240
241
242
243
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯПереключает без дураков!Обычно ма ло кто задумывается, как связан рычаг переключения переда ч (в том чис ле иу «автомата») с самой коробкой. До сих пор использова ли либо сис тему тяг, либо тросовый привод. У каждого варианта свои недос татки и преимущества, но общее одно: от рычага к коробке необ ходимо протянуть механи ческую связь, а это – г абариты, ограничения на дизайн, тру до- и материалоемкие технологии, наконец. Поэтому закономерно появление сис темы управ ления коробкой по проводам Shif tМеханическая рука спрятана от глаз водителя и не связана с рычагом в салоне.by-Wire, разработанной фирмой Dura A utomotive иу же примененной на «Ситроене-С4 Пикассо» с автоматической коробкой передач. Актюатор состоит из электромеханического исполнительного звена, укрепленногоКонтроллер не только управляет соленоидом и двиг ателем в актюа торе, обеспе чивая завидное быс тродействие (например, переход от положения РкD занимает менее 0,25 с), но и страхует от неправильных дейс твий водите ля.Нам разрешили даже снять крышку актюатора и показать, что у него внутри. Видимо, ноу-хау так не рассекретишь.непосредственно на коробке, и небольшого электронного блока с контроллером. А в распоряжении водителя – удобный и легкий рычажок на рулевой колонке. Такой вот «американизм». По с ути это просто электри ческий переключатель, как тот, что ведает стеклоочистителем.Так, ему не у дастся выйти из режима Parking, если не наж ата педа ль тормоза, или включить задний ход во время движения. Сос тояние элементов отслеживают да тчики Холла, они же обеспе чивают точное перемещение «выходной» тяги ус тройства в ну жное положение. на ас фальт, но не вг лаза встречному водите лю и не в зеркало едущему в попу тном направлении! Кстати, в новой сис теме деление на да льний и ближний свет вообще потеряло смыс л. Одна и та же фара с ксеноновой лампой прос то меняет свою дальнобойность от нескольких десятков до сотен метров. И это – только на чало. В планах понастоящему умные фары, позволяющие прос то «выреза ть» из светового пучка лучи, попадающие на вс тречный ав томобиль. Более того: видеокамера, обнару жив потенциа льное препятствие, даст команду дополнительно подсветить именно его! Появ ление новинки в серии ожидается в 2009 году.Не ближний светПризнайтесь, ездить с дальним светом вам удается нечасто. То и дело приходится переходить на ближний, чтобы никого не ослеплять. Вот ес ли бы можно было освеща ть метров на 200 только дорог у, ос тавив г лаза встречных водителей в покое! Решение пред ложила фирма «Хелла». Суть изобретения втом, что за вс тречным (а заодно и попу тным) потоком с ледит видеокамера, ус тановленная под потолком са лона. Но не думайте, что она прос то «щелкает» переключа телем света – это было бы примитивно ик тому же лишь раздражало водителя. Вторая часть системы спряталась в самой фаре. Подвижные маски, которыми управляет быс тродействующий шаговый двиг атель, за считанные миллис екунды изменят ширину и направ ленность светового потока. Луч дальнего света попадет лишьСистема aHDG (адаптивная светотеневая граница) умеет лишь изменять угол наклона и ширину светового пучка в зависимости от реальной дорожной обстановки.240 За рулем 05/2007 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховНа «огненной воде»Автомобили, способные ездить на топливе Е85 (85% спирта, 15% бензина) строят нынче все ведущие производители. Строго выдерживать указанное соотношение необязательно – контроллер сам определяет «что к чему» и настраивает впрыск и зажигание. В Женеве, однако, публике убедительно показали: полный отказ от бензина и заправка чистым этанолом (Е100) может быть еще предпочтительнее. Автомобиль СААБ 9-5 с надписью Bio Power 100 снабдили первым в мире серийным двигателем, специально оптимизированным под такое «виски». .При рабочем объеме 2л он развивает 300 л.с., что обеспечивает динамику, не достигнутую ранее этанольными автомобилями. И притом образец на 10% экономичнее, чем аналог, использующий топливо Е85. Разгон за 6,6 с до сотни – это не серийные 10,2 с, разницу почувствует и дилетант! Успех стал возможен благодаря октановому числу этанола 106 единиц, что позволило повысить степень сжатия для двигателя с турбонаддувом до 11. Притом вмешательство всам двигатель минимальное: изменили дно поршня и применили более жаропрочныеС виду обычный СААБ, но понюхайте, чем пахнет из его бака!материалы для клапанов и их седел. А как же с холодным пуском? Известно ведь, 15% бензина добавляют как раз из-за плохой испаряемости спирта при низких температурах. Оказалось, все не так страшно. Это ведь дизтопливо загустевает вбаке и трубопроводах. А этанол всегда остается текучим, так что нужно его подогреть лишь перед форсунками. Такой подогреватель (аналог свечей накаливания) и установили на экспериментальный мотор. В планах шведских разработчиков – применить непосредственный впрыск спиртавцилиндры и сделать спиртоэлектрический гибридный агрегат. А вот когда на дорогах появятся автомобили на «огненной воде», пока неизвестно…Если у вас насморк, сомнения развеет дисплей под спидометром.На правах рекламы ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯВзял заряд – держи!