130
131
132
133
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫИз варяг – в славянеТриста лет тому назад Петр I привез в Россию новые технологии, а чтобы они работа ли – пригласил иностранцев. В начале века ХХI в России снова появились опытные менеджеры из-за границы. Кадровый вопрос изуча л Игорь Моржаретто.ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И СЛОВО БЫЛО «ДОЛЛАл на чале 90- х годов прошлого века рухнула монополия оте чественного ав топрома: в с трану повезли иномарки. На первых порах этим занима лись самые разные люди и организации, но долго так продолжаться не мог-ло. В 1990-м «Форд мотор компани» назна чает первых уполномоченных дилеров на территории Р Ф. А в марте 1996-го «Форд» открывает предс тавительство в Москве во главе с Борисом Озеровым (на самом деле он – иностранец!). По-новому он и называ лся – г енеральныйРуководство «Группы ГАЗ» (слева направо): Мартин Лич – генеральный директор «ГАЗ Интернешнл», Стив Янг – глава компании LDV, Эрик Эберхардсон – председатель правления «Группы ГАЗ».менеджер. За тем в те чение 10 лет представительствами в России обзавелись почти все мировые ав топроизводители. Их задачей было отс троить современную, цивилизованную сис-тему продаж и пос лепродажного обс луживания; поскольку своих специалистов в России не было, как правило, руковод ящие (а такж е все ключевые) посты занимали иностранцы.130 За рулем 08/2007 управляет Дмитрий Колчанов. В остальных представительствах россияне нередко занимают руководящие посты второго эшелона. Но ведь это только пока...ПРАВИЛО «РОЛЬФА»Крупнейший на российском рынке импортер и продавец новых автомобилей инос транных марок – компания «Рольф» выбрала свой путь. До определенного момента руковод ящие посты в холдинг е занимали российские специа листы. Но когда начался бурный рост продаж иномарок, а оборот группы превысил 2 млрд. долл. в год, акционер и почетный президент С ергей Петров начал собирать интернациональную команду руководите лей. В 1999 году в «Рольф» пришел Мэтт Доннелли (в 2004-м он стал президентом компании). Затем появились Ник Хокинс (главный управляющий директор), Иэн Кинг (вице-президент по развитию). С прошлого года должность председателя совета директоров Группы компаний «Рольф» занял Николас Колсон, банкир, партнер «Ротшильд груп» в России ис транах СНГ. По мнению г -на Колсона, Сергей Петров воврем я понял, какой большой и полезный вклад могут принести в российский бизнес инос транные менеджеры. Б уквально в каж дой сфере в России с ейчас ощущается нехва тка опытных управленцев; чтобы это полож ение изменить, понадобитс я врем я. И те компании, которые изв лекают пользу из профессиональных ка честв инос транных менеджеров, продвину тся быс трее. Ведь Россия не раз обращалась к опыту зару бежных стран, когда нужно было привнести современные ве яния в экономику; можно сказа ть, это сложилось исторически. Кстати, сам г-н Колсон занимается в Группе «Рольф» корпоративным управ лением, а также с тратегией развития компании.Оскар Ахмедов, глава представительства «Фольксваген-Ауди Груп» в России.Практика эта продолж ается по с ей день; в основном возглавляют предс тавительства инос транных компаний зарубежные менеджеры. Причем чаще вс его – предс тавители « титульных» наций (обычно первое лицо японской компании – японец и т.д.). Хотя ес ть исключения: например, «Фольксваген Груп Рус» руководит Оскар Ахмедов, а саму марку «Фольксваген» предс тавляет Д енис Петрунин. Кроме того, ес ть еще один «наш» – продвиж ением марок «Ленд-Ровер» и «Яг уар»Джон Милонас, экс-генеральный директор СП «Джи-Эм–АВТОВАЗ», ныне консультант «СеверстальАвто».На правах рекламы ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫРичард Свандо ныне строит завод «Джи-Эм» в Санкт-Петербурге.Николас Колсон, председатель совета директоров Группы «Рольф».Иэн Кинг, вице-президент по развитию Группы «Рольф».СТРОИТЕЛИ КАПИТАЛИЗМАЛетом 1999 года «Форд» первым подписывает инвес тиционное сог лашение с Министерством экономики РФо создании ав томобильного предприятия близ Санкт-Петерб урга, во Всеволожске. Строительством завода команду ет авс тралиец Мюррей Гилберт: он приобрел такой опыт в ряде стран Азии. И что же – в сроки он уложилс я: завод на чал работу по плану, летом 2002 года. Правда, в интервью ЗР г -н Гилберт признава лся, что у него есть русские корни, поэтому правила ведения бизнеса в России его не пугают. Тогда же вРФ приехал еще один специа лист по созданию новых ав тосборочных производств – киприот Д жон Милонас. Ему поручили пос троить в Тольятти завод «Д жи-Эм– АВТОВАЗ». Совмес тное предприятие было открыто в срок, а через некоторое время Д. Милонаса сменил другой менеджер «Д женерал моторс» – американец Ри чард Свандо. Ныне Р. Свандо у же руководит строительством собс твенного завода «Д жи-Эм» в СанктПетербурге, а предприятие в Тольятти возг лавляет другой американец – Д жон Хэнсон. Всего же иностранных специалистов на СП в Тольятти немного – не более восьми человек (на первом этапе было 15–20); они занимаются финан-сами, вопросами ка чества и корпоративного управления. Примерно та же картина на строительстве заводов других автопроизводителей: руководит всем иностранец (как правило, у же с опытом создания таких предприятий); иностранцы же вна чале занимают вс е ключевые пос ты, но в те чение нескольких лет их заменяют российские специалисты.РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!Зато на с тарых оте чественных автозаводах долго доверяли только «своим» – инос транцев на дух не подпуска ли. Но несколько лет назад на чался активный процесс смены собс твенников на российских ав тозаводах, а новые хозяева стали приглашать иноcтранных менеджеров. Особенно преуспели «Северсталь-Авто» и «Группа ГАЗ». В сос таве совета директоров «С еверсталь-Авто» (в холдинг входят УАЗ, ЗМА, ЗМЗ) теперь два инос транца. Новый председатель, американец Дэвид Д ж. Х ерман в те чение 29 лет трудился в «Д женерал моторс», из которых 10 лет занимал пос т вице-президента. Был главой представительства «Джи-Эм» в России, по его инициативе создано СП «Д жиЭм–АВТОВАЗ». Финн Р емез Сеппо Юха был вице-президентом неф тяной компании «Несте». А сейчас, кроме работы в «С еверсталь-Авто», руко-водит собственной консалтинговой компанией и входит в совет директоров Р АО «ЕЭС России», где возглавляет комитет по аудиту. Кстати, недавно в компании «Северсталь-Авто» появилс я еще один иностранец, тоже известный нам: Джона Милонаса пригласили в ка честве консультанта по организации производства коммерческого автомобиля «ФИАТ- Дукато». Завод должны разверну ть вЕ лабуге у же к концу нынешнего года. Но первым инос транным топ-менеджером в российском ав топроме с тал нынеш-изучал экономику и русский язык, в 90-е годы работа л на Украине и хорошо разбирается в особеннос тях мес тного бизнеса… – Специфическая проблема России – нет норма льной инфраструктуры, – считает Э. Эберхардсон. – Не отлажено еще законодательство – банковское, финансовое, земельное и т.д. – то, что должно создава ть ф ундамент д ля бизнеса, поэтому правила игры вс е время меняются. Приходитс я на чинать с нуля, и сразу видно, чего человек с тоит. Испытываешь большое у довлетворение от того, что ос тавил какой- то«Дорогой» иностранный специалист, как правило, выгоден компании: вопервых, он эффективно развивает бизнес, во-вторых, обучает российских менеджеров.ний предс едатель прав ления «Группы ГАЗ» швед Эрик Эберхардсон. Два года назад Олег Дерипаска приг ласил президента компании «Вольво констракшн эквипмент СНГ» в свой холдинг на должнос ть заместителя генерального директора по с тратегии. Видимо, стратегия удалась… Эрик Эберхардсон, кс тати, один из немногих инос транных менеджеров высшего звена, который хорошо говорит по-русски. В университете он след. Я, ког да приезжаю на Украину, мог у показа ть – вот офис, который я создава л, вот сервисный центр в Киеве – я его открыл, а еще ес ть такие же во Львове, О дессе, Днепропетровске... И этим горжусь! Вслед за Эберхардсоном в «Группу Г АЗ» пришли еще несколько инос транных менеджеров. Президентом компании «ГАЗ Интернешнл» и г енеральным директором дивизиона «Легкие коммерческие автомобили» с тал Мартин Ли ч132 За рулем 08/2007 Мэтт Доннели, президент и главный исполнительный директор Группы «Рольф».(бывший президент «Форд Европа» и экс-гендиректор «Мазерати»). А управлять британским заводом LDV пригласили Стива Янга, работавшего до этого в компаниях «Бритиш Лейланд» и «Форд Европа». Директором по маркетингу и продажам «ГАЗ Интернешнл» назначен недавно Энди Кэролл; до этого он много лет работал в компании «Дженерал моторс», был директором по продажам коммерческого транспорта в Европе.НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМНи для кого не секрет, что иностранные менеджеры такого уровня зарабатывают в России очень и очень большие деньги; на должности члена совета директоров автомобильной компании (или руководителя направления) можно заработать около 1 млн. долл. в год. Кроме того, компания предоставляет хорошую квартиру вблагоустроенном районе, служебный транспорт, медицинское обслуживание и т.д. Впрочем, и на Западе у такого уровня специалистов сравнимые доходы. Но национальность здесь роли не играет. – Я не сторонник приглашать много иностранцев, ведь если человек приезжает сюда впервые, он довольно долго привыкает к здешним условиям, – говорит Эрик Эберхардсон. – В первый год работы даже очень хороший специалистиз-за этого может действовать не слишком эффективно. Есть и языковые проблемы. Я не разделяю специалистов на российских и иностранных; но у меня есть список ключевых должностей, и эти вакансии я должен заполнить. К сожалению, некоторых профессий в РФ просто не было – нет и специалистов; мне придется нанимать иностранцев. Я подписываю контракты на разные сроки (год, а может, и три) и перед специалистом ставлю две задачи. Во-первых, он должен выполнять свои обязанности вбизнесе, во-вторых, подготовить себе сменщиков из российского персонала. А пока в России остается только один бастион, где нет «варягов» – АВТОВАЗ. Но это, видимо, временно – создавать новый автомобиль класса Споручили канадской компании «Магна»; тем временем ищут иностранного покупателя на большой пакет акций предприятия. Увы, опираясь только на собственные силы и опыт, современный бизнес не построишь. Тем более, как оказалось, сил у нас еще маловато, да и опыта тоже. Но это дело наживное... P.S. Уже есть примеры, когда на работу за рубеж приглашают высокооплачиваемых российских специалистов (не только хоккеистов!) – в банковской сфере, IT-технологиях. Дойдет очередь и до автобизнеса!На правах рекламы