130
131
132
133
134
135
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮРОСАВТОПРОМ: взгляд из ЖеневыРуководители мировых компаний отправлялись на Женевский автосалон, конечно, не ради дискуссий о проблемах российского автопрома. Тем не менее при вс трече с журналистами из России каждый не преминул подчеркнуть роль, которая сегодня отводится нашей стране в глобальной стратегии той или иной компании. С ж еневскими «випами» беседовал главный редактор «За рулем» Петр Меньших.Первый визит – на стенд «Лады» к президенту группы АВТОВАЗ Владимиру Артякову. – Какие изменения произошли у ВАЗа за прошедший с прошлой Женевы год? – Мы более или менее комфортно чувс твуем с ебя на вну треннем рынке, но понимаем, что конкуренция будет обостряться. Все производители сейчас планируют выпускать автомобили ценой до 7 тысяч долларов, а это с егмент рынка, который нам необ ходимо отс таивать всеми силами: АВТОВАЗ ориентирован на продукцию именно такого ценового уровня и такого профиля. При том, что ВАЗ самодос таточен, без а льянсов, создаваемых сейчас в мире, нам не обойтись. К тому же мы должны так позиционирова ть себя ва льянсе, чтобы иметь возможность работать не только на внутреннем рынке, но и выйти на внешний. Да еще с новым продуктом. – Можно ус лышать что-то новое о перспективе «Логана» на АВТОВАЗе или этот вопрос снят? – Вопрос о возможной покупке его пла тформы с повестки дня не снимается, переговоры с компанией «Рено» идут дальше. Платформа «Логана» уже претерпевает изменения. И это нас ус траивает: если уж делать автомобиль, то с возможнос тью его усовершенствования в течение 10–15 лет. Сейчас мы с тараемся прив лечь вс е лучшее, что есть в мире, для работы над новым проектом. Опираемся на корпорацию «Магна» – интегра тора, объединяющего д ля нас производите лей компонентов, ди-Владимир Артяков.Концепт-кар «ЛадаС»: готовность ВАЗа идти в будущее.зайнеров, технологов. В соответствии с заданием она должна выдать нужный нам продукт – изделие, по цене и ка честву способное оптима льно позиционироваться и на нашем рынке, и за ру бежом. Кроме того, я не исключаю возможнос ти организации сборки еще какого-то продукта. Меня прив лекает пример той же «Магны»: на своем заводе в Авс трии фирма собирает несколько моделей разных марок: БМВ, «крайс леры», СААБы, «мерс едесы». Пус ть на АВТОВАЗе доминируют «лады», но почему бы не добавить к ним с борку 20–30 тыс яч других машин, мож ет, даже полноприводных моделей! Получим экономи ческий эффект, обучим людей, создадим рабочие места – и при этом доведем выпуск нашей основной продукции до полутора миллионов машин к 2015 году. – Мы с нетерпением будем ждать новые продукты. Но что уж е представлено здесь, на вашем стенде? Систем активной безопасности нет, подушек безопасности для России вы тож е не предлагаете. Причины понятны. Вы опас аетесь, что автомобиль с подушкой подорожает и станет неконкурентоспособным. И вс е-таки сог ласитесь: без этого атрибута безопасности дальше выпускать машины нельзя. – Наш ав томобиль с егодня с ертифицирован по всем правилам безопаснос ти, принятым в Российской Ф едерации. Кс тати, в ценовой ка тегории, г де130 За рулем 05/2007 представлена «Лада», да леко не вс е производите ли обязательно ус танавливают подушки. Оптимизируя экономические показатели завода, стремимся, чтобы они с тали с ерийной опцией. Мы готовы дела ть подушки, но с егодня, пов торяю, выпускаем дешев ую массовую модель, за которую нынешний потребитель не готов пла тить дорож е. Современные сис темы активной и пассивной безопаснос ти мы изначально зазаложили в «Проект-С». Но, скаж ем, в «Приоре» подушки есть в базовой комплектации. На стенде «Шкода» беседуем с председателем совета директоров «Шкоды» Детлефом Виттигом (Detlef Vittig). – Сравните льно недавно россияне виде ли вас