286
287
288
КЛУБПУТЕШЕСТВИЕ АМЕРИКАэлектроприводов, с кож аной обивкой са лона, на 18- дюймовых колесах, об утых в низкопрофильные Pirelli P-Zero. И все это дос тупно за 76 долларов в сутки без ограни чения пробега. Приключения начинаются. чаем точки на чала и конца путешествия – вот и готов маршрут. Эх, ес ли б не поленилс я распечатать подробные инс трукции! Но каза лось, что вс е очень прос то: поверну ть направо на б ульвар Лас-Вег ас, с него сверну ть на интерс тейт 515 (он же – хайвэй 95), держась левее, дож даться пока он не перейдет в хайвэй 93, черезЕсть в Аризоне овражек...А н ат олийФомин . Ф отоавтораВЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕРКак проеха ть в Гранд-Каньон? Открываем Google Ear th, отме-о время заокеанской командировки в ЛасВегас выпа ло два свободных дня меж ду презентациями – где их провес ти? Что здесь дела ть тому , кто к азартным играм равнодушен? Конечно, есть еще десятки всевозможных шоу, но цены на билеты запредельные, к тому же все они идут только вечером. А ведь совс ем непода леку, в соседней Аризоне, – Большой Каньон! Его фото видел, наверное, каж дый – тем более с тоит живьем посмотреть на этот «овражек». Аренда машины на два дня выйдет дешев ле билета на шоу, а пути от Лас-Вегаса до национального парка Grand Canyon – немногим меньше трехсот миль. Если выехать с утра пораньше, успею верну ться еще до полуночи: ведь разг лядывать Большой Каньон в темноте – бессмысленно.ЧТО В ГАРАЖАХ?– Меня интересует автомобиль на два дня за умеренную цену. – Можем предложить «Мазду-6» или «КИА-Спектра». Цена проката одинакова, ограни чений по пробегу нет. Этих американцев не поймешь – пред лагать за одну цену машины с толь разного уровня. Мой выбор, разумеется, «Мазда». Справедливости ради скажу, что мес тная «КИА-Спектра» – совсем не тот скромный и порядком ус таревший ав томобиль, который пред лагают в России. Под именем «Спектра» в США продаетс я машина, похожая на известный нам «Церато», только побог аче ис более мощным двигателем. Как, впрочем, и «Мазда-6» – с V-образной трехлитровой «шестеркой» под капотом, шес тиступенчатым «автоматом», полным набором286 За рулем 08/2007 104 мили от выезда свернуть на интерстейт 40, еще через 116 миль – налево на 64-ю дорогу и больше не сворачивать 28 миль до самого национа льного парка. На дисплее вс е выг лядело гладко, а потому с таромодная идея прикупить карту была моментально отвергнута. Раннее у тро без пробок. Всего пять мину т – и под колесами бетон I-515, уход ящий на юго-восток. Еще 20 мину т: позади перва я развилка. Яркое солнце поднимается все выше, климат-контроль уже не может обойтись без кондиционера. И это – в конце января! Хотя бензина в баке едва больше четверти, пу тешествие видится с толь же безобла чным, как небо. В самом деле, неу жто не найдется заправки в ближ айшие 50 миль? А вот и она! Сколько? 3,19 доллара за г аллон? Я в Америке пятый день, и то знаю, что бензин больше 2,40 стоить не должен! Гуд-бай, спекулянты! Неу жели у них хоть кто-нибудь заправляется? А дорог а ведет к знаменитой плотине Г увера, которую в голливудских боевиках норовит взорвать какой-нибудь ходульный злодей. Возможно, поэтому тяж елые гру зовики сюда не пускают, но легковые машины следуют свободно: исключение лишь д ля караванов иф ургонов, которые подвергают досмотру. Логи чно: ведь то, что поместится в багажникелегковушки, электрос танции вряд ли сильно повредит. Вот и сама плотина – за рулем ее толком не разг лядишь, да и со смотровой площадки тоже. Оценить всю