150
151
152
ГРУЗОВИКИ«ГИДРОХОД-49061»Буксовать не обязательноКомпания «НАМИ-Сервис» построила «Гидроход». Уникальный вездеход с интеллектуальной гидравлической трансмиссией опробовал Юрий Нечетов. Фото: Георгий Садков.«Чем круче вездеход, тем дальше топать за тяг ачом» – это не шутка, а правда жизни. Плохой «проходимец» зас трянет у дороги, а хороший доберетс я до самого гиблого места. Сползая на двенадца титонном «Гидроходе» в раскисшую вес еннюю пашню, я у же прикидывал, где нам вс лучае чего иска ть гусеничный трактор... висит от множ ества факторов. От характера грунта, его плотности, несущей способности и даже на личия дерна на поверхности. О т формы, площади и располож ения пятна контакта – на б угорке, на склоне или в ямке находитс я колесо, насколько глубоко оно закопалось. О т нагрузки на колесо, которая тоже меняется в зависимости от об жатия подвески на неровнос тях. Кроме того, необходимо индивиду ально изменять скорос ти вращения в повороте и даж е на кочках – ведь колесо, идущее по неровностям, проходит более д линный пу ть. В идеа ле у каждого колеса должен быть индивидуальный рег улируемый привод и сис тема управ ления, отс леживающая вс е эти многочисленные факторы. Реализовала идею компания «НАМИ-С ервис», пос троившая шестиколесный «Гидроход» с инте ллектуальной гидрообъемной трансмиссией. В пользу гидравлики сработал комплекс факторов: механический привод с плавной регулировкой оборотов каж дого колеса реа лизовать очень с ложно, а электри ческий обладает значительной инерцией и менее жесткой моментной характеристикой.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ «ГИДРОХОД-49061» Общие данные Размеры, мм: длина..................................................9323 ширина...............................................2500 высота...................................3196 (2789*) база ...........................................2400/2400 колея по осям..................2000/2000/2000 дорожный просвет ..............................590 Радиус поворота, м.............................12,5 Снаряженная масса шасси, кг...........8000 Полная масса, кг .............................12 000 Диапазон скоростей, км/ч.............0,3–80 Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 55 Силовая установка: ТД Detroit Diesel S40 7.6LTA, Р6, 7,6 л, 187 кВт/250 л.с. при 2100 об/мин, 895 Н . м при 1600 об/мин, расположен за передней осью продольно. Три регулируемых аксиально-плунжерных насоса, шесть регулируемых аксиально-поршневых гидромоторов, расположены продольно Трансмиссия: полноприводная, гидрообъемная. Индивидуальный привод каждого колеса продольным валом через угловой бортовой и колесный редукторы Ходовая часть: подвеска – независимая торсионная на двойных поперечных рычагах; рулевое управление – червячное гидромеханическое с поворотными колесами первой и третьей оси; тормоза – трансмиссионные дисковые вентилируемые; шины 16,00-20*Высота по кабине.РЕЦЕПТ ПРОХОДИМОСТИБлокировка дифференциа лов – первейшее дело на бездорожье! А ес ли и она не помог ает, значит, проехать здесь вообще невозможно. Ведь вс е колеса буксуют, а машина ни с места! Вот ту т-то и кроетс я закавыка: рыть зем лю и развива ть максимальную тяг у – зада чи разные. Наибольшее тяговое усилие колесо развивает при строго опреде ленной с тепени проскальзывания, котора я за-СИНЯЯ ГИДРОПТИЦАДля упрощения зада чи в ка честве носителя решили использовать готовый поисково-спасательный вездеход «Синяя птица» ЗИЛ-49061. Трехосную машину с симметри чным расположением ос ей выбра ли не случайно: наиболее полно достоинства новой идеи можно реализовать именно на многооснике. Кроме того, независимые подвески, бортовая транс-150 За рулем 08/2007 Управляемые крайние оси улучшают проходимость – в повороте автомобиль прокладывает лишь две колеи вместо трех у обычного трехосника.миссия и алюминиевая (!) рама высотой 400 мм позволили достаточно легко размес тить новые компоненты. Особеннос ть «птицы» – управляемые первая и третья оси, при чем задние колеса повора чиваются, лишь когда угол поворота передних превысит пять градусов. В качестве силового агрегата использова ли 250-сильный «Детройт Дизель» с турбонаддувом, который через раздаточную коробку вращает три аксиально-плунжерных насоса. Изменяя наклон специа льных шайб, можно рег улировать их производительнос ть от прямой до обра тной в широких пределах – назад «Гидроход» мож ет развить те же 80 км/ч, что и вперед. Мас ло под дав лением до 400 а тм подается в шес ть аксиа льнопоршневых гидромоторов – по конс трукции они с ходны с насосами, тож е рег улируемые, но реверс им ни к чему. Каждый гидромотор связан со своим колесом коротенькой трансмиссией, в которой есть дисковый тормоз и муфта, позволяющая отключить привод. Гидроагрег аты компанииВместо рычага коробки передач – джойстик, меняющий передаточное отношение гидротрансмиссии. Для наладки автоматики справа установлен пульт ручного управления, над ним – ультразвуковой измеритель скорости. За рулем 08/2007 151 ГРУЗОВИКИ«ГИДРОХОД-49061»Под пассажирским отсеком – насосная станция из трех регулируемых насосов, каждый из которых работает на свою ось. Над ней – мас лобак с манометрами и управляющими клапанами. Все гидромоторы снабжены редукторами и зубчатыми муфтами для разъединения трансмиссии. На фото – гидромоторы средней оси. Коротенький карданный вал соединяет гидромотор и угловой бортовой редуктор, на входе в который установлен тормозной механизм с вентилируемым диском.В моторном отс еке «Детройт Дизель» мощнос тью 250 л.с. и модернизированное сцепление от КамАЗа. С лева – аккумуляторный отсек и радиаторы гидросистемы, справа – интеркулер и глушитель системы выпуска. Элементы двухрычажной подвески скомпонованы очень плотно и скрывают расположенную вверху полуось, идущую к колесному редуктору. Внизу – корпус торсиона, над ним – сос тавная рулевая тяга с дополнительной качалкой.«Бош» проверены и надежны, основная трудность в сог ласовании их работы. Но именно для отработки а лгоритма управления трансмиссией и построен «Гидроход». Получа я информацию с многочисленных да тчиков, ав томатика учится подводить к колес у именно с только мощнос ти, сколько ну жно д ля дос тижения максима льного тягового усилия. На сколько возрас тет проходимость, пока говорить рано – «Гидроход», по сути, самоходный с тенд д ля опробования идеи. Следует учесть и то, что с увеличением коли чества ос ей механические трансмиссии усложняются и теряют КПД , машина жес гидрав лическойтрансмиссией мож ет быть не только многоосной, но и сочлененной и даж е многозвенной. Еще один нема ловажный фактор: благодаря минима льной пробуксовке такая машина меньше повреждает почву. ...Чуть покапризни чав вначале – что поделаешь, опытная конструкция – «Гидроход» двинулся вперед. Передом, задом, по прямой и кругами он бороздил г линистое месиво. Особенно любопытно выг лядело упражнение «раска чка» – на полном г азу двиг аешь д жойстик управ ления трансмиссией вперед-назад, заставляя колеса почти момента льно менять направ ление вращения. Нет, такому вездеходу трактор не понадобится...152 За рулем 08/2007