вместе с президентом Путиным. Ощущаете ли вы заинтересованность нашего гос ударства в создании современного автомобильного производства и что для вас лично означает этот проект? – Мне кажется, российское руководс тво очень заинтересовано в таком проекте. В частности, в получении иностранного ноу-хау для своей ав томобильной промышленности и производите лей компонентов. Подтверждение тому – распоряж ение № 166 от 2005 года, которое позволило сокра тить издержки при ввозе автокомплектов CKD для сборки. – Вы даже помните номер постановления! – Я отношусь к нему положительно – этим все сказано. – Не боитесь каких-то изменений в России, скаж ем, после очередных выборов президента в 2008 году?Детлеф Виттиг.– Нет, не боюсь. У нас долгосрочные инвес тиции, долгосрочные соглашения как с правительс твом, так ив ластями Ка лужской облас ти – пред чувствую, что сотрудничество будет долгим. – В этом году вы планируете начать сборку первых машин в Ка луге. Но мы до сих пор не знаем, как б удут называться завод и автомобили, которые начнут с ходить с его конвейера. Отку да пойдут сборочные комплекты? – В России у нас два зарегис трированных названия – «Фольксваген Рус» и «Фольксваген Груп Рус». Если говорить о заводе, то решили ос тановиться на первом. Но д ля нас не это г лавное. Г лавное, что «Фольксваген» и «Шкода» выс тупают как партнеры в совместном предприятии. Первым выпущенным в Калуге автомобилем с танет «Шкода-Октавия». Производство на чнется вс ентябре-октябре, и в первые 30 месяцев пока предусмотрена только сборка, комплекты будут поступать из Чехии. – Как быстро пойдет локализация? – Мы заинтересованы, чтобы как можно быстрее – не хотим тра тить дополнительное время и деньги на подвоз деталей. Отметку в 30%, предписанных пос тановлением № 166, пос тараемся достичь раньше, чем предусмотрено. Не с екрет, что уровень российских смежников зна чительно ус тупает мировым с тандартам, и мы заинтересованы в передаче нашего ноу-хау в расчете, что это ускорит локализацию и модернизацию российского производства автокомпонентов. – Второй раз получаю удовольствие от беседы с вами. В Праге вы поде лились первыми данными о новом «Румстере». Не могли бы сейчас коснуться перспектив модельного ряда «Шкоды»? – В Женеве представлена новая «Фабия». Ее планируется собирать в России вб удущем, 2008 году. На чнем, повторю, с «Октавии». О «Румстере» могу сказать только, что перва я реакция на него в вашей с транеНовая «Шкода-Фабия» – вторая модель завода «Фольксваген Рус».За рулем 05/2007 131 ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮФредерик Арп.была положительной. Немного мог у сообщить и по поводу готов ящегося к запуску совершенно нового «Суперба»: б удут ли его лишь импортирова ть к вам или он найдет свое место на конвейере в Калуге, пока не решено. Назову еще компактный SUV «Йети», показанный на прошлом Московском ав тосалоне. Его готовят к серийному производству, думаю, он будет интересен российским клиентам. В общем, набра лось целых пять моде лей: «Фабия», «Октавия», «С уперб», «Румстер» и «Йети». В с ледующем интервью продвинемся еще на шаг. – Насколько дешев ле, по вашим рас четам, б удут выпускаемые в России «шкоды» в сравнении с импортными? – Трудный вопрос. Сама по себе сборка – не такой уж большой шаг вперед в этом смысле. Только с началом полноценного производс тва и заметной лока лизацией можно дос тичь снижения с тоимости. И то не сразу. – Вы говорили о российских поставщиках. Не окажутся ли «октавии», собранные из российских деталей, хуже чешских? – У нас единый с тандарт качества, и наши эксперты, а вс е они со «Шкоды», у же прис тупили к работе. Причем в перв ую очередь б удут контролировать качество пос тавляемых деталей – с них на чинается качество машины в целом. Мы не только изучаем детали, но и процессы их изготов ления, так что клиенту будет продан ав томобиль только высокого ка чества «Шкоды». – Кого, кроме «Фольксвагена», вы с читаете своим конкурентом в России?