грандиозность соору жения можно, лишь спус тившись вниз по течению или записавшись на экскурсию. У вы, времени нет – впереди еще две сотни миль. Попетляв по склону каньона и меж окрес тных гор, дорог а вновь с тановится прямой, как стрела. Только теперь это Аризона. Скоростные ограничения все лояльнее: от 25 миль в час на серпантине к 35 на поворотах, 45 на холме, 55 и, наконец, 65 миль в час на прямой. А г де же бензоколонка? Она б удет через 70 миль, в Кинг мене. А пока кругом пустыня Мохаве – одно из самых непригодных для жилья мес т на зем ле. Летним днем здесь плюс 55 в тени (ее еще надо поиска ть!), а зимними ночами не редкость и 25градусные морозы. Дожди иногда выпадают в марте-апреле. Для туристов, желающих полюбоваться красотами ска л, развешаны предупреж дения, а также перечень необходимого путнику в пус тыне. Шес ть литров воды вс утки, крепка я обувь, тент, сыворотка от гремучих змей, тепла я одеж да и средство связи, чтобы вс лучае чего позвать на помощь. Тем временем бензин в баке у бывал гораздо быс трее,Зима в Лас-Вегасе – не лучшее время для туриста, но роскошная городская иллюминация по-прежнему зажигается каждый вечер.чем мили до Кинг мена. Пришлось перейти на экономи чный режим, выключить клима тконтроль. Надпись GAS на придорожном сарайчике внушила надежду – если у вас кончилс я бензин, то вс его за 100 долларов вам не дадут умереть в пустыне, дос таточно позвонить по телефону. Пож алуй, заправиться перед плотиной было бы не так накладно. Впрочем, тщательное выдерживание 40 миль в час на шестой передаче принесло свои плоды – до бензоколонки дотянул. Там, кс тати, с тру дом нашлась с дача с пресловутых 100 долларов – наличными в Америке почти не расплачиваются. Самый маленький пакет чипсов в маг азинчике оказа лся размером чуть меньше подушки. Интерстейт 40 порадова л: планка ограни чения скорос ти поднята до 75 миль в час. Зна-чит, можно спокойно еха ть 120–130 более привычных «км/ч». Пара полицейских машин на сотню миль – не бог весть кака я концентрация, но спорить с копом – занятие убыточное и пу тать хайвэй с европейским ав тобаном не резон. Дорога незаметно идет вверх, а темпера тура за бортом с тремительно падает – с плюс 12 до плюс 2 по Цельсию. С тепной пейзаж сменяет пустынный, появляются и первые деревца. 6000 ф утов – это почти два километра! Информационное табло предупреждает: «Впереди зимние ус ловия». Напугали! Еще несколько миль, и серые облака закрывают небо, на чинается снегопад – сна чала небольшой, потом все сильнее и сильнее. Вот уже почти ничего не видно, грузовики вс тали, а я, видимо, проскочил свой поворот. Мож ет,Плотина Гувера на реке Колорадо – одно самых впечатляющих строений. Однако самый эффектный вид без вертолета не снять…В стране пикапов трудно найти хороший обзор с «легковой» высоты.За рулем 08/2007 287 КЛУБПУТЕШЕСТВИЕ АМЕРИКАвол «Скользка я дорог а» на приборном щитке не гаснет. Вот и ворота национального парка. Въезд – 25 долларов, пропуск – не меньше, чем на неделю. Еще пять миль сквозь метель – с тоянка. На смотровой площадке точно такой же снегопад, видимос ть – два десятка метров. Ес ли перегнуться через перила, можно рассмотреть уход ящую вниз отвесную с тену метров на 15. Вот это называетс я – не везет… Впрочем, до с ледующего мероприятия еще день – ес ть повод задержаться: может удастся взглянуть на рассвет? Утро вс тречает с ерым небом и 15-градусным (по Цельсию) морозом. Кое-как обмахиваю снег с машины (кто в невадской прокатной конторе думал про щетку и скребок? ). Рассвет