Как правило, под капотом слишком мало места. Приходится использовать пустоты в бампере, багажнике или под кузовом - хватило бы шлангов. К любой машине - свой творческий подход. Чтобы труды по установке не пропали даром и котел исправно «топил» двигатель и кабину много лет, в эксплуатации тоже надо следовать некоторым правилам. Главное - не спешить. Запускается подогреватель не сразу - на розжиг уходит минуты полторы. Нетерпеливый пользователь ждать не желает и, пытаясь ускорить процесс, постоянно теребит кнопку «пуск». Таймер «сходит с ума», оставляя штифт накала непрерывно «Воздушники» отличаются мощностью и размерами.»!11%i~ _ ,j в ,- •yft• ••.И И * в к Щ\3 1! * * №. Дополнительный бак для подогревателя. агрегат может перегреться, а отдельные компоненты - даже расплавиться. «Водяные» чувствительны к качеству «Тосола». Вода с синькой, сдобренная мусором из системы охлаждения, выведет из строя что угодно. Оба типа надо запускать раз в месяц, независимо от сезона. Иначе конденсат может погубить подшипники нагнетающей крыльчатки (замена - $200 с работой). УДОВОЛЬСТВИЕ, НО ДОРОГОЕ Борьба с холодом требует жертв. В первую очередь - финансовых. Так, импортный «воздушник» стоит в среднем $950. Причем в грузовой и легковой модификации одинаково. Установка обойдется в $80-200. Жидкостные подогреватели под«Эберспехер» - мечта дальнобойщика. стать. «Грузовой» - $1300, «легковой» $600-800. Установка - $150-350 соответственно. Диагностика на фирменной станции - $30. Российские изделия не в почете. Низкая цена при таком же качестве мало кого привлекает. Хотя разница в рублях не такая уж существенная. Например, блок электронного зажигания Ржевского завода стоит около 5 тыс. руб., а его немецкий фирменный аналог - 6 тыс. Есть над чем задуматься! Раньше отечественный частник к нам ни ногой - дорого! А сейчас разобрались, что к чему, потянулись. Недавно поставили подогреватель на «Жигули»-«пятерку». И правильно - здоровье для машины можно купить, свое - приложится! I»IПанель управления в автомобиле. под напряжением. Перегревшись, последний сгорает. Автоматика тут же отключает систему. Запчасти есть смысл искать только на фирменных станциях. В магазинах их не продают. У «воздушников» надо регулярно очищать от слежавшейся пыли сетку забора воздуха и наружную крыльчатку. При плохом обдуве На правах реклам——П роизводство : г. Набережные Челны, (8552) 33-33-20. 42-S3-84. www.n3Chalo.com Представительство: Москва. ООО "Корунд', — (095) 487-12-10. 487-17-11. www.korund.org