Кроссовер ХС60 – самый безопасный из будущих «вольво».– «Фольксваген» не конкурент, а партнер. Но к вам сейчас стремятся все. Разворачивается «Форд», наращивает пос тавки «Хёндай». Смотрю и на АВ ТОВАЗ: «Калина» – хорошая машина и может стать конкурентом «Фабии». – Не хоте ли бы вы, приех ав однаж ды в Россию, встретить спортивные «шкоды» на соревнованиях в моноклассе? – Спортивную «Шкоду -Фабия S2000» вы здесь видели. Если вашим спортсменам она придется по душе, готовы поставлять такие машины. В с ледующем году она у же пойдет вс ерию, и ее можно б удет заказа ть для гонок. На стенде «Вольво» сос тоялся разговор с президентом иг лавным управ ляющим «Вольво кар корпорейшн» Фредериком Арпом (Frederic Arp). – Второй день вы с утра до ночи работаете на стенде, отвечаете на вопросы. Какие из них доставляют наибольшее удовольствие? – Те, что касаютс я новых моделей V70 и XC70, мировую продаж у которых мы планиру ем в масштабах более ста тысяч. Мне приятно, что первые отзывы об автомобилях позитивные, что обращают внимание на удачный дизайн, кс тати, совершенно новый как снаружи, так и вну три. Если говорить о V70, то у нее ес ть общие технологические решения с новой «восьмидесяткой». Но выразительный дизайн лишь подчеркивает, что универса лы мог ут быть с толь же прив лекательны, как и седаны в классе премиум. – Как объяснить покупателю, что на «Вольво» помимо прес ловутых пяти зве зд EuroNCAP особо заботятся о безопасности? – Пять звезд E uroNCAP с тановятся обыденнос тью. Многие компании специа льно придают кузов у такую форму, чтобы обеспе чить себе эти звезды. Но что это значит при аварии, насколько звезды помог ают в реальном дорожном происшес твии? У нас ес ть специальное подразделение, выезжающее почти на каждую аварию в мире с учас тием «Вольво» (недавно с помощью китайского правительства такая команда создана132 За рулем 05/2007 – Ну, так вы сами тоже ограничиваете продажи. Вот на всю Россию выде лили всего 1000 штук новых купе С30. Как говорится, хотел бы купить, да не могу. – Этих машин дейс твительно не хва тает. Ав томобиль отлично с тартовал, и вс е лимиты на нынешний год оказались исчерпаны. – От одного финансиста с лышал, что вкладывать деньги в растущие рынки – зна чит получать «растущий эффект». Там, где вс е стабильно, много не заработаешь. Почему же «Вольво» не с ледует такой логике в отношении России? – Я не банковский управ ляющий. Российское представительство компании де лает, на мой взг ляд, все от него завис ящее, чтобы нарас тить присутствие на рынке. Но нам нужно улучшать обслуживание клиентов, развивать дилерскую с еть. Я б уду лично контролировать этот процесс. На стенде «Ниссан» ведем бес еду с вице-президентом «Ниссан мотор Европа» Брайаном Кэролином (Brian CAROLIN).в Китае). В результа те собрана уника льная база данных по Д ТП на протяж ении пос ледних 25 лет. Тес т EuroNCAP – это еще не реа льная жизнь. «Вольво» ж е использует реа льные наработки. На их основе с тремимся не прос то снизить нег ативные пос ледствия аварий, но и предотвра тить их. Коне чно, нам ну жно уберечь жизненное пространство салона от деформаций, обезопасить человека надувными подушками, однако современные разработки «Вольво» наце лены и на то, чтобы избеж ать аварии. Вы видели здесь концепт X C60? Он появитс яв России в конце 2008 года уже как серийное авто. На нем будет city-safety – система городской безопаснос ти, предотвращающа я аварии на скорос ти до 30 км/ч. Сна чала она предупреждает водителя о нежелательном сокращении расстояния, а если нет ответной реакции – сама начинает тормозить. В отдельных странах доля аварий на скорости до 