В пос леднее время в лидеры статистики отказов уверенно пробирается аккум уляторная батарея. Не то чтобы она вдруг сульфатировалась, перес тавала хранить заряд, выкипа ла. Просто однажды водитель выходит к машине, поворачивает заветный ключик и… тишина. Причина – в неу довлетворительном ба лансе заряда и разряда. Пробки, масса все более мощных потребителей, электроника, котора я не спит даже вг араже, с делали свое черное дело и поб удили инженеров иска ть выход. О дним из них мож ет стать новый сенсор, разработанный компаниями «Бош» и «Варта». С виду это чуть увеличившаяся в размерах клемма на плюсовом наконечнике. Но благодаря электронной начинке она способна измерять ток зарядаразряда, напряжение и температуру. Вс троенный процессор вычис ляет вели чину оставшегося заряда и передает данные в сис тему управ ления автомобиля. Толково – но чем смож ет помочь эта система, если обнаружит, что тока г енератора длительное время не хва тает для у довлетворения аппетитов потребителей? Д ля начала она приметс я их выключа ть. Например, ос тавит с едоков без подогрева сидений, начнет выключать во время ос тановок у светофора обогрев с текла. А еще в ее арс енале возможность прибавить обороты холостого хода, чтобы в пробках батарея не разряжалась.Такая клемма дорогого стоит. В буквальном смысле…В новейших машинах с функцией «с топ-старт» така я система прекра тит выключа ть двигатель, ес ли обнару жит, что на его пос ледующий пуск заряда не останется. В общем, пока ав томобиль на ходу, новый с енсор не дас т остаться с пус той ба тареейпод капотом. Ж аль, он не в состоянии помочь владельцу, который ездит лишь изредка и месяцами держит своего коня вс тойле. Хотя, теорети чески, почему бы не разрешить застоявшейся машине самой заводиться и подзаряж ать аккумулятор… даже изменение сопротив ления при растяжении кабеля или его резком перегибе!), ав томат моментально обесточит кабель и выдаст сигнал об ошибке д ля облегчения последующей диагностики. Касание оголившейс я спирали такж е приведет к защитному отключению цепи. Еще один элемент защиты – разъемы с дополните льным сенсорным контактом, который размыкаетс я раньше, чем силовой высоковольтный провод. Таким образом исключают появление дуги, если кто-то захочет разорва ть соединение под напряж ением. Механика такова, что при соединении разъема напряж ение можно будет включить, лишь замкнув силовую цепь.Как в троллейбусеВ свое время ана литики дру жно предсказыва ли перевод бортсети ав томобиля на напряжение 42 В. Мол, потребителей вс е больше, токи растут, медь дорож ает. О днако проехали. Теперь толкуют у же о напряжении порядка 600 В – как в троллейбусе! И это реально, поскольку вс якая уваж ающая с ебя фирма нынче с тремится обзавес тись гибридным автомобилем, колеса которого (хотя бы некоторое время) крутит электромотор. Ес ли бы его запитать с тандартными 12 В, ток измерялся бы тысячами ампер, а сечение проводов – сотнями квадра тных миллиметров. Разумеется, это абсолютно неприемлемо, поэтому в гибридах появилась отдельная силовая электросеть напряжением до 600 В! Легко сказа ть, но не легко сделать: при таком напряжении замыкание или размыкание проводников ведет к появлению мощной, вс е поджигающей дуги, а касание оголенного (или с повреж денной изоляцией) провода д ля че ловека смертельно. С тало быть, нужны особые меры безопасности, например, пос тоянный контроль за состоянием изоляции. Такую сис тему SensWire разработала авс трийская фирма Gebauer & Griller. Ее главный элемент – намотанная поверх вну треннего слоя изоляции спира ль из проводящей фольги. Ес ли эта спираль б удет повреж дена (причем электроника зафиксиру етВнешне это напоминает обычный экранированный кабель, но назначение «оплетки» – не подавление помех, а выявление повреждений наружного слоя изоляции. Высоковольтный разъем – это целое устройство со специальными сенсорными контактами: 1 – проводник; 2 – гнездо разъема; 3 – сенсорные контакты; 4 – штырь разъема.242 За рулем 05/2007 Чипованная шинаТут нет опечатки: новая шина «Континенталь» снабжена не шипами (хотя и они могут быть), а чипом. Его задача сегодня уже не нова: измерять давление воздуха. Но не только. Отныне датчик становится неотъемлемой частью покрышки и располагается не на вентиле, а с изнанки беговой дорожки протектора. Для дисбаланса – сущие пустяки: масса устройства, включая литиевую батарейку, всего 7г. А преимуществ переезда на «новую квартиру» много. Теперь в памяти кристалла заложены все данные о шине: ее тип, размерность, рекомендованное давление, максимальная скорость, допустимая нагрузка, дата изготовления. Всей этой информацией каждое колесо поделится по радиоканалу с главным контроллером автомобиля. Мало того, электронным мозгам станут известны иреальные параметры: температура, давление и даже нагрузка. Последнее очень важно для дальнобойщиков: неожиданно переместившийся вфуре груз даст о себе знать через эту величину. Более того, электроника не даст груженому автомобилю развить вповороте чрезмерную скорость! На основе этих данных можно отрегулировать фары, изменить настройку амортизаторов. Опыты показали, что ABS, учитывающая тип исостояние шин, может сократить тормозной путь при скорости 100км/ч на целый метр! Разумеется, система стабилизации, получившая дополнительную информацию от каждой шины, работает также эффективнее обычной. Батарейки в сенсоре хватает на 5 лет, а там уже придет пора сменить и саму шину – если и не износится, так состарится.Это место для датчика лучше во всех отношениях: тут он не греется от диска, не повреждается при монтаже покрышки.Новая шина будет, конечно, дороже, но, согласитесь, овчинка стоит выделки. На рынкеновинка появится в конце 2009 года, но первая серия запланирована уже на 2008-й.На правах рекламы