144
145
146
ГРУЗОВИКИ«БОГДАН-А092»«Богдан», родом из ЧеркассУ российских перевозчиков появляется все больше украинских «богданов», а под Нижним Новгородом уже строится завод по их выпуску. Знакомиться с автобусом отправился Юрий Нечетов. Фото: Константин Якубов.Времена, ког да маршрутными такси были почти исключите льно «Газели», прошли. С егодня их заменяют пусть дорогие, но и более вмес тительные и надежные «спринтеры», «транзиты», а такж е ма лые автобусы. К последним относится и «Богдан-А092». Первое поколение «БогданА091», разработанное во Львовском НИИ ав тобусостроения на шасси грузовика «Исудзу-NQR71Р» (ЗР , 2007, № 2), на чали выпуска ть на предприятии «Черкасский ав-тобус» в 1999 г. Четыре года спустя появилась усовершенствованная модель А092 на тех же агрег атах, но со своей интегрированной рамой. Нова я модель создана с учетом европейских требований к подобной технике и получила, таким образом, экспортный потенциал. С ейчас здесь еж емесячно делают 250 автобусов (цикл изготовления длится 40 дней), которые, кроме Украины, отправляют в Россию, Белоруссию, Грузию, Армению, Казахс тан, Румынию, Чехию, С ербию. В нынешнем году должны на-Городской «Богдан-А092.1» имеет две полноценные пассажирские двери. Багажников нет – в отсеках под полом инструмент, аккумуляторы и другое оборудование.144 За рулем 08/2007 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «БОГДАН-А092» (А092.1*) Общие данные Размеры, мм: длина..................................................7420 ширина...............................................2380 высота ................................................2850 база.....................................................3815 колея спереди/сзади................1680/1650 дорожный просвет ..............................160 Радиус поворота, м...............................8,0 Снаряженная масса, кг......................5000 Полная масса, кг ................................8280 Количество мест для сидения/ всего ..........................................27 (22/43) Время разгона 0-60 км/ч, с ..................35 Максимальная скорость, км/ч.....105(75) Расход топлива, л/100 км: 60 км/ч ...................................................16 городской цикл......................................27 Конструкция: несущий кузов с интегрированной рамой Двигатель: ТД Isuzu, 4HE-1XS, Р4, 4,75 л, 107 кВт/145 л.с. при 2300 об/мин, 471 Н . м при 2000 об/мин (4HG1-T, 4,6 л, 89 кВт/121 л.с. при 3200 об/мин, 322 Н . м при 1800 об/мин), расположен спереди продольно Трансмиссия: заднеприводная, М6 MBP6R (М5 MXA5R) Ходовая часть: подвеска зависимая, спереди – рессорная, сзади – рессорнопневматическая; рулевое управление – червячное с гидроусилителем; тормоза – моторный, основные – гидравлические: спереди – дисковые (барабанные), сзади – барабанные; ABS; шины 215/75R17,5*В скобках – некоторые отличающиеся данные городской модификации А092.1.честве 40 штук в мес яц. Пару слов о заводе: обща я площадь 5,7 гектара, четыре цеха – заготовительный, черного кузова, сборочный, цех с теклопластика, персона л 1450 человек, средняя зарпла та около $300, у ква лифицированных рабочих до $600.МНЕНИЕ……ПАССАЖИРАВ сравнении с «Газелью» нравятся две большие автоматические двери, высокий просторный са лон, у добные сиденья с достаточно большим шагом. Но сильно шумит двигатель, велика вибрация, трясет при неполной загрузке, слабая сис тема отопления и вентиляции – зимой холодно, летом душно.ШАССИ ЯПОНСКОЕ, КУЗОВ УКРАИНСКИЙАвтобус ма лого класса д линой 7,4 м выпускают в дв ух основных модификациях. Пригородный 27-местный «Богдан-А092» оборудован комфортабе льными парными крес лами по бортам, но имеет совс ем узкий центральный проход. С зади может быть как полноценна я автоматическая пассажирска я дверь во всю высоту борта, так и укороченная распашная аварийная – в пос леднем с лучае около нее помещается еще два дополнительных крес ла. К потолку са лона подвешены багажные полки, под приподнятым пос ледним рядом крес ел багажный отс ек объемом около двух кубометров. Имеется и «люксовый» вариант «Турист» – в отли чие от базовой модели…ВОДИТЕЛЯАвтобус дос таточно резвый, но шумный. Основна я проблема – сильно мерзну т ноги зимой. Летом, особенно в пробках, жарко, но можно самостоятельно пос тавить вентилятор. Средний расход топлива – 20 л/100 км.специальным ключом рег улировать барабанные тормоза. Х арактерные неисправности: ломаетс я тру бка подвода мас ла к турбине, трескается расширительный бачок (меняют на «г азелевский»), за год рж авеют тру бки подвода жидкос ти к салонным отопите лям, ломаются их вентиляторы, за три месяца рассыпается пайка на электропроводке, трескаются фары.… КОМПАНИИПЕРЕВОЗЧИКА«Автолайн» эксплу атирует «богданы-А092» с 2004 года, первые машины прошли у же больше 200 тыс. км и показали себя достаточно надежными. На с егодняшний день компания имеет 260 таких автобусов ис читает их лучшим предложением в класс е. Сейчас закупают машины в исполнении Евро II и только с барабанными тормозами – с дисковыми перегреваютс я ступицы передних колес.