30 км/ч доходит до 75%. Так что это с танет серьезным шагом к повышению пассивной безопаснос ти. – В прошлый раз вы пошутили, что Россия уж ев постиндустриальном обществе, а потому своя автомобильная промышленность ей ни к чему. А вскоре после этого «Форд» уве личил свои мощности во Всеволожске вдвое. Не появилась ли у вас идея прийти со сборкой на «фордовскую» площадку? – Пока нет. Недос таточен объем продаж, да и нет поставщиков комплектующих, несмотря на то что вс е больше марок приходит к вам с намерением открыть производство. Вот когда закончится эта первая волна, захватившая производителей массовых ав томобилей, наступит черед марок «премиум». «Форд», «Тойота» строят нам мост для прихода в Россию. – А мож ет, премиу м-брендам вовс е не надо размещать производство в таких странах, как Россия? – Нет, прос то пока их врем я не нас тупило. Нужна логистика, пос тавщики и солидные объемы продаж. Если опира ться лишь на своих с тарых пос тавщиков, все теряет смысл. – Представитель «Вольво» в России г-н Томас озв учил планы продать в этом году 16 тыс яч машин. – Этого недостаточно.– С приходом «Нисс ана-Кашкай» на российский автомобильный рынок верну лся дефицит. Какие квоты для России планируютс я на новинку в ближ айшее время? – «Кашкай» только что вышел на европейский рынок. Всего в Европе мы расс читываем продать около 120 000 ав томобилей и Россию рассма триваем здесь наравне с другими европейскими с транами. Первые выводы относительно продаж «Кашкай» на рынках Европы с умеем с делать только через пару мес яцев. Тогда жеб удем обс уждать возможнос ть увели чения производства этой модели для Европы.Брайан Кэролин.За рулем 05/2007 133 ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮреализация богатого наследия в сегменте машин 4х4 и SUV. В свое время «Х-Трейл» стал очень большим успехом «Ниссана» в Европе. Теперь он ус тупит мес то новым машинам. Особое внимание у делим развитию кроссоверов «Кашкай» и «Мурано». И, наконец, третье: в Западной Европе мы хотим заменить «а лмеры» и «примеры» новыми машинами. О России, где отдают предпочтение с еданам, разговор особый: здесь б удем принима ть отдельные решения. Мы осознаем всю значимость д ля российского рынка модели «Алмера Классик» и в наших планах представить ту, которая ее заменит. Я не могу пока сообщить ни названия, ни каких- то подробнос тей, однако мы уверены, что новая модель способна с тать успешной в этом с егменте рынка и не менее вос требованной. – «Нисс ан», на мой взг ляд, активнее других компаний меняет на звания моде лей. У ходят «Максима», «Алмера» – приходят «Кашкай», «Ноут». Что за этим стоит? – Все очень прос то. Новые названия нос ят совершенно новые ав томобили! Особенно наг ляден пример кроссовера «Кашкай». Ну ив имид же мы, несомненно, выигрываем. Обещаю, что новых имен и машин станет больше. Особенно в России. На с тенде «С узуки» вс тречаемся с членом сове та директоров компании Тошихиро С узуки ( Toshihiro Suzuki). – Вы носите известную в автомобильном мире фамилию. Наверно, в вашей с емье есть история, связанная с рож дением марки, которая передаетс я из поколения в поколение? – Как предс тавитель с емьи Сузуки я чувс твую с емейную привязанность к ав томобильному производству. Но наша компания давно перес тала быть чис то семейным бизнесом. Это акционерное общес тво, в котором с емье принад лежит не так много акций. Сейчас я один из директоров компании и имею возможность влиять на ее развитие. Но пройдет время и, возможно, это будут делать другие люди. – Где определяют стратегию компании – в Японии или за океаном? – Пос леднее с лово ос тается за головным офисом в Японии. Но у нас есть и подразделения непосредственного подчинения: европейское отде ление компании, азиа тское, с евероамериканское. Они формируют с тратегию д ля своего