136
ЭКОНОМИКАСДЕЛАНО В РОССИИ«МАГНА» + ГАЗ = ?..Игорь Морж ареттоЕще пару лет назад компанию «Магна» в нашей стране зна ли лишь специалисты, а ныне только и говорят об этой фирме из Канады: она создает новый автомобиль с АВ ТОВАЗом, СП с ГАЗом, открывает собс твенное производс тво в России... Что же это за компания на самом деле? Она – относите льно молодая; основал ее полвека назад иммигрант из Авс трии Фрэнк Стронак. Cегодня «Магна» – один из г лавных производителей и разработчиков ав токомпонентов. В 23 странах ей принадлежат 235 заводов и 62 инжиниринговых центра; она дает работу 83 тыс. сотру дников. А кроме того, она – крупнейший производитель автомобилей без собс твенного бренда. В прошлом году авс трийский завод «Магна Штайр» выпустил 248,1 тыс. автомобилей пяти марок (БМВ- X3, полноприводные «мерс едесы» Е- и Gкласса, «СААБ 9-3 Конвер-тибл», «Д жип-Гранд Чероки» и «Коммандер», «Крайс лер300С» и «Вояджер»). Рыночна я капитализация на июнь 2007 года – 10,2 млрд. долларов.ОНИ – К НАМВесной подписано сог лашение между «Магной» и холдингом «Русские машины» (куда входит «Группа Г АЗ») о создании совместного предприятия в Нижнем Новгороде д ля изготов ления плас тиковых модулей (бампер, головна я светотехника, приборные пане ли, пане ли дверей и крыши, комплекты сидений). Перва я продукция поступит потребителям в середине 2008 года. Сначала СП будет работа ть на «Группу Г АЗ» (выпускать дета ли д ля легковой модели на базе «С ебринга», а также для легких коммерческих машин). В планах, ес те-Завод компании «Магна» в Ланне (Авс трия), где выпускают силовые агрегаты.мощность первой очереди завода – 220 тысяч машин в год. По некоторым сведениям, «Магна» такж е рассма тривает варианты орг анизации собс твенного производства в СанктПетербурге и Калуге.МЫ – К НИМНеожиданно для всех в начале мая «Магна» сог ласилась продать крупный пакет акций Олегу Д ерипаске. В соответс твии«Магна» собирается производить в России полный спектр автокомпонентов, а потом даже начать их экспорт.ственно, поставки и для других производителей. В конце 2006-го «Магна» взялась разработать для АВТОВАЗа нов ую модель класса С (первый вариант показа ли на Женевском ав тосалоне), которую, по планам, с 2009 года будет выпуска ть новый завод в Тольятти. Пока сотру дничество оформ лено в виде различных сог лашений, однако, по с ловам предс едателя совета директоров АВ ТОВАЗа С ергея Чемезова, у же к сентябрю может быть подписан контракт по созданию СП. В нем у АВ ТОВАЗа и «Магны» б удут равные доли – 50 на 50. Протокол об этом стороны подписали в мае в Тольятти в прис утствии Президента РФ Владимира Путина, соглашение – спус тя неделю в Австрии. С уммарные инвестиции мог ут сос тавить более 1,5 м лрд. долл., проектна яс условиями договора «Русские машины» купят пакет голосующих акций на 1,54 м лрд. долларов; О. Дерипаска станет равноправным партнером Ф. Стронака и ведущих менеджеров «Магна», вмес те с которыми получит контроль над компанией. «Предложенный а льянс... позволит «Магне» уве личить свое прис утствие в России и соседних странах – на рынках, открывающих д ля нас большие перспективы», – за явил председатель совета директоров канадской компании Фрэнк Стронак. С ним согласен и Олег Д ерипаска, предс едатель наблюда тельного совета «Базового элемента» и председатель совета директоров холдинга «Русские машины»: «Партнерство... дает нам уникальные конкурентные преимущества и зна чительный по-В Австрии «Магна» собирает не только «мерседесы», но и силовые агрегаты (внизу).тенциал д ля рос та на российском и соседних рынках. Я очень высоко оцениваю достижения «Магны» в облас ти технологий, их собс твенные разработки, а такж е опыт компании и профессиона лизм ее сотрудников. Мы у же имеем положительный опыт сотру дничества в реа лизации проектов в России и уверены, что «Магна», яв ляясь г лобальной компанией, помож ет в дос тижении наших целей на меж дународной арене». Вот так! С ерьезные игроки мирового рынка наконец- то оценили Россию и ее потенциал и решили – пора прийти в нашу страну. Тем более что здесь больша я проблема с качеством комплектующих, а «Магна», опираясь на производственные базы (и деньги!) «Русских машин», собираетс я предложить российскому рынку полный спектр ав токомпонентов, а потом даж е на чать экспортировать их из России. В принципе, не исключено, что канадцы не только помог ут разработать новый ав томобиль, но и выпус тят его у нас... под своим брендом! Или – под неким «совместным» именем... А нам в любом с лучае важно, что у канадской компании – огромный опыт работы во всех сегментах автомобильной индустрии, от разработки самых разных компонентов до производства ав томобилей с гибридными силовыми ус тановками. Вот иб удем этот опыт перенимать.136 За рулем 08/2007