через вос емь мину т, надо потораплива ться. За ночь дорог у почис тили, и теперь она абсолютно лед яная. Летние шины оконча тельно задубели на морозе, даж е по прямой еха ть непрос то. Малейшая проб уксовка, и поперечного уклона дороги у же достаточно, чтобы машина сползала вс торону. Пос ле этого колесо рикошетирует от снежной бровки на обочине и автомобиль вновь возвращается вс ередину полосы. Любопытно, конечно, но немного напрягает. А ту т еще эти кос ули… Ку да их нес ет в такую рань? Вот и знакома я площадка, ближайшая к южному входу. 2213 метров над уровнем моря, почти полтора километра над дном каньона. Восходящее солнце на миг окрашивает пейзаж в красные тона и ис чезает в хмуром небе. Но даж ев такую погоду величие Большого Каньона пораж ает. Геологи утверждают, что породы в верхней час ти каньона с формировались 270 миллионов лет назад. Тем камням, что на дне, – 1,8 миллиарда (!) лет: к слову, возрас т нашей планеты ученые оценивают в 4,5 миллиарда. Впрочем, чтобы пропилить сотни метров горных пород вг лубину, реке Колорадо потребова лось вс его лишь г еологическое «мгновение»: каких- то шес ть миллионов лет. Можно сколько угодно вос хищаться творениями человеческих рук, но ни одно из них по своему вели чию даже близко не стоит к этому «овражку» длиной 446 км и шириной от 12 до 26 км. О т этих цифр голова кружится больше, чем от высоты. А пока можно прока титься по 64-й дорог е вдоль самого края каньона в поисках наилучшего вида. 20 миль до самого Вос точного входа или в другую с торону – до «домика отшельника» (Hermit ’s Rest). Увы, погода опять подка чала, а в Лас-Вег ас надо поспеть к двум часам пополудни. Термометр ликует, прибавляя по градусу каж дые 5 миль, а колеса начинают цепляться за дорогу. Еще полчаса, и лед превращается в снежную кашу, а еще через час ни что за окном не напоминает о зиме. Самое время оглянуться на американскую историю.МАТЬ ВСЕХ ДОРОГТак американцы называют дорогу 66. Ког да-то она была единственной, соединяющей восточное и западное побережье. В лучшие годы трассы (50-е прошлого с толетия) вокруг нее кипела жизнь. Но прямой и широкий интерс тейт 40 победил с тарый пу ть – «Ру т сиксти-сикс» ос талась где-то в прошлом, между вестернами и рок-н-роллом. А вместе с потоком машин ушел и бизнес: городки быстро захирели. Впрочем, ненадолго. В с тороне от основного транспортного потока «Ру т сикс ти-сикс» с тала просто живописной дорогой, по которой приятно прокатиться в выходные. От Вильямса до Конкмана 88 миль заботливо восс тановленной с тарой трассы, которая ждет неторопливых пу тешественников – тех, кому любопытно взглянуть на застывшие пятидесятые. Кажется, здесь ни чего с тех пор не изменилось. Наверное, так и рождается история…Будьте осторожны в пустыне. Вы рискуете замерзнуть ночью, умереть от жары и обезвоживания днем, быть укушенным гремучими змеями и скорпионами. Плакат советует, чем запастись перед походом. В перечне есть даже свечка: она-то зачем?..следующий? «Дорог а собаки дьявола» – нет у ж, к черту мне пока ранова то! Поворот на 64-ю я прозева л, придетс я ехать по 180-й. Высота – 8000 футов, кругом сосновый лес, заваленный снегом, а на дороге десяток сантиметров свежевыпавшего – в самый раз д ля летних P-Zero и 200 с лишним «лошадей» под капотом! Сим-Утренний мороз в 15 градусов хорошо бодрит. К счастью, проблем с пуском у «Мазды» нет.Знаменитая Road 66 нынче не у дел. Трасса, соединившая восток и запад Америки, сама стала музейной реликвией. Время здесь остановилось…288 За рулем 08/2007