региона. Р азработка моделей ведется с учетом региональной специфики, после чего предложения согласуются с центром. Обмен информацией налажен хорошо, мы очень тесно взаимодействуем, но последнее слово, конечно, за головной компанией. – Каковы приоритеты вашей стратегии на с егодняшний день? – Для нас приоритетный рынок – Европа. Ес ли машину приму т здесь, зна чит, она б удет признана ив других частях света. Снижение токсичности выбросов – одно из главных направлений наших исследований. – Вы расширяете производство в Пакистане, Венгрии. Не планируете ли поставить в этот ряд Россию?«Ниссан-Тиида» (Tiida) будет играть в классе с «Алмерой».«Ниссан Х-Трейл» – новинка для любителей полного привода.– Что мож ете сказать о заводе «Нисс ан» в России? Пока это с амый закрытый проект из четырнадцати объявленных. Какие вс е-таки модели намереваетесь производить? – У нас самих очень ограниченные данные об этом проекте. Возможно, я с ейчас повторю то, что вы у же слышали. Р асчетная мощнос ть завода «Ниссан» в Санкт-Петербурге – 50 тыс яч ав то в год. С 2009-го здесь будут собирать три модели, с ейчас решаем, какие именно. Большинс тво компонентов предс тоит импортировать. Мы б удем пос тепенно лока лизовывать наше производство, как того требует российское законодательство. – Вместе с запуском «Кашкай» «Нисс ан» приступил к реализации новой концепции своих автомобилей. Значит ли это, что вы откаж етесь от таких машин, как «Алмера» или «Примера»? – Д умаю, в нашем деле никог да нельзя говорить «никогда». С ейчас наша с тратегия четко ориентирована на три направ ления. Первое – это развитие с егмента не больших легковых ав томобилей. В торое –134 За рулем 05/2007 ИНТЕРВЬЮ– И в заключение для ра зрядки: постарайтесь вс етаки вспомнить какую-то из с емейных легенд. О том, скажем, как дедушка из гвоздя сделал авто? – Легенды никакой нет. На чинали с ткацких с танков, как и некоторые другие японские ав топроизводители. Потом принялись за мотоциклы, за тем их дополнили компактные автомобили. Сейчас, сами видите, модельный ряд у нас довольно обширный.Выставочный образец «Сплэш».Тошихиро Сузуки.– Пока изучаем возможнос ти, делаем рас четы, прощупываем почву… – Может ли идти речь о кооперации с « Дженерал моторс», которая строит завод вС анкт-Петербурге и делает автомобили в Тольятти? – Участвовать в проектах «Джи-Эм» в Санкт-Петербурге мы не собираемс я. Более того, мы не очень посвящены в эти проекты, поскольку у каж дого свои взгляды на производство в России. – Но « Джи-Эм» владеет частью акций вашего предприятия. Вы дистанциру етесь от нее или наоборот? – Мы не скрываем наших связей и общих проектов. Сотрудничаем в области технологий, у нас общий завод в Канаде и совмес тные проекты с «Опелем» в области компактных ав томобилей. Мы такж е работаем над альтернативными двигателями. – Хотел бы коснутьс я автоспорта. Совс ем недавно «Шкода» отказалась от участия в чемпионате мира по ралли – слишком затратное для нее де ло. А у вас, наоборот, есть желание вступить в борьбу. – Мы хотим и будем добиваться результатов. В конце этого года примем участие в двух этапах чемпионата, а в 2008-м начнем выступать по полной программе. – Вас не настораживают неу дачи в ра лли такой опытной команды, как «Субару»? – Наша цель – победа, и мы к ней б удем идти. Если победы не достигнем, не станем горевать, ведь это не единственная цель. – В России у вас есть уже одна победа: «Сузуки-Гранд Витара» ста л обладате лем Г ран-при «За ру лем» в прошлом году. Мож ет ли ваш проект «Сплэш» (Splash) претендовать в будущем на победу? – Пока это сырой выс тавочный образец. Мы даж е не знаем, в каких с транах он б удет реа лизован – не исключено, что Россия окажется в их числе.«Сузуки-SX4WRC» готов участвовать в мировом чемпионате по ралли.За рулем 05/2007 135