… РЕМОНТНИКАХодовая часть, двигатель надежные и ремонтопригодные, но не ну жно скупитьс я на хорошее масло. Очень частое обслуживание – каждые 10 тыс. км, да их лопотное – необходимо разбира ть иПригородная модификация «Богдан-А092» со второй аварийной дверью и багажным отсеком в корме.В пригородной машине 27 комфортабельных польских (на фото) или украинских сидений установлены по бортам попарно.чаться пос тавки в Монголию, Узбекистан, Хорватию, Латвию, Литву, Алжир, Египет, Иран. Также в Черкассах для внутреннего рынка крупноузловым методом собирают грузовики «Ис удзу-NQR71Р» в коли-со с теклами на резиновых уплотнениях, здесь вклеенные окна, бог аче отделка са лона, есть кондиционер. Для него часто заказывают не с тандартные поворотные двери с пневмоприводом, а с движные напараллелограммном механизме ис электроприводом. Вторая модификация – это 22-местный городской «Богдан-А092.1» с одинарными сиденьями по правому борту. Благодаря этому проход дос-таточно широк, а пассажировместимость, включая стоячие места, дос тигает 43 че ловек. Здесь две полноценные пассажирские двери, а неза тейливый салон выполнен из легкомоющихся материалов.За рулем 08/2007 145 ГРУЗОВИКИ«БОГДАН-А092»У «Богдана» стандартное «торпедо» от грузовика «Исудзу-NQR71», увеличенное до ширины автобуса небольшими боковыми панелями.В салоне городской модификации 22 достаточно простых сиденья – по правому борту они стоят в один ряд и ос тавляют широкий центральный проход.Сдвижную дверь с электроприводом чаще заказывают для «люксовых» модификаций «Турист».Под подиумом в передней части салона прячется четырехцилиндровый турбодизель «Исудзу» 4,6 л, 121 л.с. (4,75 л, 145 л.с. у А092).Кроме рессор в задней подвеске «Богдана» есть пневмоэлементы – они поддерживают постоянный дорожный просвет и устраняют крены кузова.Обе модификации имеют каркасно-панельный кузов, сваренный из прямоугольных труб и плоских панелей – последние вырезают из лис та на лазерном раскроечном станке «Трумпф» ( Trumpf ). Штампованных деталей нет, носовой и кормовой элементы с ложной формы выклеены из с теклопластика. Обща я особеннос ть – оригина льная рессорнопневматическая задняя подвеска. Пара пневмоподушек не только позволяют сохранять постоянный дорожный просвет независимо от количества пассажиров, но и ус траняют крен кузова при несимметричном их распределении. Классическая компоновка об условила на личие в передней части са лона высокого подиу ма, под которым прячется рядный четырехцилиндровый турбодизель «Ис удзу». Учитывая малое тепловыделение двиг ателя, ус тановлен ав тономный отопитель «Вебасто». Механическая начинка дв ух модификаций несколько разнится. У пригородной двигатель 4,75 л, 145 л.с. снабжен интеркулером ис блокирован с шес тиступенчатой коробкой передач, передаточное отношение г лавной пары 4,1, дисковые тормоза спереди, а максима льная скорость дос тигает 105 км/ч. Городской ав тобус, на котором довелось прока титься, мож етразгоняться лишь до 75 км/ч и при этом шумно треб ует следующую переда чу – здесь мотор 4,6 л, 121 л.с. (как на большинстве грузовиков NQR71P), пятиступенчатая коробка, г лавная пара 5,86 и барабанные тормоза по кругу. Моторы удовлетворяют экологи ческим требованиям Евро II или Евро III, на подходе и Евро IV. Все механи ческие агрег аты японские, контейнеры с ними морем дос тавляют вО дессу, а затем на грузовиках везу тв Черкассы. Нема ло и других импортных элементов: сиденья польские или украинские, внутренняя обивка са лона российская или украинска я, приводы дверей чешские или турецкие, пневморессоры венг ерские, компрессоры и тахографы польские, шины российские. Таким образом, доля Украины в себестоимости сос тавляет лишь чу ть больше половины – уровень лока лизации производства 51%. Цена ав тобуса на родине $38–39 тыс., в России она вырас тает до $41,5 тыс. и выше. Но это сейчас, в будущем она может снизиться...«БОГДАН» ИДЕТ В РОССИЮКорпорация «Бог дан» – один из крупнейших и динами чно развивающихся ав томобильных холдингов Украины. Лидируя по выпуску ав тобусови грузовиков, она занимает второе мес то по производс тву легковых ав томобилей ик 2010 году расс читывает завоевать 39% вс его ав торынка Украины. Одним из важнейших рынков с быта д ля своей продукции корпорация с читает Россию. Именно поэтому в конце прошлого года совместно с Запорожским ав томобильным заводом было на чато с троительство крупного ав тосборочного комплекса в Ниж егородской облас ти. С тоимость проекта $470 м лн. – это крупнейшая украинска я инвес тиция в экономику России. На площади 250 гектаров за 36 месяцев б удет пос троен завод проектной мощностью 160 тыс. легковых ав томобилей – скорее всего, это будут «Шевроле» моделей «Ланос» и «Авео». А кроме того, здесь еж егодно предполагают собира ть 6 тыс. автобусов «Бог дан-Исудзу» от малых до больших, 8 тыс. шасси для автобусов малого и среднего классов и 60 тыс. дизельных двиг ателей «Ис удзу» д ля среднетоннажников. Во вс яком с лучае, таковы планы. О днако не с тоит забывать, что в России конкуренция среди производителей малых автобусов сильнее, чем на Украине – у нас выпускают «пазики», а теперь и «Хёндай-Каунти».146 За рулем 08/2007